Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2022 года г.о. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Н.В.,
с участием:
представителя истца – Хитровой Е.А. - Щипанова А.В. по доверенности
представителя ответчика – администрации м.р. Ставропольский - Смирнова А.Н. по доверенности
представитель третьего лица ООО "Газпром Трансгаз Самара" - Мокеичевой Т.В.по доверенности
при помощнике судьи Пьяновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-419/2022 по исковому заявлению Хитровой Елены Аркадьевны к администрации м. р. Ставропольский Самарской области о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Администрации муниципального района Ставропольский (ОГРН 1026303947010) в пользу Хитровой Елены Аркадьевны:
убытки, в виде стоимости строительства жилого дома в размере 6 116 999 руб.;
убытки, в виде стоимости строительства неотделимых улучшений, а именно: строительства погреба в размере 52 979 руб.; строительства дорожек из мозаики в размере 29 037 руб.; строительства дорожек бетонных в размере 27 720 руб.; строительства забора из профлиста в размере 133 848 руб.; строительства гаража в размере 499 226 руб.; строительства бани в размере 687 710 руб.; строительства сарая из глиночурки в размере 426 635 руб.; строительства бассейна в размере 141 473 руб.; строительства теплицы в размере 8 714 руб.; строительства беседки-барбекю в размере 243 540 руб.; строительства хозблока в размере 237 727 руб.; строительства пристроя к дому в размере 101 883 руб.; сстроительства пристроя к дому в размере 280 178 руб.; оплаченную госпошлину в размере 10 000 руб.;
Также просит: взыскать с Администрации муниципального района Ставропольский (ОГРН 1026303947010) в пользу ФИО2 убытки, в счет разницы между рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым номером 63:32:1603005:153 без учета ограничений прав на застройку земельного участка, и рыночной стоимостью земельного участка кадастровым номером 63:32:1603005:153 с учетом установленных ограничений в связи с его нахождением в границах минимальных расстояний до газопровода в размере 294 600 руб.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:32:1603005:153, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:32:1603005:42, с местоположением: <адрес>, м.<адрес>, с.<адрес>, уч. 24. Как на момент возникновения права, так и по состоянию на текущий момент ограничения (обременения) в отношении указанного земельного участка не зарегистрированы. ФИО1 сельского поселения Ягодное № от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок с кадастровым номером 63:32:1603005:153 отнесен к зоне Ж8 (зона комплексной застройки). Истец, являясь собственником земельного участка не была уведомлена о наличии каких-либо ограничений в использовании земельного участка по его целевому назначению, возвела на нем строение, произвела неотделимы улучшения. Администрации муниципального района Ставропольский было достоверно известно о том, что на территории <адрес> проходит магистральный газопровод Челябинск-Петровск, что подтверждается многочисленными Актами о совместном уточнении местоположения газопровода (от 12.05.2004г., 15.07.2006г., 01.06.2011г.), Протоколом совещания по вопросам соблюдения зон минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций ОАО «Газпром» на территории м.<адрес> от 28.04.2010г. Администрация м.<адрес> не уведомила ФИО2 о правовом статусе принадлежащей ей земли.Как установлено судом при осуществлении строительства до момента, когда истец могла узнать о нахождении спорного земельного участка в зоне минимально-допустимых расстояний, ФИО2 возвела на участке индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 63:32:1603005:1760, создала неотделимые улучшения земельного участка. Средне рыночная стоимость объекта капительного строительства и неотделимых улучшений составляет 8 987 669 руб. Также истец полагает, что подлежит взысканию разница между рыночной стоимостью участка без учета ограничений и рыночной стоимостью участка с учетом таки ограничений составляет 294 600 руб. По состоянию на текущий момент истец не вправе использовать по назначению и распоряжаться по своему усмотрению объектом капитального строительства, возведенным на участке. Более того, истец обязан осуществить полный демонтаж возведенных конструкций.
ФИО1 истца в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям изложенным в иске с последующими уточнениями, дополнительно пояснив, что в силу действовавшего на момент возведения строений законодательства обязанности у истца по уведомлению органа местного самоуправления о строительстве, получении разрешения на строительства, вводу объекта в эксплуатацию не имелось.
