Дело № 2-1-7234 /2018
Решение
Именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Смирновой Л.В.,
при секретаре Кузьминой Е.В.,
с участием представителя истца Коневой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришанова Е.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе (межрайонное) Саратовской области о признании права на получение пенсии,
установил:
истец Гришанова Е.А. обратилась в суд с требованиями о признании права на назначение пенсии досрочно.
Истец Гришанова Е.А. о рассмотрении дела извещена в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.
Представитель истца, согласно доверенности Конева И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просит включить в стаж предоставляющий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в кратном исчислении 1 год работы в сельской местности как 1 год и 3 месяца период работы с 12.08.1988г. по 02.07.1990г, с 24.10.1990г. по 24.02.1992г. - отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет и с 25.02.1992г. по 24.08.1993г. -отпуск по уходу за ребенком до трех лет в период работы в Красноярской участковой больницы Энгельсского района в должности патронажной медицинской сестрой.
Представитель ответчика, в судебное заседание не явился, представили письменные возражения, в иске просит отказать.
Заслушав представителя истца, рассмотрев материалы дела, суд считает требования обоснованными.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статья 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения и закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение.
Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение.
Государственная периодическая денежная выплата, как страховая пенсия, устанавливается согласно ст. 4 ФЗ РФ «О страховых пенсиях в РФ», право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении условий, предусмотренных Законом.
Судом установлено, что 10.09.2018г. Гришанова Е.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, т.к. общий стаж ее лечебной деятельности составляет более 30 лет.
Однако, согласно решению от 29.10.2018г. Управление Пенсионного фонда РФ в
Энгельсском районе отказало истцу в назначении пенсии, не засчитав в стаж лечебной деятельности периоды : в исчислении за 1 год работы как 1 год и 3 месяца: с 12.08.1988г. по 02.07.1990, с 24.10.1990г. по 24.02.1992г. - отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет и с 25.02.1992г. по 24.08.1993г. -отпуск по уходу за ребенком до трех лет в период работы в Красноярской участковой больницы Энгельсского района в должности патронажной медицинской сестрой.
Согласно статьи 8 данного закона, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 30 вышеуказанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ применяются при назначении досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781; список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.01 1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01. 1992 г.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004г. №2-П установлено, что при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002г. могут применяться правила и нормы законодательства, действовавшего до введения нового правового регулирования.
Наименования должности и учреждений, в которых работала истец, соответствуют указанным Спискам, что не оспаривает ответчик.
С 12.08.1988г, после окончания Саратовского областного медицинского училища, истец была принята на работу в Красноярскую участковую больницу Энгельсского района на должность патронажной медицинской сестры, где работала до 26.08.1993г., что подтверждает моя трудовая книжка и архивные справки.
Красноярская участковая больница находилась в селе Красный Яр и являлась структурным подразделением Центральной районной больницы Энгельсского района.В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.91г. № 464 право на пенсию за выслугу лет предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Пункт 2 указанного постановления устанавливает, что исчисление сроков выслуги лет производится работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке)считать за 1 год и 3 месяца, (действует в отношений периодов работы до 1.11. 1999г.).
Следовательно, период работы с 12.08.1988г. по- 26.08.1993г. должен быть исчислен как один год работы за один год и три месяца и включен в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии. Ответчик именно в таком порядке произвел исчисление моего стажа, предоставляющего право на досрочное назначение пенсии за исключением периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми.
В связи с рождением ребенка 31.03. 1988г., истцу был предоставлен с 12.08.1988г. по 02.07.1990г.- отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В связи с рождением ребенка 24.08. 1990г. истцу был предоставлен с 24.10.1990г. по 24.02.1992г.- отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 25.02.1992г. по 24.08.1993г. - отпуск по уходу за ребенком до трех лет.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09. 1992 г, N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей." были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. ч
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; при этом, статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Госкомтруд СССР и Секретариат ВЦСПС Постановлением от 6.07.1982г. №156/10-30 утвердил разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», а также Постановлением от 29.11.1989г. №375/24-11 утвердил разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет».
В указанных нормативных актах разъяснено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска до достижения ребенком возраста трех лит учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Поскольку периоды с 12.08.1988г. по 02.07.1990г., с 24.10. 1990г. по 24.02.992г. -отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет и с 25.02.1992г. по 24.08.1993г. - отпуск по уходу за ребенком до трех лет включены календарно ответчиком в стаж лечебной деятельности, то необходимо в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца) включить дополнительно 1 год 2 месяца, т.е. в том же порядке, как работа, в период которой предоставлен указанный отпуск.
Все периоды истца трудовой деятельности внесены соответствующим образом в трудовую книжку.
УПФР не оспаривает стаж лечебной деятельности в течение 28 лет 10 месяцев 20 дней, исчисленного на момент обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, что подтверждает решение от 29.10.2018г. Управления Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе.
Таким образом, на 10.09.2018г. (день обращения в пенсионный фонд за назначением пенсии) истец имеет 30 лет 20 дней стажа лечебной деятельности, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истица обратилась за назначением пенсии 10.09.2018 года и с указанной даты следует произвести назначение пенсии.
Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.
При таких обстоятельствах, суд считает, исковые требования Гришановой Е.А. обоснованны и их следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.11,55,56,198 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 20
░░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░ ░░░░░░ ░░░ 1 ░░░ ░ 3 ░░░░░░:
- ░ 12.08.1988░. ░░ 02.07.1990░.. ░ 24.10.1990░. ░░ 24.02.1992░. - ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░ 25.02.1992░. ░░ 24.08.1993░. -░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ 10.09.2018░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ 10.09.2018░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 28.12.2013░. №400-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░