Дело №2-1341/2019 г.
37RS0023-01-2019-001551-43
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2019 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при секретаре Катураевой Л.А.
с участием представителя истца Шуйского межрайонного прокурора Яшиной Т.В.,
представителя ответчика Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области Тюрина Е.В., действующего по доверенности от 06.12.2018 № 5415 сроком до 31.12.2019 года,
представителя ответчика Главы Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Замятиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области об обязании в срок до 31.12.2019 включить денежные средства на ремонт участка дороги от д. № 2 до д. № 32, от д. № 32 до д. № 42, от д. № 51 до д. № 55, от д. № 61 до д. № 82 в д. Тепляково Афанасьевского сельского поселения в бюджет на 2020 год и об обязании Администрации Афанасьевского сельского поселения в срок до 31.12.2021 провести ремонт указанного участка дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области об обязании в срок до 31.12.2019 включить денежные средства на ремонт участка дороги от д. № 2 до д. № 32, от д. № 32 до д. № 42, от д. № 51 до д. № 55, от д. № 61 до д. № 82 в д. Тепляково Афанасьевского сельского поселения в бюджет на 2020 год и об обязании Администрации Афанасьевского сельского поселения в срок до 31.12.2021 провести ремонт указанного участка дороги. Заявленные требования обоснованы тем, что Шуйской межрайонной прокуратурой в июле 2019 года проведена проверка по репортажу от 12.07.2019 на канале «Теза ТВ» по фактам ненадлежащего содержания дороги в д. Тепляково Шуйского муниципального района. Согласно соглашению от 18.05.2017 года, полномочия по содержанию автомобильной дороги в д. Тепляково переданы Шуйским муниципальным районом Администрации Афанасьевского сельского поселения. Проверкой установлено, что на проезжей части автомобильной дороги проходящей через д. Тепляково Шуйского муниципального района Ивановской области, на участке: от д. № 2 до д. № 32, проезжая часть имеет бетонное покрытие, на котором имеются многочисленные просадки; от д. № 32 до д. № 42 проезжая часть имеет грунтовое покрытие, на котором имеются многочисленные просадки; от д. № 51 до д. № 55 проезжая часть имеет грунтовое покрытие, на котором имеются многочисленные просадки и колеи; от д. № 61 до д. № 82 проезжая часть имеет грунтовое покрытие, на котором имеются многочисленные просадки и колеи, что нарушает требования п. 5.2. 4 ГОСТ Р 50597-2017.В нарушение требований п. 5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 Администрацией Афанасьевского сельского поселения не обеспечено надлежащее содержание дороги в д. Тепляково Шуйского муниципального района. По фактам выявленных нарушений межрайонной прокуратурой в адрес главы Афанасьевского сельского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого представлен ответ о том, что в настоящее время в бюджете поселения денежные средства на ремонт указанного участка дороги, отсутствуют. Тем самым, не обеспечиваются закрепленные нормой Закона права граждан на безопасные условия движения, использование дороги надлежащего качества.
В судебном заседании представитель истца Шуйского межрайонного прокурора Яшина Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Просила суд исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области Тюрин Е.В. пояснил, что согласен с тем, что дороге требуется ремонт. Предоставил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указано, что п.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Утверждение местного бюджета действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В связи с этим понуждение судом органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 69-КГ-17-2. Кроме этого, в силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В соответствии с абзацем 2 п. 4 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрацией Шуйского муниципального района в 2017 году было заключено соглашение с Администрацией Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района соглашение о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения, а именно дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (за исключением дороги №1 с. Пустошь, идентификационный номер 24-233 ОПМР 102) и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок действия данных соглашений заканчивается 31 декабря 2019 года. Администрация Шуйского муниципального района оставляет разрешение искового заявления на усмотрение суда. При вынесении решения просит учесть, что согласно п. 3 ст. 184.1 БК РФ решением о бюджете утверждается, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы РФ в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде). Просит в решении суда указать объем межбюджетных трансфертов, который должен быть включен в бюджет на 2020 год на ремонт участка дороги от д. №2 до д. №32, от д. №32 до д. №42, от д. №51 до д. №55, от д. №61 до д. №82 в д. Тепляково Афанасьевского сельского поселения.