ФИО1 ответчика в судебном заседании исковые требования не признал при этом пояснил что какой- либо вины администрации м.<адрес> в причиненном истцу ущербе не имеется.
Как следует из представленных суду письменных возражений администрации м.<адрес> - часть территории населенного пункта Ягодное, в границах которой расположен земельный участок № по <адрес>, наряду с другими земельными участками, предназначенными для использования под жилую застройку была образована путем раздела земельного участка большей площади (56003 кв.м), с кадастровым номером: 63:32:1603005:42, из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенным изначально за границей населенного пункта Ягодное, по адресу: <адрес>, волость Ягодинская, поле №, земельный участок сельхозугодий ФИО7 Ранее земельный участок входил в границы земель колхоза «Нива». При этом, в материалах инвентаризации 2004 года земельных участков под объектами ОАО «Газпром» имеется акт согласования границ с правообладателями земельных участков, со смежными землепользователями, в том числе СХАО «НИВА». Таким образом, до передачи в частную собственность земель сельскохозяйственного назначения, колхоз СХАО «НИВА», через который проходит магистральный газопровод, имел информацию об имеющемся магистральном газопроводе, месте его расположения, также впоследствии о нем было известно собственнику поскольку право частной собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:32:1603005:42 у нее возникло ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» трассы подземных газопроводов обозначаются опознавательными знаками, нанесенными на постоянные ориентиры или железобетонные столбики высотой до 1,5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга, а также в местах пересечений газопроводов с железными и автомобильными дорогами, на поворотах и у каждого сооружения газопровода (колодцев, коверов, конденсатосборников, устройств электрохимической защиты и др.). На опознавательных знаках указывается расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы. Таким образом, о прохождении магистрального газопровода были предупреждены СХАО «НИВА» и участники общей долевой собственности колхоза задолго до включения в границы зземельного участка ФИО7 в границы населенного пункта Ягодное.
Перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Порядок включения земельных участков в границы населенных пунктов и исключения земельных участков из границ населенных пунктов предусмотрен статьей 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». В соответствии с процедурой, установленной статьей 4.1 указанного Закона (в редакции 2009г.), до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей. При этом, орган местного самоуправления сельского поселения подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка. Соответствующее заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка с кадастровым номером: 63:32:1603005:42, площадью 56003,00 кв. м. в границы населенного пункта было подготовлено администрацией сельского поселения Ягодное муниципального района <адрес> на основании заявления правообладателя. Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п земельный участок с кадастровым номером: 63:32:1603005:42 был в установленном порядке включен в границы села Ягодное муниципального района <адрес> с установлением вида разрешенного использования «под малоэтажное жилищное строительство». По имеющейся информации, на момент включения земельного участка с кадастровым номером: 63:32:1603005:42 в границы села Ягодное муниципального района <адрес> обременений, связанных с охранной зоной газопровода, установлено не было. Приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п проходил необходимую правовую экспертизу и в качестве нормативного правового акта был зарегистрирован Главным правовым управлением аппарата <адрес>. При всем при этом, картографический материал с расположением всех линейных объектов ОАО «Газпром» на территории <адрес> ОАО «Газпром» передан в Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства в 2006 году (электронный носитель №/КИ-Э от ДД.ММ.ГГГГ). Данная информация должна была использоваться Министерством в том числе и для принятия ФИО1 по изменению границ населенных пунктов. Согласно Распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ земельных участков под объектами Единой системы газоснабжения ОАО «Газпром» на территории <адрес>» информация о земельных участках, занимаемых объектами газоснабжения должна была быть направлена в Ставропольский филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> для государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации права. Однако ОАО «Газпром» вышеуказанные действия по осуществлению государственного кадастрового учета и последующей регистрации не осуществило. Ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 21 Правил); земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке (пункт 47). До настоящего времени ООО «Газпром трансгаз Самара» не представлено ФИО1 органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременении) на входящие в нее земельные участки, кроме того, охранная зона также не внесена и в сведения ЕГРН. Считаем, что в том числе и указанное обстоятельство (отсутствие соответствующих сведений), по сути, и привело к развитию сложившейся ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Газпром трансгаз Самара» и Администрацией муниципального района Ставропольский заключено соглашение о порядке использования земель муниципального района <адрес>, находящихся в охранных, санитарно-защитных зонах и зонах минимально-допустимых расстояний объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара». Данное соглашение было заключено в целях обеспечения сохранности, предотвращения несчастных случаев, снижения степени последствий возможных нештатных ситуаций на объектах магистральных газопроводов. П.4.5 п. 4 указанного соглашения гласит, что информация о расположении осей газопроводов, а также площадных объектов (ГРС и т.д.) в электронном виде передана ООО «Газпром трансгаз Самара» в Департамент градостроительной деятельности Министерства строительства <адрес>. Схема расположения объектов единой системы газоснабжения на территории муниципального района <адрес>, являющаяся приложением к соглашению, не содержит точных данных о границах зоны минимально-допустимых расстояний до магистральных газопроводов и носят ориентировочный характер. В связи с этим, в адрес ООО «Газпром трансгаз Самара» Администрацией неоднократно направлялись письма с просьбой предоставить в адрес Администрации имеющуюся информацию о границах зон. Ссылка в претензии на п.п. В п.6.2 Соглашения в данном случае несостоятельна, поскольку предусматривает извещение юридических и физических лиц об обременении в отношении земельных участков лишь при их предоставлении в соответствии действующим земельным законодательством. В данном случае предоставление земельного участка ФИО2 администрацией муниципального района <адрес> не осуществлялось, поскольку она его приобрела по договору купли-продажи у физического лица. Истец в установленном законом порядке не обращалась в администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, <адрес>, участок 24, соответственно разрешение на строительство ФИО2 отсутствует. На основании вышеизложенного и в соответствии с ст. 35 ГПК РФ, просит суд в удовлетворении требований ФИО2 отказать в полном объеме.
ФИО1 ООО "Газпром Трансгаз Самара" в судебном заседании полагала необходимым удовлетворить заявленные требования по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Иные лица в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании ФИО1 Администрации с.<адрес> полагала, что имеются основания для удовлетворения требований.
ФИО1 министерства <адрес> просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
ФИО10 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, каких-либо пояснений по существу требований не представил.
В соответствии со статьями 14 и 16 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения административного дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Ставропольского районного суда <адрес>.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание требования ч.4 ст.167 ГПК РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав ФИО1 истца, ФИО1 ответчика, ФИО1 третьего лица, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:32:1603005:153, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:32:1603005:42, с местоположением: <адрес>, м.<адрес>, с.<адрес>, уч. 24.
ФИО1 сельского поселения Ягодное № от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок с кадастровым номером 63:32:1603005:153 отнесен к зоне Ж8 (зона комплексной застройки).
Градостроительным регламентом указанной территориальной зоны предусмотрен вид разрешенного использования «Индивидуальная жилая застройка» в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как на момент возникновения права собственности, так и по состоянию на текущий момент ограничения (обременения) в отношении указанного земельного участка не зарегистрированы.
ФИО2 приступила к освоению земельного участка с кадастровым номером 63:32:1603005:153, а именно к строительству индивидуального жилого дома. Строение истцом было возведено.
В 2021 году ФИО2 стало известно о том, что используемый ею земельный участок расположен в пределах зоны минимально допустимых расстояний магистральных газопроводов ОАО «Газпром».
Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства <адрес> письмом сообщило о том, что в 2004 году проведена инвентаризация земельных участков под объектами ПАО «Газпром» (границу з/у под надземными элементами газопровода на территории <адрес> утверждены постановлением главы от ДД.ММ.ГГГГ №), а в 2012 году <адрес>ом Ставропольский подписано двухстороннее соглашение об использовании земель, направленное на предотвращение нарушений охранных зон и минимальных расстояний магистральных газопроводов.
