Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Колчиной Л.М.
при секретаре ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к ООО «ЖРЭУ №» о возложения обязанности по заключению договора энергоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что управляющей компанией расторгнут договор энергоснабжения с ОАО «КСК», при этом ОАО «КСК» продолжает предоставлять коммунальную услугу по электроснабжению и производит начисление оплаты, в том числе за электрическую энергию, использованную на общедомовые нужды многоквартирного <адрес> в полном объеме, в связи с чем, просили обязать ООО «ЖРЭУ №» заключить договор энергоснабжения с ОАО «Калужская сбытовая компания» в отношении многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании истец ФИО1, ФИО5 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «ЖРЭУ №» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель ответчика ОАО «Калужская сбытовая компания» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Определение суда о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.9-15) и являются потребителями электроэнергии.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «ЖРЭУ №» на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ.
ОАО «КСК» с ДД.ММ.ГГГГ является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории муниципального образования «<адрес>» в соответствии с постановлением комитета государственного регулирования тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-эк.
В судебном заседании ранее представителем ответчика не оспаривалось, что до настоящего времени ООО «ЖРЭУ №» договор энергоснабжения с ОАО «Калужская сбытовая компания» не заключен, в связи с чем, обязанности по предоставлению коммунальной услуги по энергоснабжению собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, находящегося в управлении управляющей организации, а также по расчету и начислению оплаты за электроэнергию для общедомовых нужд принял на себя гарантирующий поставщик электрической энергии на территории <адрес> – ОАО «Калужская сбытовая компания».
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, в силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ОАО "КСК" производит расчет, требует от жильцов многоквартирного дома, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии.
Вместе с тем, вышеприведенными нормами жилищного законодательства установлено, что именно управляющая организация должна отвечать за качество всех коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены в зависимости от уровня благоустройства данного дома. Если управляющая организация не отвечает за предоставление хотя бы одной из коммунальных услуг, то в этом случае нельзя считать, что способ управления многоквартирным домом реализован в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, согласно которым управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг (пункт 4).
Согласно Договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «ЖРЭУ №» и собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ООО «ЖРЭУ №» обязуется оказывать услуги по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, при выбранном способе управления многоквартирным домом на управляющую организацию возложена обязанность по заключению договора на электроснабжение указанного многоквартирного дома, предусмотренная как приведенными выше нормативными правовыми актами, так и договором управления многоквартирным домом.
При этом обстоятельств, при которых такая услуга не может быть предоставлена управляющей организацией, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать ООО «ЖРЭУ №» заключить договор энергоснабжения в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> ОАО «Калужская сбытовая компания».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись Л.М.Колчина
Копия верна. Судья Л.М.Колчина