Дело № 2-5450/29-2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ17 июня 2014 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Равпук А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шеститка С. В. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, о назначении пенсии,
у с т а н о в и л :
Шеститка С.В. обратился в суд с требованием к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (далее - УПФ) по тем основаниям, что он работает <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с достижением 25-летнего стажа педагогической деятельности. Ответчик в назначении пенсии отказал, ввиду недостаточности педагогического стажа, по расчетам ответчика он составил <данные изъяты>. Данный отказ ответчика считает необоснованным. С учетом изложенного, просит признать за ним право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отменив решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № и включить в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировке, участия в конкурсе, в спортивных соревнованиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать УПФ назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, возместить расходы по государственной пошлине в сумме <данные изъяты> руб.
При рассмотрении дела истец Шеститка С.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УПФ Цеханович А.А., действующая по доверенности, требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии.
Заслушав объяснение прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 9 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 признается право каждого человека на социальное обеспечение. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В силу ст.7 Конституции РФ Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в РФ устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п/п 19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды работы согласно Списку должностей и учреждений и Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
С учетом изложенного, применительно к истцу для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 19 п.1 ст.27 ФЗ необходимо наличие стажа педагогической деятельности не менее 25 лет.
Установлено, что Шеститка С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчиком в назначении такой пенсии истцу отказано, ввиду недостаточности педагогического стажа, по расчетам ответчика он составил <данные изъяты>.
По данным решения об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировке, участия в конкурсе, в спортивных соревнованиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, отраженным в трудовой книжке, которая является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность истца, с учетом справки, уточняющей характер работы, или условия труда, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты> с углубленным изучением английского языка и математики» в качестве <данные изъяты>.
По мнению суда, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, в командировке, участия в конкурсе и в спортивных соревнованиях необоснованно ответчиком не включены в специальный (педагогический) стаж.
Так, в соответствии со ст.173 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Статьей 187 ТК РФ установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом с сохраненной заработной платы за работником работодатель обязан произвести отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии со ст.ст. 166, 167 ТК РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Учитывая данные правовые нормы, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации, нахождение истца в командировке, его участие в конкурсе и в спортивных соревнованиях на основании приказа руководителя являлось обязательной частью трудовой деятельности истца, факт повышения квалификации, нахождение истца в командировке, его участие в конкурсе и в спортивных соревнованиях были обусловлены необходимостью подтверждения его квалификации как педагогического работника. В спорные периоды за истцом сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, с которой производились необходимые страховые отчисления в Пенсионный фонд, в командировке истец выполнял те же должностные обязанности, что и по основному месту работы.
Кроме того, в вышеуказанный стаж истцу ответчиком не включен период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данный период службы в армии истца подтверждается сведениями из военного билета №.
Ответчик мотивирует свой отказ положениями ч.2 ст.78 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 № 1950-VII (утратил силу с 01.03.1993), в соответствии с которыми солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности.
Между тем, нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период прохождения военной службы истцом, являлось Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». В п/п «к» п.109 данного Положения было предусмотрено, что, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.
Суд полагает, что положения ч.2 ст.78 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 № 1950-VII к спорному правоотношению не применимы, поскольку действующим на момент прохождения истцом службы в армии пенсионным законодательством лицу, обратившемуся за назначением пенсии предоставлялся выбор, к какому из периодов прировнять службу в рядах Вооруженных Сил СССР, либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо работе, которая следовала за окончанием этого периода. Таким образом, период военной службы истца подлежит включению в специальный стаж работы истца в календарном исчислении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом установленных по делу обстоятельств, требования истца подлежат удовлетворению, и суд возлагает на ответчика обязанность включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировке, участие в конкурсе, в спортивных соревнованиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При условии включения спорных периодов в стаж работы истцу на момент обращения к ответчику ДД.ММ.ГГГГ истец имел право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем, с учетом ст.19 ФЗ суд возлагает на ответчика обязанность назначить истцу с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию по старости.
Суд полагает об отсутствии необходимости принятия отдельного решения по требованиям истца о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и об отмене решения об отказе в назначении пенсии, так как соответствующие доводы истца являются по сути его обоснованием иных заявленных и удовлетворенных судом требований.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб. суд возмещает истцу за счет ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия включить Шеститка С. В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировке, участие в конкурсе, в спортивных соревнованиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия назначить Шеститка Сергею Владимировичу досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия в пользу Шеститка С. В. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Т.Н.Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 23.06.2014.