При этом пприказом Мминистерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п земельный участок с кадастровым номером 63:32:1603005:42 был в установленном порядке включен в границы села Ягодное м.<адрес>, с установлением вида разрешенного использования: «под малоэтажное жилищное строительство».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром трансгаз Самара» сообщило главе администрации <адрес> о том, что на территории <адрес>, планируемой к использованию, расположены действующие магистральные газопроводы ОАО «Газпром»: МГ Уренгой-Новопсковск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); МГ Уренгой-Петровск, Ду1200 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); МГ Челябинск-Петровск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); Г/п - отвод к ГРС-115, Ду 100 мм Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); ГРС-115 (Т.1 л.д.196).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному начальником ЛЭС Тольяттинского ЛПУМГ и главным архитектором <адрес>, газопроводы ООО «Газпром трансгаз Самара» нанесены на карты землепользования <адрес> правильно и в полном объеме.
Аналогичные акты составлялись также 12.05.2004г., 15.07.2006г., 01.06.2011г.
24.10.2012г. между ООО «Газпром Трансгаз Самара» и Администрацией муниципального района Ставропольский заключено соглашение о порядке использования земель муниципального района <адрес>, находящихся в охранных, санитарно-защитных зонах и зонах минимально-допустимых расстояний объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара», в п. 1.4 которого перечислены имеющиеся на территории района магистральные газопроводы и ГРС, указаны параметры данных зон.
Согласно п. 1.5, соглашение является обязательным для исполнения ООО «Газпром трансгаз Самара» и органами власти и управления муниципального района Ставропольский.
В силу п.6.2 Соглашения, муниципальный район Ставропольский обязан, в том числе, при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам извещать их об обременении охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний газопроводов и ГРС с учетом беспрепятственного доступа эксплуатирующего персонала ООО «Газпром трансгаз Самара» к указанному в п. 1.4 оборудованию опасных производственных объектов (п.п. «в»); давать указания юридическим и физическим лицам до начала использования земельного участка, обремененного охранными, санитарнозащитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний, получать в ООО «Газпром трансгаз Самара» технические условия на возможность проведения каких-либо работ в этих зонах (п.п. «д»).
Согласно п.п. «з» п.6.2 Соглашения, муниципальный район Ставропольский обязан не реже одного раза в три года проверять правильность нанесения трасс газопроводов на топографических картах муниципального образования с обязательным составлением двухсторонних актов с ООО «Газпром трансгаз Самара».
Как указывалось выше, такие акты составлялись 12.05.2004г., 15.07.2006г., 01.06.2011г., 21.06.2014г.
Согласно Протоколу совещания по вопросам соблюдения зон минимальнодопустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций ОАО «Газпром» на территории м.<адрес> от 28.04.2010г., проведенного с участием ФИО1 администрации м.<адрес>, глав сельских поселений, ФИО1 ООО «Газпром трансгаз Самара», участниками совещания приняты ФИО1, в том числе: в случае, если в зонах минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций планируется строительство зданий, строений и сооружений, перед получением разрешительной документации по строительству, рекомендовать застройщику (заказчику) согласовать размещение объекта с ООО «Газпром трансгаз Самара» (п. 1.2); обеспечить соблюдение зон минимальнодопустимых расстояний МГ на подконтрольной территории согласно требованиям СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* «Магистральные трубопроводы», а также охранных зон согласно «Правилам охраны магистральных трубопроводов» (п.3.3).
Истец являясь собственником земельного участка не была уведомлена о наличии каких-либо ограничений в использовании земельного участка по его целевому назначению.
Указанные выше обстоятельства не оспаривались в ходе рассмотрения дела лицами в нем участвующими.
Вышеизложенное дает основание полагать, что администрации муниципального района Ставропольский было достоверно известно о том, что на территории <адрес> проходит магистральный газопровод Челябинск-Петровск, что подтверждается многочисленными Актами о совместном уточнении местоположения газопровода (от 12.05.2004г., 15.07.2006г., 01.06.2011г.), Протоколом совещания по вопросам соблюдения зон минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций ОАО «Газпром» на территории м.<адрес> от 28.04.2010г.
