Дело №2-3193/2012г.
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации.
25 июня 2012 года. город Пермь.
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Черепановой О.Г.,
с участием:
истца Кадыровой М.М.,
представителя ответчика, - Сидоренко А.С., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Пирожковой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кадыровой М.В. к Департаменту земельных отношений Администрации г.Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Кадырова М.В. обратилась в суд с заявлением о признании отказа Департамента земельных отношений Администрации г.Перми в предоставлении земельного участка незаконным. В обоснование заявления указала, что она обратилась в Департамент земельных отношений о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по <адрес>. Письмом ей было в этом отказано. Мотивами отказа выступили: ссылка на п. 1.2. ст.30 Земельного кодекса РФ, Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г.Перми от 28.10.2008 г. №315, где, по мнению ответчика, предусмотрен порядок предоставление земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов только посредством проведения открытого аукциона; ссылка на ст.38.1 ЗК РФ, где определен порядок организации аукционов; предложено реализовать свое право путем участия в аукционах по сформированным земельным участкам.
Считает, что действия Департамента земельных отношений администрации г.Перми являются незаконным, нарушающими ее права, закрепленные в Земельном кодексе РФ.
При подаче заявления ответчику ею была прямо указана норма закона, которая подлежит применению в данном случае - ст.30.1 ЗК РФ, однако, согласно отказу, указанная норма закона вообще не применялась.
Согласно данной статье определяются особенности предоставления земельных участков в арендуименно для жилищного строительства (ст.30 ЗК РФ на которую ссылается ответчик носит общий характер и распространяется на случаи предоставления земельных участков для строительства вообще, т.е. ст.30.1 в отношении к ст.30 выступает как специальная норма, в силу чего имеет преимущество в применении).
Такого права, как отказ в предоставлении участка для целей жилищного строительства в ст.30.1 ЗК РФ нет. Варианты решения указаны в ст.30.1 ЗК РФ: принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка и через месяц, если не появилось желающих получить в аренду данный участок, заключается договор аренды с лицом первоначально обратившимся за предоставлением земельного участка.
Ответчик не сделал ни того, ни другого.
По непонятной причине указанная норма права при разрешении ее просьбы не применялась вообще. В любом случае нормы Земельного кодекса РФ имеют приоритет в применении перед нормами местных законодательных актов.
Запрашиваемый ею участок находится в зоне позволяющей осуществлять индивидуальное жилищное строительство, т.е. объективных причин для отказа нет. Отказ ответчика идет вразрез с государственной политикой, облегчающей процесс оформления прав на земельный участок именно для целей индивидуального жилищного строительства.
Отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми сам по себя является незаконным, а кроме того, нарушает ее права - она лишена возможности получить земельный участок для указанных целей, иных участков в интересующем ее жилом районе нет.
Просит суд признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Кадыровой М.В. в аренду земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства и обязать Департамент земельных отношений Администрации г.Перми устранить нарушения закона, рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельный участок общей площадью -S- для индивидуального жилищного строительства, расположенный по <адрес>.
В судебном заседании Кадырова М.В. на заявленных требованиях настаивала в полном объеме; доводы, изложенные в заявлении, поддержала.
Представитель ДЗО Администрации г. Перми выразил свое несогласие с требованиями Кадыровой М.В., представив ранее суду возражения относительно заявленных требований. Суду пояснил, что предоставление земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов на территории города Перми осуществляется исключительно посредством проведения торгов в виде открытого аукциона (п. 1.2. ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденное решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 № 315). Реализовать свое право на приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства заявитель может, подав заявку в Департамент имущественных отношений на участие в аукционе по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п.1 ст.30.1, п.11 ст.30 ЗК РФ, предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п.2 ст.30.1 ЗК РФ, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Согласно п.1.1 ст.30 ЗК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 № 315 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми.
В соответствии с п.1.2 Положение определены единые на территории города Перми условия предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, а также под существующие объекты капитального строительства и объекты, связанные с их обслуживанием.
Согласно п.3.1 Положения исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) осуществляется предоставление земельных участков для строительства: в собственность без предварительного согласования места размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, продажа права на заключение договора аренды земельного участка, в том числе для жилищного строительства.
Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства установлен ст.30,1 ЗК РФ.
В соответствии с п.3 ст.30.1, п.4 ст.30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условий предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно п.7 ст.30 ЗК РФ, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства установлен ст.38.1 ЗК РФ.
Таким образом, на территории г. Перми предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно исключительно на торгах, после формирования и постановки на государственный кадастровый учет.
Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 №210 утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Администрации г. Перми (далее - Положение).
В соответствии с п.З. 1.10 Положения Департамент осуществляет организацию и проведение торгов (конкурсов и аукционов) по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Перми, и участков, государственная собственность на которые не разграничена, или права на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства.
В связи с изложенными обстоятельствами, Департамент письмом от ДД.ММ.ГГГГ предложил заявителю выбрать земельный участок из перечня сформированных на торги участков, размещенного на сайте Администрации г. Перми, и обратиться с соответствующим заявлением в компетентный орган Администрации г. Перми - Департамент имущественных отношений, (л.д. 8).
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ фактически не является отказом Кадыровой М.В. в предоставлении земельного участка, поскольку заявитель обратился в ненадлежащий орган. Данное письмо, по мнению суда, разъясняет именно указанное и чем, соответственно, прав заявителя не нарушает.
Кроме того, испрашиваемые земельные участки не сформированы, не прошли государственный кадастровый учет, в связи с чем их предоставление на торгах невозможно.
Требование о возложении обязанности заключить договоры аренды не подлежит удовлетворению, поскольку противоречит вышеприведенному порядку предоставления участков для индивидуального жилищного строительства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Кадыровой М.В..
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных Кадыровой М.В. к Департаменту земельных отношений Администрации г.Перми требований о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: О.Г.Черепанова