дело № 2-2233/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2019 года г. Волгоград
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Рыкова Д.Ю.,
при секретаре судебного заседания Панковой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шахова ФИО5 к ООО СК «ВТБ Страхование» о взыскании недоплаченной суммы премии, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда
установил:
Шахов ФИО6 обратился с иском к ООО СК «ВТБ Страхование», в котором просит суд взыскать с ответчика недоплаченную сумму премии за первый квартал 2019 года в размере 111 298 рублей, компенсацию за задержку выплаты премиальной части заработной платы начиная с 22 июня 2019 гола по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, расходы на услуги представителя в размере 15 000 рублей. В ходе судебного разбирательства истец дополнил свои требования в порядке ст.39 ГПК РФ требованиями к ответчику о взыскании невыплаченную премиальную часть заработной платы за второй квартал 2019 года в размере 443 130 рублей.
В обоснование требований указал, что на основании трудового договора №1682 от 25.01.2012г. Шахов ФИО7 работает в должности директора филиала ООО СК «ВТБ Страхование» г.Волгограда. По итогам первого квартала 2019 года, ему была рассчитана премия в размере 222 595 рублей, что подтверждается ведомостью. Однако, выплачено было лишь 111 298 рублей, т.е. 50% от расчетной суммы. Истец обратился к работодателю за разъяснениями. Ответчиком было указано, что причинами корректировки в сторону снижения стало невыполнение различных плановых показателей. Полагает, что работодатель необоснованно снизил размер премиальной части. Так же по итогам второго квартала 2019 года, премиальная часть заработной платы истцу в размере 443 130 рублей не выплачена полностью.
В связи с чем истец кроме данных требований просит взыскать с компенсацию за задержку выплаты премиальной части заработной платы начиная с 22 июня 2019 гола по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, расходы на услуги представителя в размере 15 000 рублей.
Истец Шахов ФИО8. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы Мистрюковой ФИО9.
Представитель истца Шахова ФИО10 – Мистрюкова ФИО11., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ООО СК «ВТБ Страхование» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительной причине неявки суд не уведомил, представил суду возражения на иск, в которых указывает, что выплата премии не является на предприятии обязательным условием оплаты труда, а является стимулирующим дополнением к заработной плате, которая выплачивается исключительно по усмотрению работодателя. За первый квартал истцу выплачена полностью назначенная к выплате премия, а за второй квартал премия истцу не назначалась, Однако оснований для взыскания данного вида заработка не имеется поскольку премия в том размере как её требует истец ему не была назначена работодателем. В этой связи просит в иске оказать в полном объеме.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд не находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 ст. 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 ст. 5 Трудового кодекса РФ).
Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера.
Выплата включенных в систему оплаты труда стимулирующих и премиальных сумм производится в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных в трудовом договоре и в локальных нормативных актах работодателя.
Как установлено в судебном заседании, 25 января 2012 года между Шаховым ФИО12. и ООО СК «ВТБ Страхование» заключен трудовой договор №1682, в соответствии с которым истец был принят на должность директора филиала ООО СК «ВТБ Страхование» в г.Волгограде.
Указанным трудовым договором в п.4.1 установлено, что за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных условиями трудового договора работнику выплачивается должностной оклад в размере 80000 руб/месяц. Выплата премии регулируется положениями п.4.2 данного трудового договора, которая предусматривает, что работодатель может выплачивать премию стимулирующего характере на условиях установленных локальными нормативными актами работодателя.
Таким образом выплата премии по условиям трудового договора предусмотрена как возможность но не обязанность работодателя поощрять работника за труд.
Что касается условий и порядка начисления и выплаты содержащихся в локальных нормативных актах работодателя, к которым отсылает трудовой договор с истцом из материалов дела, усматривается в первом квартале 2019 года в ООО СК «ВТБ Страхование» действовало «Положение об оплате труда, гарантиях и компенсациях работникам», утвержденное Приказом от 23.01.2018г. № 15-од, а так же обязанности работодателя по денежному стимулированию работников были установлены в «Политике по премированию работников СК «ВТБ Страхование»
Согласно п.5.1 Положения об оплате труда, работнику дополнительно к должностному окладу могут выплачиваться единовременные, ежемесячные, квартальные, годовые и другие виды премий. Вместе с тем, указано, что премиальное вознаграждение не является гарантированной выплатой.