Администрация м.<адрес> не уведомила ФИО2 о правовом статусе принадлежащей ей земли.
Как установлено судом при осуществлении строительства до момента, когда истец могла узнать о нахождении спорного земельного участка в зоне минимально-допустимых расстояний, ФИО2 возвела на участке индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 63:32:1603005:1760, создала неотделимые улучшения земельного участка.
Для оценки понесенных затрат при возведении жилого дома, истец обратился к оценщику ФИО8 для составления отчета об оценке указанных объектов.
В соответствии с представленным суду оотчётом, произведенным с учетом затратного подхода оценки, совокупная рыночная стоимость объекта капительного строительства и неотделимых улучшений составляет 8 987 669 руб.
Кроме того, согласно представленного в суд заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:32:1603005:153 без учета ограничений составляет 491 000 руб.; рыночная стоимость указанного участка с учетом ограничений составляет 196 400 руб. Подлежащая взысканию разница между рыночной стоимостью участка без учета ограничений и рыночной стоимостью участка с учетом таки ограничений составляет 294 600 руб.
Суд соглашается с доводами стороны истца о том, что действия (бездействие) Администрации муниципального района Ставропольский повлекли для ФИО2 убытки в указанном размере.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может быть осуществлена путем возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч.2 ст. 15 ГК РФ).
На основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.
Из приведенных правовых норм следует, что по делам о возмещении вреда подлежат установлению факты причинения вреда, противоправность действий причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившим вредом. Под утратой имущества следует понимать лишение права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, а не только его фактическая утрата в результате, например, сноса.
По состоянию на текущий момент истец не вправе использовать по назначению и распоряжаться по своему усмотрению объектом капитального строительства, возведенным на участке. Более того, истец обязан осуществить полный демонтаж возведенных конструкций.
При принятии ФИО1 суд также учитываетследующее.
Земельный участок с кадастровым номером 63:32:1603005:153, расположенный о адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, <адрес>, участок 24, находится в границах зоны минимальных расстояний объектов повышенной опасности - магистральных газопроводов Челябинск-Петровск (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2), Уренгой-Петровск (диаметр 1220 мм, рабочее давление 75 кг/см2), Уренгой-Новопсков (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2), проходящих в одном коридоре.
Данные газопроводы находятся во владении и эксплуатации Общества (ООО «Газпром Трансгаз Самара»). Магистральные газопроводы Уренгой-Новопсков, Уренгой-Петровск, Челябинск- Петровск построены под землями сельскохозяйственного назначения в соответствии с проектной документацией, нормативными требованиями, действовавшими в период строительства. Газопроводы введены в эксплуатацию в 1980-1982 гг. государственными приемочными комиссиями в установленном законодательством Российской Федерации порядке, задолго до включения исходного земельного участка с кадастровым номером 63:32:1603005:42 в границы <адрес> в 2009 году.
Указанные магистральные газопроводы являются частью Единой системы газоснабжения, которая в свою очередь, согласно ст. 5 Федерального закона № 69-ФЗ от 31.03.1999г. «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ), является составной частью федеральной системы газоснабжения, имеющей статус федеральной энергетической системы. Ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 6 Закона № 69-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» магистральные газопроводы и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ, относятся к категории опасных производственных объектов (далее - ОПО).
Магистральные газопроводы Уренгой-Новопсков, Уренгой-Петровск, Челябинск-Петровск внесены в реестр ОПО, что подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов А53-02649, выданным Средне- Поволжским управлением Ростехнадзора РФ. Как ОПО, газопроводы определяются совокупностью опасных производственных факторов перекачиваемой среды: взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа, которые могут повлечь разрушение газопровода или его элемента, разлет металла и грунтов, возгорание продукта при разрушении газопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара, взрыв газовоздушной смеси, обрушение и повреждение зданий, строений, сооружений, установок, пониженную концентрацию кислорода, дым, токсичность продукции.
