Дело № 2-1380/2015 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2015 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Кузнецовой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании не соответствующим закону и отмене решения межведомственной комиссии администрации г. Лысьвы об отказе в переводе нежилого помещения в жилое и возложении обязанности по устранению нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился с заявлением о признании не соответствующим закону и отмене решения межведомственной комиссии администрации г. Лысьвы об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, и возложении обязанности по устранению нарушения прав.
В судебном заседании ФИО2 требования поддержал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи он приобрел встроенное нежилое помещение по адресу <адрес> целью перевода указанного помещения в жилое. С указанной целью ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в межведомственную комиссию администрации г. Лысьвы с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое с предоставлением проекта перепланировки, которым было предусмотрено организация отдельного входа в две квартиры путем замены оконного проема на дверной.
ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление о возможном повторном рассмотрении его заявления при условии отражения в проекте полного перечня помещений для жилых квартир в соответствии с нормативной документацией, а также соответствия жилых квартир требованию по естественной инсоляции.
ДД.ММ.ГГГГ им было получено уведомление о том, что согласно техническим документам, принадлежащее ему помещение расположено в цокольном этаже здания, в связи с чем перевод его в жилое возможен только в случае внесения изменений в технический паспорт многоквартирного дома.
ДД.ММ.ГГГГ им в администрацию г. Лысьвы были направлены дополнительные материалы, результаты расчетов естественной инсоляции, инженерные разделы проектной документации, мероприятия по гидроизоляции пола.
В ДД.ММ.ГГГГ года им было получено техническое заключение ГУП «ЦТИ» о возможности увеличения этажности дома и признании цокольного этажа, в котором расположено принадлежащее ему помещение первым этажом. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Лысьвы были представлены кадастровые паспорта на жилой дом по адресу <адрес>, в которых указано, что нежилое помещение располагается на первом этаже многоквартирного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление межведомственной комиссии об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, в связи с тем, что в проекте предусматривается уменьшение общедомового имущества в связи с реконструкцией окна в дверной проем, в связи с чем необходимо получение согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома.
С указанным отказом он не согласен, поскольку какой-либо реконструкции помещения в связи с его переводом в жилое не производится и не происходит уменьшение общедомового имущества. При принятии решения об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, межведомственная комиссия необоснованно указала на необходимость получения согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома, поскольку само по себе обустройство отдельного выхода не влечет какого-либо уменьшения общедомового имущества, так как параметры жилого дома и, в частности, наружной стены из-за обустройства отдельного выхода не изменяются. Каких-либо нарушений иных прав собственников помещений многоквартирного дома, в том числе права на пользование земельным участков, также не происходит. Считает отказ межведомственной комиссии не соответствующим требованиям ст. 24 ЖК РФ, поскольку им были представлены все предусмотренные ч. 2 ст. 23 ЖК РФ документы. Поскольку ст. 23 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень документов необходимых для решения вопроса о переводе помещений из нежилого в жилое, то требование о предоставление не предусмотренных ст. 23 ЖК РФ документов, в частности согласия всех собственников помещений многоквартирного дома является незаконным.
Просил признать не соответствующим закону и отменить решение межведомственной комиссии администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе помещения, расположенного по адресу <адрес> из нежилого в жилое и обязать администрацию г. Лысьвы устранить допущенное нарушение его прав.
Представитель администрации <адрес> ФИО5 и председатель межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Лысьвенского городского округа ФИО6 в судебном заседании требования не признали, пояснили, что постановлением администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Лысьвенского городского округа, к компетенции которой отнесены вопросы по принятию решений о переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые).
