Дело № 2-16/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2021 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Стаскевич А.С.,
с участием истца Новикова Д.А.,
представителя ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» - Глазунова С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новикова Д.А. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Новиков Д.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что он считался оставшимся без попечения родителей до достижения совершеннолетия. С 29.05.2014 года он являлся воспитанником детского дома «Теремок», в связи с тем, что мать Н.Т.А. по решению Беломорского районного суда РК от ХХ.ХХ.ХХ была лишена родительских прав. На основании Распоряжения Главы самоуправления Беломорского района №487 от 17.09.2003 истец был передан под опеку Б. 12.05.2014 Новиков Д.А. на основании Постановления АМО «Беломорский муниципальный район» № был определен в МОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Беломорский детский дом «Теремок». С 05.10.2015 Новиков Д.А. был отчислен из числа воспитанников детского дома «Теремок» в связи с поступлением в приемную семью. В настоящее время Новиков Д.А. состоит в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением – под номером 22 от 27.07.2020. Собственного жилого помещения не имеет. Просит обязать ответчика предоставить ему изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее установленных в Беломорске и Беломорском районе, социальных норм 18 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Новиков Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении доводам.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Глазунов С.О. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. В представленном отзыве указывают, что Законом Республики Карелия от 19.12.2019 №2240-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Беломорскому муниципальному району предусмотрена субвенция на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 8303040 руб.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, считает иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, родителями Новикова Д.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, являются: мать – Н.Т.А., сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют, данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении №, где в графе сведения об отце стоит прочерк, копией актовой записи о рождении № от ХХ.ХХ.ХХ, а также решением Беломорского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по делу №. Указанным решением мать Н.Т.А. лишена родительских прав.
Распоряжением Главы самоуправления Беломорского района № от 17.09.2003 над несовершеннолетним Новиковым Д.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, установлена опека, опекуном несовершеннолетнего назначена Б..
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» № от ХХ.ХХ.ХХ Б. освобождена от исполнения обязанностей опекуна над несовершеннолетним Новиковым Д.А. Несовершеннолетний Новиков Д.А. определен в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Беломорский детский дом «Теремок».
Приказом МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Беломорский детский дом «Теремок» № от ХХ.ХХ.ХХ Новиков Д.А. зачислен в состав воспитанников детского дома «Теремок» с 16.05.2014.
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» № от 05.10.2015 установлена опека в форме приемной семьи над несовершеннолетним Новиковым Д.А., опекуном (приемным родителем) назначена Б.О.В..
Новиков Д.А., зарегистрирован по адресу: ... с 12.10.2001 по настоящее время, что подтверждается сведениями о регистрации из администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 04.12.2020, сведениями представленными МП ОМВД России по Беломорскому району от 02.12.2020, копией паспорта истца.
Как следует из отзыва представителя ответчика, Новиков Д.А. относится к категории – лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» от 10.11.2017 №971 с учетом Протокола заседания комиссии от 07.11.2017 №13, установлен факт невозможности проживания Новикова Д.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу ..., в связи с тем что общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, меньше учетной нормы жилого помещения. Отделу образования АМО «Беломорский муниципальный район» предложено включить Новикова Д.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия №331-П от 07.10.2016 утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Приказом №754-П от 18.12.2017 внесены изменения, в которых указан Новиков Д.А. (строка 61), что также не оспаривается сторонами по делу.
Жилое помещение, расположенное по адресу регистрации истца ... собственностью истца не является, также у истца отсутствует в собственности иное жилое помещение, что не оспаривается ответчиком и подтверждается уведомлением от 20.02.2020 Управления ФСГРКК об отсутствии запрашиваемых сведений в ЕГРН, выпиской из ЕГРН от 09.12.2020, сведениями с ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от 17.12.2020.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно ст. 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и частью 1 ст.3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК " О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (на территории Республики Карелия – Правительством Республики Карелия, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным выше гражданам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.2 и 3 п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия N 921-ЗРК органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Решению совета Беломорского городского поселения № 83 от 26.06.2007 г. норма предоставления жилья на территории Беломорского района составляет 18 кв.метров.
В соответствии с ч.3 ст.4 Закона РК № 921-ЗРК финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.
Между Министерством социальной защиты РК и администрацией МО «Беломорский муниципальный район» 17.01.2020 заключено Соглашение №1-03 «О порядке взаимодействия при осуществлении государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому финансовое обеспечение государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального образования «Беломорский муниципальный район» из бюджета Республики Карелия.
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
На основании изложенного, учитывая, что истец Новиков Д.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, иного жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеется, истец до настоящего времени не обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда при наличии у него соответствующего права, что не оспаривается сторонами, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению помещениями на территории Беломорского района, администрация МО «Беломорский муниципальный район» против удовлетворения заявленных исковых требований не возражает, суд полагает, что требование Новикова Д.А. к ответчику АМО «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, является обоснованным и подлежит удовлетворению за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Новикова Д.А. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» за счет средств субвенции, выделяемой бюджету Беломорского муниципального района из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, предоставить Новикову Д.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящегося на территории Беломорского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения, предусмотренной на территории Беломорского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме принято 18 января 2021 года.