Для предотвращения указанных последствий статьей 28 Закона № 69-ФЗ установлены охранные зоны, которые определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. При хозяйственном использовании земельных участков в пределах указанных зон не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Положениями СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Магистральные трубопроводы», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 30.031985 (в настоящее время - актуализированная редакция СП 36.13330.2012), установлены минимальные расстояния от оси магистрального трубопровода и до объектов, в пределах которых строительство запрещено.
Данные требования СП 36.13330.2012 являются обязательными для исполнения и входят в Перечень национальных стандартов и сводов правил, обязательных к применению, утвержденный Правительством РФ Постановлением от 28.05.2021г. № (ранее последовательно - Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р) согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно таблице 4 СП 36.13330.2012 для магистральных газопроводов диаметром 1400/1200 минимальное расстояние до зданий, строений и сооружений в пределах границ населенного пункта составляет не менее 350 метров в каждую сторону от оси газопровода. Указанные обстоятельства исключают возможность последующего строительства любых объектов в пределах указанной зоны уже построенного газопровода.
Данная величина зон минимальных расстояний подтверждена также ФИО1 Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов» (вместе с «ТР ЕАЭС 49/2020. Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов»).
Исходя из положений ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 6, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 9, 26 Устава муниципального района <адрес>, утв. ФИО1 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальные органы власти обязаны обеспечивать защиту населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ по делу № АКПИ15-360, учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.
Истец стала собственником земельного участка №, по адресу <адрес>, с.<адрес> с кадастровым номером 63:32:16003005:153 с ДД.ММ.ГГГГ.
Строительство объекта индивидуального жилищного строительства начато без получения разрешения, однако это не является нарушением Градостроительных норм, с учетом использования участка по его назначению.
В указанный период и вплоть до 2015 года действовавшее законодательство РФ относило охранные зоны и минимальные расстояния до объектов газоснабжения к объектам землеустройства. А именно:
В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» (в редакции № от ДД.ММ.ГГГГ), зона минимального расстояния до объекта системы газоснабжения была отнесена к зонам с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 4 Федерального закона «О землеустройстве», основаниями проведения землеустройства являлись ФИО1 федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные ФИО1.
Согласно действующей ранее ст. 68 ЗК РФ, землеустройство включало в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Исходя из ст. 69 ЗК РФ, землеустройство проводилось по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по ФИО1 суда.
Для объектов землеустройства была предусмотрена возможность подготовки карты (плана) объекта землеустройства (СЗЗ), которая содержала сведения о координатах характерных точек границ объекта землеустройства.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт» границы зон с особыми условиями использования территорий относились к общедоступным кадастровым сведениям, которые воспроизводились на публичных кадастровых картах.
В соответствии со ст. 10 указанного выше закона, как об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости вносились следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших ФИО1 об установлении таких зон; реквизиты ФИО1 органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих ФИО1; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон с особыми условиями использования территорий.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» была утверждена карта (план) объекта землеустройства, которая в отношении зоны с особыми условиями использования территории включала указанные выше требования.
Согласно п. 6 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.
При этом, согласно разъяснению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ, данному в письме от ДД.ММ.ГГГГ.г №, если передаваемый карта (план) не содержала перечень координат характерных точек границ части земельного участка, который полностью частично располагается в границах такой зоны с особыми условиями использования территории, орган кадастрового учета должен с использованием АИС ГКН самостоятельно определить координаты характерных точек границ части земельного участка и осуществить учет такой части земельного участка.
При этом государственная регистрация ограничений (обременений) прав на землю в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории действующими федеральными законами была не предусмотрена.
Таким образом, системное толкование указанных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что проведение мероприятий по землеустройству в целях установления зон с особыми условиями использования территорий и внесение сведений (предоставление сведений для внесения) в государственный кадастр недвижимости в целях недопущения строительства зданий, строений и сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, возлагалось на органы местного самоуправления.
Однако в установленный п. 6 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» срок орган местного самоуправления не представил в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о наличии зоны с особыми условиями использования территорий.
Земельный участок с кадастровым номером 63:32:1603005:153, на котором находится спорное строение, образован из земельного участка с кадастровым номером 63:32:1603005:42, который был включен в границы <адрес> муниципального района <адрес> Приказом Министерства строительства и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Правовая экспертиза проведенная при согласовании указанного приказа не устраняет обязанности Администрации по внесению в государственный кадастр недвижимости вносятся сведений о зонах минимальных расстояний в рамках работ по землеустройству.
Для возможности получения необходимых сведений Министерству строительства <адрес> заблаговременно была направлена информация об охранных зонах и зонах минимальных расстояний (исх. №/кт от ДД.ММ.ГГГГ).
Администрации м.<адрес> было достоверно известно о прохождении по территории района магистральных газопроводов. В 2004 году Обществом была проведена инвентаризация земельных участков, занятых имущественными комплексами газоснабжения ОАО «Газпром» и расположенными в <адрес>.
Дело инвентаризации земельных участков, с указанием перечня недвижимого имущества ОАО «Газпром» в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, сводных ведомостей площадей, а также межевые дела по каждому из объектов были переданы Комитету по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> по акту государственного контроля за установлением границ и приемки землеустроительного дела от ДД.ММ.ГГГГ.
Границы земельных участков под указанными газопроводами были утверждены <адрес> Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №.
Проверка фактического нанесения трасс магистральных газопроводов на карты землепользования <адрес> была проведена ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен соответствующий акт, подписанный ФИО1 Общества и Председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>. В данном акте указано, то газопроводы нанесены правильно и в полном объеме. Такие же акты были составлены в 2006, 2011, 2014 годах.
При поддержке <адрес> Обществом было организовано и проведено совещание с участием ФИО1 администраций всех муниципальных районов и городских округов области, на территории которых расположены магистральные газопроводы и газораспределительные станции, эксплуатируемые Обществом. На совещании Обществом представлен доклад, наглядно поясняющий причины потенциальной опасности нарушений охранных зон и зон минимальных расстояний магистральных газопроводов. В целях предотвращения подобных нарушений, присутствующим ФИО1, в том числе муниципального района <адрес> были переданы географические карты с нанесенными объектами магистральных газопроводов с указанием зон минимальных расстояний и проекты соглашений об использовании земель, находящихся в границах указанных зон.
В рамках осуществления комплекса мероприятий, направленных на соблюдение требований промышленной безопасности, ДД.ММ.ГГГГ было заключено Соглашение между муниципальным районом <адрес> и ООО «Газпром трансгаз Самара», в котором были перечислены имеющиеся на территории района магистральные газопроводы и ГРС, указаны параметры данных зон, а также обязанности сторон в целях обеспечения безопасности эксплуатации ОПО и обеспечения охраны жизни и здоровья граждан при чрезвычайных ситуациях.
Суд соглашается с доводами третьего лица ООО «Газпром трансгаз Самара» что в любом случае, в рамках добросовестного выполнения обязательств, возложенных на ответчика ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст.8 Градостроительного кодекса, гл. 2, 4 Устава м.<адрес>, Администрация при отсутствии данных, обязана была запросить необходимые данные у эксплуатирующей организации и Министерства строительства <адрес>.
В том числе при отсутствии указанного Соглашения ответчик не был лишен возможности в целях надлежащего исполнения полномочий в области землеустроительной и градостроительной деятельности и предотвращения негативных последствий, получить и в дальнейшем использовать информацию о границах территориальных зон с особыми условиями использования, установленных относительно расположенных на территории муниципального района линейных объектов.
Ответственность за непринятие таких мер, повлекших негативные последствия для граждан, не может быть снято с муниципальных органов, призванных в силу своего публичного статуса обеспечивать правовую основу для реализации гражданами прав и обязанностей, которые должны быть доведены до сведения граждан.
Относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности для ответчика направить в установленный п. 6 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» срок в орган кадастрового учета сведения о наличии зоны с особыми условиями использования территорий, не представлено.