ФИО2 в январе 2015 года действительно обратился в администрацию <адрес> с заявлением на получение разрешения о переводе принадлежащего ему нежилого помещения по адресу <адрес> жилое. Поскольку представленных ФИО7 документов, необходимых для принятия решения о переводе помещения из нежилого в жилое было недостаточно, в частности отсутствовал полный перечень помещений, инженерные разделы проектной документации по вентиляции и канализации, а также расчеты по естественной инсоляции образуемых жилых помещений соответствующей установленным нормам, рассмотрение вопроса о переводе помещения из нежилого в жилое было отложено и ФИО2 было предложено представить недостающие разделы проекта и соответствующие расчеты. Впоследствии рассмотрение вопроса также повторно откладывалось, поскольку в представленных документах имелись недостатки, не позволяющие принять решение о переводе помещения из нежилого в жилое, в частности, то обстоятельство, что в соответствии с кадастровым паспортом жилого дома спорное помещение располагалось в цокольном этаже многоэтажного жилого дома, а расположение жилых помещений в цокольном этаже в соответствии с нормативной документацией не допускается. После внесения изменений в техническую документацию, комиссия рассмотрела все представленные документы и установила, что организация отдельного входа на месте оконного проема влечет уменьшение общего имущества собственников многоквартирного жилого дома, в том числе и уменьшение прав на земельный участка перед вновь организованным входом, в связи с чем в силу ст. 40 ЖК РФ необходимо согласие всех собственников помещений многоквартирного дома. Поскольку указанного согласия на заседание комиссии представлено не было, ФИО2 было отказано в переводе нежилого помещения по адресу <адрес> жилое, так как не соблюдены требования жилищного законодательства, предъявляемые к порядку принятия решений о реконструкции жилого дома, принятии решения о пределах использования земельного участка, установленного ст. 40 ЖК РФ. Дополнили, что ФИО8 не утрачена возможность для обращения в межведомственную комиссию по вопросу перевода принадлежащего ему нежилого помещения в жилое после получения согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома. При этом комиссия оказывает заявителю консультации в подготовке необходимых документов и порядке их получения. Просили в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия,
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.),
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии с ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
На основании ст. 39 Устава муниципального образования "Лысьвенский городской округ" администрация города Лысьвы - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.
В соответствии с п. 13 п. 1 ст. 40 Устава муниципального образования "Лысьвенский городской округ" к полномочиям администрации относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее – Положение о МВК) и ее состав (л.д. 38-46,163).
В соответствии с Положением о МВК межведомственная комиссия создается для проведения на территории Лысьвенского городского округа работы по обследованию жилищного фонда в целях, в том числе принятия решений о переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения.
На основании п. 5.4 Положения о МВК заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют более 50 процентов присутствующих на заседании членов комиссии. Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя. По результатам заседания комиссии оформляется протокол, который подписывается председателем и секретарем.
Частью 2 ст. 23 ЖК РФ предусмотрено что для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Постановлением администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок принятия решений о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, согласования переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения на территории Лысьвенского городского округа (далее – Порядок) (л.д. 47-72).
В силу п. 2.1 Порядка от 08.04.2013 г. N 1047, переустройство жилого помещения – установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения - изменение его конфигурации, технических характеристик, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, имущественного комплекса, не связанное с изменением его внешнего облика и не выходящее за габариты.
Согласно п. 3.1 – 3.2 Порядка, к переустройству помещения отнесены, в том числе, работы по изменению схемы теплоснабжения помещения (перенос и (или) установка новых отопительных элементов); изменению схемы водоснабжения и водоотведения (канализации) помещения; изменению схемы электроснабжения помещения, в том числе замена эл. кабеля в существующей схеме на новый иной марки и типа; устройству новых вентканалов и дымоходов; устройству вновь туалетов, ванных комнат, кухонь.
К перепланировке помещения отнесены, в том числе, работы по разборке (полная, частичная) ненесущих перегородок (исключая межквартирные); устройству проемов в ненесущих перегородках (исключая межквартирные); устройству проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках (при объединении помещений по горизонтали); созданию, ликвидации, изменении формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах) с сохранением конструкций, отделяющих балконы, лоджии от внутренних помещений (т.е. не предусматривающие объединения внутренних помещений с лоджиями и балконами и превращения остекленных балконов и лоджий в эркеры); созданию, изменению входов (с устройством крылец или лестниц), входов-тамбуров.
Как установлено в судебном заседании ФИО2 является собственником встроенных нежилых помещений площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес>. (л.д. 7-11).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию г. Лысьвы с заявлением о переводе принадлежащего ему нежилого помещения в жилое с переустройством под четыре однокомнатных квартиры (л.д. 74).
Председателем МВК уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было предложено представить документы, являющиеся проектом переустройства нежилого помещения и необходимые для принятия решения.
Решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в переводе принадлежащего ему нежилого помещения по адресу <адрес> жилое в связи с необходимостью получения согласия всех собственников помещений многоквартирного дома, поскольку представленным проектом предусматривается реконструкция в дверной проем, что влечет уменьшение общего имущества собственников помещений (л.д.154-155).
Как видно из представленных проектов перепланировки нежилого помещения для организации жилых помещений в несущей стене жилого дома производится устройство дверного проема путем разборки ранее заложенного оконного проема и демонтажа подоконной кирпичной кладки, установка сантехнического оборудования (л.д. 93-98), изменение схем водоснабжения и канализации помещения (л.д. 103-110), а также устройство новых вентканалов (л.д. 99-102), влекущих за собой внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Таким образом, суд считает, что предусмотренные в представленном ФИО7 проекте перепланировки принадлежащего ему нежилого помещения работы по устройству отдельного входа путем увеличения оконного проема, выходящего на фасад жилого дома, по обустройству помещений санузла и замене (переустройству) инженерного оборудования, в соответствии с установленным Порядком относятся к реконструкции объекта капитального строительства (жилой пятиэтажный дом).
При этом суд учитывает, что необходимость установления отдельного входа в помещение влечет разрушение части внешней стены многоквартирного дома, являющейся ограждающей несущей конструкцией жилого дома. Более того, размещение вместо оконного проема дверного проема с установлением входной двери, обустройством входной группы в помещения первого этажа, влечет занятие собственником помещения в связи с этим части земельного участка.
Таким образом, обустройство дверного проема и входной группы и использование придомовой территории связано с изменением объекта и режима пользования частью земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, что нарушает права и законные интересы собственников жилого помещения.
С учетом данных обстоятельств, суд считает, что указанное выше переустройство по своей сути является реконструкцией, понятие которой дано в части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Положениями ст. 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогичное требование предусмотрено и в п. 3. 5 утвержденного администрацией г. Лысьвы Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктами 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и(или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме.
В силу пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объекта капитального строительства возможна при наличии согласия всех правообладателей данного объекта.
Таким образом, в силу требований указанных норм, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме, в том числе путем его реконструкции, либо реконструкции, переустройства, перепланировки помещений.
При этом суд находит необоснованным довод заявителя о том, что при обустройстве дополнительного входа на мессе оконного проема не нарушаются права собственников помещений многоквартирного дома на пользование земельным участком, поскольку не проведено его межевание и участок не передан в собственность собственникам помещений жилого дома № по <адрес> поскольку в соответствии с ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Как разъяснено в п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Таким образом, принимая во внимание, что реконструкция нежилого помещения, планируемая ФИО7, предполагает изменение отдельных элементов имущества, находящегося в соответствии со ст. 36 ЖК РФ в общей долевой собственности собственников помещений в этом доме - несущей капитальной стены фасадной части жилого дома в результате увеличения оконного проема и переоборудования его в дверной проем, а также возможное уменьшение размера площади земельного участка необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, для указанной реконструкции на основании ч. 2 ст. 40 ЖК РФ требуется согласие всех собственников помещений жилого дома.
Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Основания для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение установлены статьей 24 ЖК РФ, в соответствии с п. 3 ч. 1 которой предусмотрено что отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
Таким образом, поскольку для предполагаемой реконструкции помещения в соответствии с требованиями ст. 40 ЖК РФ требуется согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома, то решение о переводе нежилого помещения в жилое может быть принято после получения указанного согласия. При этом обязанность по получению указанного согласия лежит на заявителе.
Поскольку ФИО7 не представлено согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на реконструкцию принадлежащего ему нежилого помещения влекущую уменьшение общего имущества собственников помещений, то заявителем не соблюдены требования, установленные ст. 22 ЖК РФ, что в силу ст. 24 ЖК РФ является основанием к отказу в переводе нежилого помещения в жилое.
При этом ФИО2 не утратил право на обращение с заявлением о переводе принадлежащего ему нежилого помещения в жилое, после получения согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на реконструкцию помещения.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом, в порядке, установленном для принятия оспариваемого решения и соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО2 в удовлетворении заявления о признании не соответствующим закону и отмене решения межведомственной комиссии администрации г. Лысьвы от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. в жилое и возложении обязанности по устранению нарушения прав отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Верно. Судья