В силу ст. 135 ТК РФ установление системы премирования является прерогативой работодателя.
Таким образом, учитывая, что премия является поощрительной выплатой стимулирующего характера, установленной принятым работодателем положением, регламентирующим условия, порядок ее начисления, что не противоречит действующему трудовому законодательству, выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений трудовых прав истца при принятии оспариваемого приказа работодателя, являются правильными.
Премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации.
При этом трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.
Как указывает ответчик в своем возражении на иск, премия за первый квартал 2019 года выплачена истцу в размере 111 298 рублей. При этом стороны подтверждают, что базовый размер премии за 1-ый квартал для Шахова ФИО13. соответствовал сумме 222595 руб. Но при этом одновременно был лишен вопрос о выплате истцу только 50% данной премии, что в итоге свидетельствует, что юридически значимым является 111 298 рублей, т.е. 50% от суммы 222 595 рублей.
Как обоснованно заявляет ответчик в своем отзыве анализ работы Шахова ФИО14 в первом квартале 2019 года не дает оснований для каких-либо дополнительных выплат в адрес работника помимо уже выплаченной премии по итогам первого квартала 2019 года в размере 111 298 рублей.
При этом в силу п. 7.5 Политики по премированию от 17.12.2018г. фактическая премия, выплаченная работнику за отчетный период может быть меньше или больше базового размера премирования. Выплата премии в размере ниже базового не является снижением размера премии. Отсутствие у работника премии за отчетный период не является лишением премии. Согласно п.7.3 Политики по премированию, базовые премии работников могут быть изменены на основании экспертной деловой оценки руководителя, с учетом личной эффективности работника, соблюдения им внутренних процедур и стандартов работы.
Таким образом выплаченная истцу премия в размере 111 298 рублей по итогам работы истца в первом квартале является полным исполнением обязательств ответчика перед истцом пол данному виду денежного вознаграждения за труд.
Так же как и в случае с премией за первый квартал 2019г. на работодатель не был обязан начислять указанную премию, в этом случае на предприятии действовали Положение об оплате труда, гарантиях и компенсациях работникам, утвержденное Приказом от 31.01.2019г. № СГ/17 и всё та же «Политике по премированию работников СК «ВТБ Страхование».
Условия при которых работодатель брал на себя обязанности квартального премирования, установленные Положением об оплате труда, гарантиях и компенсациях работникам, утвержденным Приказом от 31.01.2019г. № СГ/17 практически ни чем не отличалось от прежде действовавшего такого же «Положение об оплате труда, гарантиях и компенсациях работникам», утвержденное Приказом от 23.01.2018г. № 15-од
Поскольку Шаховым ФИО15. заявлено требование о взыскании невыплаченной премиальной части заработной платы за второй квартал 2019 года в размере 443 130 рублей суд находит, что правовая природа отказа истцу в данной части иска идентичная той которая имела место при отказе в иске о взыскании премии за 1-ый квартал 2019г.
Суд приходит к выводу, что квартальная премия является стимулирующей выплатой, начисляется в соответствии с действующими в обществе локальными нормативными актами и напрямую зависит от результатов работы в отчетном периоде и оценки данной деятельности со стороны работодетеля.
Разрешая спор и отказывая Шахову ФИО16. в удовлетворении исковых требований о взыскании невыплаченной премии, компенсации за задержку выплаты премии – как части заработной платы, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов, суд исходит из того, что отсутствие оснований для удовлетворения иска в данной части с необходимостью порождает отказ в требованиях возложения на работодателя обязанности начислять проценты за задержку указанных выплат, для возмещения истцу компенсации морального вреда и по взысканию судебных издержек как требованиям произвольным от требований взыскания премий. Требования о взыскании компенсации за задержку выплаты премии как части заработной платы и компенсации морального вреда в силу ст.236 и 237 ТК РФ подлежали удовлетворению лишь при наличии положительного решения о взыскании подлежащей выплате премии, как следствие нарушение трудовых прав истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении иска Шахова ФИО17 к ООО СК «ВТБ Страхование» о взыскании невыплаченной суммы премии, компенсации морального вреда и процентов за задержку выплаты заработной платы и взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд Волгограда в течение месяца с момента составления мотивированного текста решения.
Председательствующий Д.Ю. Рыков
Справка: Мотивированный текст решения составлен 01 ноября 2019 года.
Судья: Рыков Д.Ю.