С 2015 года Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» зоны с особыми условиями использования территории исключены из перечня объектов землеустройства. Законом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по подготовке описаний местоположения границ каких зон возложена на правообладателя объектов, для эксплуатации которых они установлены.
Обязательства правообладателей объектов, для эксплуатации которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, по внесению сведений в ЕГРН о границах последних, возникли на основании ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон №-Ф3), установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: ФИО1 исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого ФИО1; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных, указанным актом, без принятия ФИО1 исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; ФИО1 суда.
В соответствии с п. 10 ст. 26 Закона № 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ нормативными правовыми актами или ФИО1 об их установлении, считаются установленными вне зависимости от соответствия ФИО1 об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса. Внесение изменений в указанные ФИО1 или принятие новых ФИО1 об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.
Таким образом, положениями Закона №-Ф3 урегулированы вопросы признания зон минимальных расстояний, сведения о которых не внесены в ЕГРН, поскольку существование зон минимальных расстояний до магистрального газопровода влекущее за собой ограничения по использованию земельного участка, обусловлено фактом существования самого опасного производственного объекта. (Аналогичная правовая позиция о применении переходных положений Закона №-Ф3 ранее уже была отражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КА19-31, от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС20-6483).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 п. 26 ч. 1 ст.16 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа.
Под муниципальным земельным контролем, согласно п.1 ст.72 ЗК РФ, понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно ст. 72 ЗК РФ, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Таким образом, ответственность за непринятие мер как своевременному внесению сведений (предоставление сведений для внесения) о зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр, равно как и неосуществление должного муниципального земельного контроля, повлекшее негативные последствия для граждан, лежит на ответчике как муниципальном органе, призванном в силу своего особого публично-правового статуса обеспечивать правовую основу для реализации гражданами их прав и обязанностей, включая право собственности и обязанность выполнять нормативные предписания, которые должны быть доведены в надлежащей форме и с необходимыми для исполнения ориентирами до сведения граждан.
Указанный выше доводы подтверждаются представленными суду: свидетельством о регистрации опасного производственного объекта А53-02649, картой учета ОПО Участок магистрального газопровода Тольяттинского линейного производственного подразделения магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Самара», копий Ведомости в получении администрации муниципальных образований <адрес>, копией письма м.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; копией Акта от 12.05.2004г., копией Акта от 15.07.2006г., копией Акта от 01.06.2011г., копией Акта от 01.06.2014г.; соглашением о порядке использования земель муниципального района <адрес>, находящихся в охранных, санитарно-защитных зонах и зонах минимальных расстояний объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара» от 24.10.2012г., уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № с приложениями; схемой взаимного расположения земельного участка.
С учетом изложенного выше, оснований для возложения обязанностей по возмещению причиненных истцу убытков на иное лицо суд не усматривает, в связи с чем полагает необходимым заявленные истцом требования удовлетворить.
Определяя размер убытков подлежащих возмещению истцу, суд принимает во внимание тот факт, что земельный участок остаётся в собственности истца, возмещение убытков допустимо в виде разницы между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав на застройку земельного участка, с учетом установленных ограничений в связи с его нахождением в границах минимальных расстояний до газопровода, и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось ФИО1 суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом при подаче иска оплачена госпошлину в размере 10 000 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования - удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального района <адрес> в пользу ФИО2:
убытки, в виде стоимости строительства жилого дома в размере 6 116 999 руб.; убытки, в виде стоимости строительства неотделимых улучшений в сумме 2861670 рублей; убытки, в виде разницы между рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым номером 63:32:1603005:153 без учета ограничений прав на застройку земельного участка, и рыночной стоимостью земельного участка кадастровым номером 63:32:1603005:153 с учетом установленных ограничений в связи с его нахождением вграницах минимальных расстояний до газопровода в размере 294 600 руб., оплаченную госпошлину в размере 10 000 руб..
ФИО1 может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд в Самарский областной суд.
Судья подпись Н.В. Лазарева
Мотивированное ФИО1 изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Копи верна.
Судья Н.В. Лазарева