В судебном заседании представителя ответчика Глава Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Замятина Н.А. пояснила, что согласна с исковыми требованиями при условии выделения денежных средств, требующихся для выполнения работ.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МО МВД России «Шуйский» не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 и 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В силу ч.3 и 4 указанного закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ч.4 ст.15 отмеченного закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
18 мая 2017 года между Администрацией Шуйского муниципального района и Афанасьевским сельским поселением заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, в части ремонта автомобильных дорог с добавлением щебня, восстановления асфальтобетонного покрытия (ямочный ремонт), содержание автомобильных дорог в осеннее-весенне- летний период (восстановление поперечного профиля автомобильных дорог- грейдирование). Срок действия соглашения до 31.12.2019 года.
В соответствии со ст. 1Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ч. 4 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 10 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Поддорожнойдеятельностью в соответствии с п. 6 ст.3данного Федерального закона понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальномуремонту,ремонтуи содержанию автомобильных дорог, а в силу ч. 3 ст.15 осуществлениедорожнойдеятельности в отношении автомобильныхдорогместного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Таким образом, в силу приведенных норм права, ответственным за капитальныйремонт,ремонт и содержание автомобильныхдорогместного значения, является соответствующий орган местного самоуправления, то есть Администрация Шуйского муниципального района и Администрация Афанасьевского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, которые должны обеспечить безопасность дорожного движения, ремонт и содержание автомобильныхдорогместного значения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В материалы дела предоставлено сопроводительное письмо, в котором есть ссылка на Акт проверки из отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Шуйский». По результатам проведенного обследования установлено, что на проезжей части автомобильной дороги проходящей через д. Тепляково Шуйского муниципального района Ивановской области, на участке:
от д. № 2 до д. № 32, проезжая часть имеет бетонное покрытие, на котором имеются многочисленные просадки, что нарушает требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
от д. № 32 до д. № 42 проезжая часть имеет грунтовое покрытие, на котором имеются многочисленные просадки, что нарушает требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
от д. № 51 до д. № 55 проезжая часть имеет грунтовое покрытие, на котором имеются многочисленные просадки и колеи, что нарушает требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
от д. № 61 до д. № 82 проезжая часть имеет грунтовое покрытие, на котором имеются многочисленные просадки и колеи, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
«ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержден Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
Данный документ Приказами Росстандарта от 25.05.2018 № 279-ст, от 28.08.2018 № 545-ст, введен в действие с 1 сентября 2018 г., а пункты 5.1.1, 6.1.1 и 7.1 с 1 июля 2019 года.
В соответствии с п.1 ГОСТ Р 50597-2017 стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, указанных в таблице, устранение которых осуществляют в сроки, также приведенные в таблице.
Обязательность применения требований ГОСТ Р 50597-2017 следует из указанных положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации» определено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
В пункт 5 данного перечня входит ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (за исключением пункта 5.1.1). Дата утверждения (регистрации) - 26 сентября 2017 г.
Таким образом, исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора, поданное на основании ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области об обязании в срок до 31.12.2019 включить денежные средства на ремонт участка дороги от д. № 2 до д. № 32, от д. № 32 до д. № 42, от д. № 51 до д. № 55, от д. № 61 до д. № 82 в д. Тепляково Афанасьевского сельского поселения в бюджет на 2020 год и об обязании Администрации Афанасьевского сельского поселения в срок до 31.12.2021 провести ремонт указанного участка дороги подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области об обязании в срок до 31.12.2019 включить денежные средства на ремонт участка дороги от д. № 2 до д. № 32, от д. № 32 до д. № 42, от д. № 51 до д. № 55, от д. № 61 до д. № 82 в д. Тепляково Афанасьевского сельского поселения в бюджет на 2020 год и об обязании Администрации Афанасьевского сельского поселения в срок до 31.12.2021 провести ремонт указанного участка дороги, удовлетворить.
Обязать Администрацию Шуйского муниципального района Ивановской области в срок до 31.12.2019 включить денежные средства на ремонт участка дороги от д. № 2 до д. № 32, от д. № 32 до д. № 42, от д. № 51 до д. № 55, от д. № 61 до д. № 82 в д. Тепляково Афанасьевского сельского поселения в бюджет на 2020 год.
Обязать Администрацию Афанасьевского сельского поселения в срок до 31.12.2021 провести ремонт участка дороги от д. № 2 до д. № 32, от д. № 32 до д. № 42, от д. № 51 до д. № 55, от д. № 61 до д. № 82 в д. Тепляково Шуйского района Ивановской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Козлова.
В окончательной форме решение суда изготовлено 30 сентября 2019 года.
Судья Л.В. Козлова.