Решение по делу № 3-143/2015 ~ М-367/2014 от 17.12.2014

Дело №3-143/2015

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,

при секретаре Козловой И.В.,

с участием:

представителя заявителя Данковцевой И.В.,

представителя филиала ФГБУ«ФКП«Росреестра»

по Волгоградской области Барыкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 01 апреля 2015 года гражданское дело по заявлению Ковалёвой Светланы Владимировны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

установил:

Ковалёва С.В. 17 декабря 2014 года обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением, уточнив требования в процессе разбирательства по делу, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:050005:33, площадью 504 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2293 000 руб., указав в обоснование, что является арендатором вышеуказанного земельного участка по договору аренды, заключенному с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области. За основу расчёта арендной платы за участок по указанному договору принята кадастровая стоимость земельного участка равная 8462447,28 руб. Превышение установленной кадастровой стоимости участка в результате проведения государственной кадастровой оценки его рыночной стоимости приводит к завышению размера арендной платы, что нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

С указанной оценкой заявитель не согласна, считает, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации она должна быть установлена равной рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель заявителя требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:050005:33, площадью 504 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2293 000 руб. поддержала.

Представитель филиала ФГБУ«ФКП«Росреестра» по Волгоградской области Барыкина О.А., не возражала против удовлетворения требований, указав, что ФГБУ«ФКП«Росреестра» не является заинтересованным лицом в данном деле.

Другие заинтересованные лица надлежащим образом извещены, о причинах неявки суд не известили, возражения по заявленным требованиям не представили.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, поддержавшего заявление, представителя филиала ФГБУ«ФКП«Росреестра» по Волгоградской области Барыкиной О.А., не возражавшей против удовлетворения требований, письменный отзыв Управления Росреестра по Волгоградской области, не возражавшего против заявленного требования, суд считает, что требования заявителя подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

Судом установлено, что заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 34:34:050005:33, площадью 504 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>,

В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области по состоянию на 01.01.2010 года.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050005:33, площадью 504 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, определена в размере 8462447,28 руб.

Сведения об изменении качественной характеристики земельного участка (изменение вида разрешенного использования) внесены в государственный кадастр недвижимости 15.09.2014 г., после даты государственной кадастровой оценки, и после указанной даты изменений качественных и (или) количественных характеристик не претерпел.

Не согласившись с установленной государственной кадастровой оценкой кадастровой стоимостью земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.

Согласно ч.1,3,5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст. 24.19 Закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Из указанного следует, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, так как одной из сторон этих отношений являются государственные органы субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и утвердившие кадастровую стоимость, органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, обладающие властными полномочиями по отношению к другому участнику указанных правоотношений и определяющие порядок и условия вступления в данные правоотношения.

В целях установления рыночной стоимости земельного участка по ходатайству заявителя, проведена судебная экспертиза.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливалась на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

Согласно выводов судебной экспертизы, на которой заявитель основал требования, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050005:33, площадью 504 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 15.09.2014г. составляет 2293 000 рублей.

Суд также учитывает, что заинтересованные лица не оспорили экспертное заключение.

Оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание установленную рыночную стоимость земельного участка, суд находит требование подлежащим удовлетворению.

При этом, суд считает, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствие с прямым предписанием ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В связи с указанным, учитывая, что заявителем не оспариваются действия (бездействия) филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, для удовлетворения требования заявителя в части возложения на филиал ФГБУ«ФКП«Росреестра» по Волгоградской области обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости, оснований не имеется. Указанные изменения подлежат внесению в соответствии с прямым предписанием закона.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ковалёвой Светланы Владимировны от 17 декабря 2014 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050005:33, площадью 504 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2293 000 рублей по состоянию на 15 сентября 2014года.

В части требования о возложении обязанности на филиал ФГБУ«ФКП«Росреестра» по Волгоградской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Волгоградский областной суд.

Судья М.Б. Гайдаров

3-143/2015 ~ М-367/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ковалева Светлана Владимировна
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области
Комитет по управлению государственным имуществом по Волгоградской области
Администрация Волгоградской области
Данковцева Ирина Владимировна
УФРС по Волгоградской области
Кузьмин Андрей Валентинович
Администрация г. Волгограда
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Гайдаров Мухтар Багавудинович
Дело на странице суда
oblsud--vol.sudrf.ru
17.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2014Передача материалов судье
19.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.12.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.01.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.01.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2015Судебное заседание
03.03.2015Производство по делу возобновлено
23.03.2015Судебное заседание
01.04.2015Судебное заседание
01.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2015Дело оформлено
04.02.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее