Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-506/2016 ~ М-106/2016 от 20.01.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДДММГГГГ Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Саломатина А.А.,

при секретаре Родиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № <данные изъяты> по иску Фомина Д.С. к Военному комиссариату Самарской области, призывной комиссии города Тольятти Самарской области о признании решений незаконными и возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Фомин Д.С. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату Самарской области, призывной комиссии города Тольятти Самарской области о признании решений незаконными и возложении обязанностей, в обоснование заявленных требований указав, что решением военного комиссариата Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения решение призывной комиссии отдела военного комиссариата г.о. Тольятти Самарской области, оформленное протоколом у от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Фомин Д.С. признан не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований.

С вышеуказанными решениям истец не согласен, поскольку от призыва на военную службу он не уклонялся, повестки о вызове в военный комиссариат не получал, о постановлении призывной комиссией решения ему стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Решение отдела военного комиссариата г.о. Тольятти Самарской области не могло быть принято, так как в период призывной кампании первой после вступления в силу положений закона (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), которыми введена норма о возможности принятия такого решения, никаких действий по призыву в отношении истца не производилось.

Полагая свои права нарушенными, истец просил суд признать незаконным и отменить решение военного комиссариата Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , восстановить пропущенный процессуальный, признать незаконным и отменить решение призывной комиссии отдела военного комиссариата г.о. Тольятти, оформленное протоколом у от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Фомина Д.С.

В судебном заседании административный истец заявленные требования уточнил, просил суд восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение с административным иском в суд, признать незаконным и отменить решение военного комиссариата Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ,, признать незаконным и отменить решение призывной комиссии отдела военного комиссариата г.о. Тольятти, оформленное протоколом N3y от ДД.ММ.ГГГГ, о зачислении истца в запас на основании п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в части формулировки "Признать не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований", обязать военный комиссариат Самарской области и призывную комиссию отдела военного комиссариата г.о. Тольятти устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод путем рассмотрения вопроса о зачислении административного истца в запас в с формулировкой в соответствии с требованиям норм действующего законодательства.

Представитель Военного комиссариата Самарской области, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать.

Представитель призывной комиссии г. Тольятти Самарской области, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что решением военного комиссариата Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения решение призывной комиссии отдела военного комиссариата г.о. Тольятти Самарской области, оформленное протоколом у от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Фомин Д.С. признан не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований.

Суд полагает, что при рассмотрении дела нашли свое подтверждение доводы административного истца о незаконности действий Военного комиссариата Самарской области и призывной комиссии г. Тольятти Самарской области.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 28 указанного Закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Согласно Указу Президента РФ от 31.03.2014 г. N 189 "О призыве в апреле - июле 2014 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу осуществлялся с 1 апреля по 15 июля 2014 г.

В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

В соответствии с вышеуказанными нормами закона при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после 01.01.2014 г. При этом факт не прохождения воинской службы без законных оснований до 01.01.2014 года правового значения не имеет.

Судом достоверно установлено и собранными по делу доказательствами объективно подтверждено, что мероприятия по организации призыва административного истца на военную службу в указанный период времени (с 01.01.2014 г. до достижения возраста 27 летнего возраста, т.е. до 27.09.2014) не осуществлялись.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 31 названного Федерального закона, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

Аналогичная норма содержится и в пунктах 6-8 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663.

Так, на основании п. 6-8 указанного Положения, оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками отдела. Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

По смыслу данных норм закона мероприятия по призыву на военную службу должны проводиться призывными комиссиями в каждую призывную кампанию без исключения. При этом законодательством о прохождении военной службы прямо предусмотрен способ извещения лиц, подлежащих призыву, о необходимости их явки в военный комиссариат в назначенное время. Указанное извещение, оформляемое повесткой, должно вручаться лично призывнику под расписку и лишь лицами, прямо поименованными в Положении о прохождении военной службы.

При этом получение повестки является не правом, а обязанностью призывника. Если повестка вручена родственникам либо иным лицам, проживающим по адресу призывника, оставлена по месту предполагаемого места нахождения призывника либо направлена ему по почте, то у последнего не возникает обязанности явиться в военкомат. Возможность извещения каким-либо иным способом ни Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ, ни ведомственными нормативно-правовыми актами не предусмотрена.

Аналогичные разъяснения даны и в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3, согласно которым судам необходимо учитывать, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также для повторного прохождения призывной комиссии по окончании срока действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу осуществляется повестками военного комиссариата, вручение которых призывнику производится под расписку и только установленными законодательством лицами.

Как следует из представленных суду материалов личного дела призывника данные о вручении Фомину Д.С. повестки о необходимости явки в военный комиссариат в юридически значимый период, то есть в весеннюю призывную кампанию, имевшую место после 01 января 2014 года (призыв с 01 апреля по ДД.ММ.ГГГГ) отсутствуют.

Также, согласно письму <данные изъяты> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) работодателем истца направлялись сведения в отношении него в военный комиссариат по г. Тольятти, в связи с чем, в случае организации мероприятий по призыву на военную службу, должностные лица призывной комиссии могли беспрепятственно известить истца надлежащим образом.

До июля 2013 года истцу была предоставлена отсрочка в связи с обучением в очной аспирантуре Тольяттинского государственного университета.

Имеющийся в личном деле истца единственный рапорт сотрудника отдела военного комиссариата г.о. Тольятти, составленный в феврале 2014 года (в юридически значимый период) о невозможности вручить ему повестку, не является доказательством принятия мероприятий по организации призыва истца на военную службу и не имеет юридического значения, поскольку действующим законодательством не предусмотрена форма извещения призывников в виде составления «рапорта о невозможности вручить повестку», кроме того, данный рапорт составлен не в период призывной компании, а изложенные в нем сведения в судебном заседании ничем не подтверждены.

По основаниям, указанным выше, данные документы доказывают факт не соблюдения сотрудниками призывной комиссии предусмотренного законом порядка оповещения призывника о явке на призывную комиссию, поскольку из указанных документов не ясно, с кем именно состоялась беседа при попытке вручения повестки, был ли дома сам заявитель при проведении данных мероприятий, предпринималась ли попытка вручить ему повестку лично, предлагали ему сотрудники военного комиссариата засвидетельствовать свой отказ путем внесения записи в корешок повестки, а также была ли передана данная повестка родственниками самому призывнику.

Исходя из преамбулы к Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" данный федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

По смыслу данной нормы закона, правоотношения, связанные с призывом на военную службу, носят индивидуальный и строго персонифицированный характер, при котором предусмотренной статьей 31 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ обязанности призывника явиться по повестке в военный комиссариат для участия в мероприятиях, связанных с призывом не военную службу, корреспондирует предусмотренная статьей 26 того же закона и Положением о призыве на военную службу обязанность сотрудников военного комиссариата известить призывника об указанных мероприятиях в установленном законом порядке, чего из материалов личного дела объективно не усматривается.

Таким образом, данных об организации мероприятий в юридически значимый период времени, то есть с 01.01.2014 г. до достижения возраста истцом 27 лет (ДД.ММ.ГГГГ) по призыву на военную службу в его личном деле отсутствуют.

Соответственно, решение призывной комиссии отдела военного комиссариата г.о. Тольятти, оформленное протоколом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в части формулировки "Признать не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований" не может быть признано законным и подлежит отмене. В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым возложить на призывную комиссию города Тольятти Самарской области обязанность по рассмотрении вопроса о зачислении Фомина Д.С. в запас в соответствии с требованиями Федерального закона РФ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии со статьей 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным восстановить пропущенный процессуальный срок в связи с тем, что о постановлении призывной комиссией оспариваемого решения истцу стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ после ознакомления Фомина Д.С. с материалами его личного дела, содержащими указанный протокол заседания призывной комиссии г. Тольятти Самарской области, при этом суд учитывает, что административное исковое заявление Фоминым Д.С. подано в суд ДД.ММ.ГГГГ., то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока для обращения в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Фомина Д.С. к Военному комиссариату Самарской области, призывной комиссии города Тольятти Самарской области о признании решений незаконными и возложении обязанностей удовлетворить.

Признать незаконными решение Военного комиссариата Самарской области от <данные изъяты> и решение призывной комиссии города Тольятти Самарской области у <данные изъяты>. о зачислении Фомина Д.С. в запас на основании положений п. 1.1 ст. 28 ФЗ от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в части формулировки основания зачисления в запас «признать не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований».

Обязать призывную комиссию города Тольятти Самарской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о зачислении Фомина Д.С. в запас в соответствии с требованиями Федерального закона РФ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-506/2016 ~ М-106/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фомин Д.С.
Ответчики
Призывная комиссия г.о. Тольятти Самарской области
Военный комиссариат Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Саломатин А.А.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
20.01.2016Передача материалов судье
20.01.2016Регистрация административного искового заявления
22.01.2016Решение вопроса о принятии к производству
22.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2016Судебное заседание
15.02.2016Судебное заседание
20.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2016Дело оформлено
08.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее