Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2936/2014 ~ М-2844/2014 от 11.11.2014



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2014 года город Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи - Поповой О.А., при секретаре - Никитиной И.Д.,

с участием: представителя истца – Козырева А.А. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком до ДД.ММ.ГГГГ), представителя ответчика – Баранова В.И., на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ (сроком до ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев материалы гражданского дела № 2-2936/14 по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти к администрации сельского поселения Верхнее Санчелеево о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти обратился в суд с вышеуказанным иском на основании ст. 46 ГПК РФ.

Требования иска мотивированы тем, что в связи с обращением жителя с. В.Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области Штрайх С.Н. о несанкционированной свалке отходов вблизи ее земельного участка истцом проведена проверка по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки доводы обращения Штрайх С.Н. подтвердились, южнее <адрес> была обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. В связи с этим, просит: признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципальный район Ставропольский Самарской области по принятию мер по организации сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать ответчика в соответствии с требованиями Приложения к СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» и п. 3.4. САнПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дизинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов вблизи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, добавив, что фактически главой администрации с.п. В.Санчелеево не принято никаких мер по ликвидации несанкционированной свалки с весны 2-14 года.

Представитель ответчика – глава с.п. В. Санчелеево в судебное заседание явился, пояснил, что требования истца обоснованны. Нарушения, указанные в иске и акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, имеют место быть до настоящего времени, поскольку у сельского поселения В. Санчелеево нет финансовых средств для их устранения. Действительно, к нему весной. Возможно в ДД.ММ.ГГГГ., устно обращалась Штрайх С.Н. с просьбой принять меры к ликвидации свалки рядом с <адрес>. Он пообещал ей принять меры, поскольку ожидал поступление финансирования в бюджет сельского поселения с администрации муниципального района Ставропольский. Но никаких финансовых поступлений не было, поэтому он не выполнил обещание. Жители села сами организовали эту свалку много лет назад. Но так как уровень жизнеобеспечения жителей вырос, увеличилось количество отходов. На свалку выбрасывают и мебель, и погибшие деревья, и просто бытовой мусор. У сельского поселения нет финансовой возможности своевременно принимать меры к вывозу мусора. Сейчас с жителями села заключаются договора на вывоз твердых бытовых отходов.

    Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В силу ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Из материалов дела следует, что в соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес> на основания заявления Штрайх С.Н. проведена проверка соблюдения законодательства об экологическом и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, расположенная в на расстоянии около 300 метров от ближайших жилых домов.

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент рассмотрения дела указанная свалка не устранена, мусор с данной территории не вывезен. Глава администрации сельского поселения В. Санчелеево о существовании свалки знал, в ДД.ММ.ГГГГ был предупрежден о необходимости ее ликвидации, но мер к этому не предпринял. Утверждение об отсутствии бюджетных финансовых поступлений не подтверждено, мер к извещению главы муниципального района Ставропольский Самарской области о необходимости денежных средств для ликвидации свалки, не принималось.

Статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.

Согласно п. 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

В соответствии с Приложением №3 к СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно - эпидемиологические требования к проведению дератизации», территория, прилегающая к зданиям, незастроенные территории (парки, скверы, кладбища и т.д.) должны постоянно содержаться в порядке и освобождаться от неорганизованных свалок.

В силу п. 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», не допускается образование свалок бытового мусора на открытых участках территории населенных пунктов.

Согласно п.п. 19 и 20 ст. 7 гл. 2 Устава сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области к компетенции поселения отнесены вопросы организации сбора и вывоза отходов и мусора, а также благоустройства территории поселения.

Администрация с.п. Верхнее Санчелеево, являясь органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представляет интересы населения всего муниципального образования, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с исторических и иных местных традиций. Законодательством определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих в на соответствующей территории. В Конституции Российской Федерации закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Эта группа полномочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами права являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица, находящиеся на территории Российской Федерации.

Исковые требования заявлены Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет право гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативных действий, вызванных хозяйственной и иной деятельностью, а в силу ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 52 Федерального Закона ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные ст. 50,51 ФЗ № 52 полномочия на предупреждение. Обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 51 Федерального Закона ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 ФЗ, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В силу требований ст. 76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», споры в области охраны окружающей среды решаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации, земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц являются государственной собственностью.

Таким образом, учитывая вышеизложенное и установленное бездействие органа местного самоуправления – сельского поселения Верхнее Санчелеево, нарушающее права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленные в ст. 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти к администрации с.п.Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области по непринятию мер по организации сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать администрацию сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области в соответствии с требованиями Приложения 3 к СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» и п. 3.4. САнПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дизинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов вблизи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной су в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 ноября 2014 года.

Судья – подпись

Копия верна:

Судья

2-2936/2014 ~ М-2844/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Самарской области
Ответчики
администрация с.п.В.Санчелеево
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Попова О.А.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
11.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2014Передача материалов судье
13.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2014Судебное заседание
19.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2014Дело оформлено
22.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее