Дело №2-199/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«17» мая 2018 года г. Очер Пермского края
Очерский районный суд Пермского края
под председательством судьи Петуховой О.В.,
при секретаре Носковой Н.Ф.,
с участием: истца Сафроновой М.П.,
представителя истца ФИО5,
представителя ответчика МУП «Очерское городское хозяйство» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафроновой Марии Петровны к Муниципальному унитарному предприятию «Очерское городское хозяйство» о признании незаконным начисление, произведенное ответчиком за услуги центрального теплоснабжения при наличии индивидуальной системы газового отопления в ее квартире и возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет истцу платы за услугу центрального теплоснабжения путем исключения начисленной задолженности, о взыскании судебных расходов
установил:
Сафронова М.П., с учетом уточненных исковых требований, обратилась с иском к МУП «Очерское городское хозяйство» (МУП «Очер») о признании незаконным начисления, произведенного ответчиком за услуги центрального теплоснабжения при наличии индивидуальной системы газового отопления в ее <адрес>, за период с октября 2017 года по февраль 2018 года в сумме 20 148 рублей 81 копейки; о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы истцу за услугу центрального теплоснабжения за период с октября 2017 года по февраль 2018 года в сумме 20 148 рублей 81 копейки путем исключения начисленной задолженности, указав, что с 2007 года ее квартира отключена от центральной системы отопления, произведено переустройство центральной системы отопления на автономную (индивидуальную) в соответствии с проектной документацией. Однако, с октября 2017 года МУП «Очерское городское хозяйство» стало начислять ей плату за центральное отопление, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, несмотря на то, что данной услугой она не пользуется.
В судебном заседании истец Сафронова М.П. и её представитель настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель МУП «Очерское городское хозяйство» ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований указав, что счета за центральное отопление истцу начали выставлять с октября 2017 года на основании предписания Инспекции государственного жилищного надзора в Пермском крае №1794 от 28. 07. 2017 г., которым было предписано производить начисление размера платы за отопление в многоквартирном доме, где проживает истица, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в указанном доме. Центральное отопление в многоквартирном доме является единой системой, имеющей общие стояки, трубопровод, арматуру и приборы учета тепла. Отключение одной квартиры от такой системы, приводит к нарушению ее работоспособности в целом, поэтому необходима реорганизация всей системы отопления в доме, с согласованием органов местного самоуправления и всех собственников дома, что выполнено не было. Таким образом, отключение радиаторов в отдельной квартире многоквартирного дома от центрального отопления не предусмотрено действующим законодательством.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 539 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч.1 ст.290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно п.13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06. 05. 2011 № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
На основании ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Сафронова М.П. является собственником <адрес> расположенной на втором этаже многоквартирного жилого <адрес> края, площадью <данные изъяты> (л.д.6, 80).
Многоквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу введен в эксплуатацию и подключен к системе центрального теплоснабжения в 1987 году (л.д.7 -17).
Поставка тепловой энергии для нужд централизованного отопления жилых помещений в многоквартирном <адрес>, осуществляется Муниципальным унитарным предприятием «Очерское городское хозяйство».
В 2016 году установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (л.д.8)
Вместе с тем, в июле 2007 года Сафроновой М.П. были получены разрешительные документы на установку системы индивидуального (газового) отопления в ее квартире, после чего существующая система центрального теплоснабжения в квартире была демонтирована и специализированной организацией установлено газовое оборудование, настроена система индивидуального (газового) отопления в квартире истца (л.д. 27-37).
Переустройство на индивидуальную систему отопления истец произвела в соответствии с проектной документацией в согласованном порядке. В частности уведомлением Главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации Очерского муниципального района ей была разрешена установка газового котла при условии выполнения проектной документации по объекту специализированной организацией в соответствии с техническими условиями на установку котла. Официальное решение переустройство (переоборудование) будет выдано после предоставления требуемой проектной документации и технических условий (л.д. 38).
Несмотря на отсутствие официального разрешения администрации городского поселения переустройство отопительной системы в квартире Сафроновой М.П. нельзя признать самовольным, т.к. и проект и технические условия ею были получены.
В силу статей 25, 26 УК ЖФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органами местного самоуправления на основании принятого им решения.
В процессе использования истцом индивидуальной системы отопления с газовым оборудованием, в январе 2011 года Краснокамским филиалом ЗАО «Фирма Уралгазсервис» Сафроновой М.П. выданы новые Технические условия присоединения к газораспределительным сетям на замену существующего отопительного аппарата на двухконтурный и переноса его в другое помещение (л.д.41-42). После чего, выданы Технические условия на реконструкцию имеющейся системы отопления от индивидуального газового котла в ее <адрес> при условии соблюдения технических требований и условий (л.д.39-40), которые были выполнены Сафроновой М.П., что подтверждается представленными в дело документами, в том числе: проектом газоснабжения квартиры, разработанной специализированной сертифицированной организацией (л.д.43-55).
В результате, между Сафроновой М.П. и ОАО «Газпром газораспределение Пермь» заключен договор № на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение, по которому она оплачивает предоставленные ей услуги. Также истцом оплачивается коммунальная услуга потребленного природного газа по установленному прибору учета за отопление квартиры и газовую плиту (л.д.56-62).
По сообщению ООО «Комфорт Сервис», в настоящее время в <адрес> отсутствуют элементы системы центрального отопления многоквартирного дома, в частности батареи и проходящие в соседние квартиры стояки центрального отопления; в квартире оборудована система автономного (индивидуального) газового отопления (л.д.63).
28. 07. 2018г Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведена проверка МУП «Очерское городское хозяйство», в ходе которой выявлено нарушение по определению размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном <адрес>, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. МУП «Очерское городское хозяйство» расчет потребления производится исходя не из общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общая площадь квартир №, <данные изъяты> имеющих индивидуальное отопление, в расчет необоснованное не принимается. Отключение радиаторов в отдельных квартирах многоквартирного дома от центрального отопления, не предусмотрено действующим законодательством. Также, не предусмотрено изменение (перерасчет) размера платы за коммунальную услугу по отоплению при отключении радиаторов в отдельных квартирах (л.д.23-24).
По устранению выявленного нарушения МУП «Очер» выдано предписание № (л.д.25), на основании которого предприятие и стало проивзодить начисления всем жильцам в соответствие с требованиями п.42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06. 05. 2011г №, а именно, размер платы за коммунальную услугу отопления производить исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Действующий Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06. 05. 2011 № 354 (далее- Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно п.42 Правил предоставления коммунальных услуг, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (индивидуальными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (п.42 Правил). Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования Правилами не предусмотрен.
При определении размера платы граждан за отопление в квартирах с центральным отоплением МУП «Очерское городское хозяйство» использовал показания общедомового прибора учета тепловой энергии и общую отапливаемую площадь дома за вычетом общей площади квартир с автономным (индивидуальным) отоплением, что соответствует п.42 Правил предоставления коммунальных услуг.
Пункт 15 ст.14 Федерального закона от 27. 07. 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Суд обращает внимание на то, что Федеральный закон от 27. 07. 2010 № 190-ФЗ которым запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальной системы отопления, принят 27. 07. 2010г, то есть после отключения <адрес>, принадлежащей истцу, от центрального отопления.
Поскольку систему индивидуального отопления истец согласовала и установила силами специализированной организации до принятия Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, которым установлены ограничения по переходу на отопление жилых помещений многоквартирного дома с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, соответственно Сафроновой М.П. не был нарушен порядок согласования и установки индивидуальной системы отопления.
В силу ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
На основании ст.539, 544 Гражданского кодекса РФ оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента, которая производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Согласно п. «е» ч.4 раздела II Правил предоставления коммунальных услуг, отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Сафронова М.П. осуществляла платежи по содержанию своей квартиры за фактически предоставленные ей коммунальные услуги, в том числе за газ, потребленный для отопления ее квартиры с помощью индивидуального отопления.
Таким образом, с учетом вышеизложенных норм, требуемый ответчиком и административным органом Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края, расчет объема коммунального ресурса, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, без исключения площади жилых помещений, оборудованных автономным отоплением, будет являться завышенным в отношении собственников жилых помещений, оборудованных автономной системой отопления, и, неоправданно заниженным в отношении потребителей, фактически использующих коммунальную услугу по централизованному теплоснабжению в жилых помещениях.
Несмотря на отсутствие в квартире Сафроновой М.П. центрального отопления, она не освобождается от оплаты услуги по теплоснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома, в том числе отопление мест общего пользования дома (п.3 ст.30 ЖК РФ).
Однако, такая плата ответчиком не начислялась. Из представленных квитанций следует, что плата за центральное отопление начислялась истцу по общей площади ее квартиры, как индивидуально-потребленная.
Отсутствие правового регулирования порядка начисления платы за теплоснабжение помещений с индивидуальной системой отопления и платы за отопление мест общего пользования (общедомовые нужды) не свидетельствует о правильности и законности действий МУП «Очерское городское хозяйство», поскольку не могут служить основанием для возложения на потребителя коммунальных услуг обязанностей по ее оплате при отсутствии достоверных доказательств факта оказания такой услуги потребителю, ее качества, объема и стоимости.
При таких обстоятельствах начисление, произведенное МУП «Очерское городское хозяйство» за услуги центрального теплоснабжения при наличии индивидуальной системы газового отопления в квартире по адресу: <адрес>, за период с октября 2017 года по февраль 2018 года в сумме 20 148 рублей 81 копейки, следует признать незаконным, а также обязать ответчика произвести перерасчет платы истцу за услугу центрального теплоснабжения за вышеуказанный период, путем исключения начисленной задолженности.
На основании ст. 98, 100 ГПК РФ в пользу Сафроновой М.П. с МУП «Очерское городское хозяйство» подлежат взысканию и понесенные ею в целях обращения в суд за защитой своих нарушенных прав: расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей (л.д.64); расходы по оплате юридических услуг, включающих в себя составление искового заявления, представления доказательств по делу, участие представителя в суде, которые, с учетом условий договора, объема выполненной работы, суд находит разумными и соответствующими выполненной исполнителем работы, - в сумме 10000 рублей (л.д.64).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сафроновой Марии Петровны удовлетворить.
Признать незаконным начисление, произведенное муниципальным унитарным предприятием «Очерское городское хозяйство» (МУП «ЖКХ) (ОГРН: 1145958027148, ИНН: 5947998731) Сафроновой Марии Петровне плату за услуги центрального теплоснабжения при наличии индивидуальной системы газового отопления в <адрес>, находящейся по адресу: <адрес>, за период с октября 2017 года по февраль 2018 года в сумме 20 148 рублей 81 копейки.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Очерское городское хозяйство» произвести перерасчет Сафроновой Марии Петровне платы за услугу центрального теплоснабжения <адрес> в <адрес> края за период с октября 2017 года по февраль 2018 года в сумме 20 148 рублей 81 копейки, путем исключения начисленной задолженности.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Очерское городское хозяйство» в пользу Сафроновой Марии Петровны:
- расходы по оплате государственной пошлины – 300 (триста) рублей;
- расходы по оплате юридических услуг – 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение вынесено 22 мая 2018 г.
Судья: О.В. Петухова