Дело № 2-4468/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Федерального судьи: Петрушенко Ю.В.
С участием прокурора: Ковалевой Е.В.
При секретаре: Идт А.А.
«02» октября 2013 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по исковому заявлению Афанасьевой Е.В. к Военному комиссариату <...> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании денежной премии, компенсации морального вреда, признании незаконным дополнительного соглашения к трудовому договору, взыскании незаконно удержанных сумм в виде взносов в Профсоюзную организацию,
УСТАНОВИЛ:
С учетом уточненных "."..г. исковых требований, Афанасьева Е.В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату <адрес> с требованиями о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании денежной премии, компенсации морального вреда, признании незаконным Дополнительного соглашения к трудовому договору, взыскании незаконно удержанных профсоюзных взносов.
В обоснование заявленных требований указывает, что в период с "."..г. по "."..г. она работала в отделении пенсионного обеспечения Военного комиссариата по <адрес>: до "."..г. – в должности старшего помощника отделения социального обеспечения, а с "."..г. – в должности начальника отделения социального обеспечения по <адрес>. "."..г. между сторонами был заключен бессрочный трудовой договор № 42.
Истец считает, что "."..г. с ней незаконно было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым на неё возложены дополнительные трудовые обязанности по предоставлению сведений о доходах. Полагая, что на неё не распространяются требования, установленные приказами Министерства обороны РФ, а также выражая несогласие работать в новых условиях труда, предложенных работодателем, она отказалась от предоставления сведений о доходах, в связи с чем "."..г. была уволена по п.п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Истец считает увольнение незаконным, поскольку Приказы № 2855 от "."..г. и № 285 от "."..г. распространяются на работников, замещающих должности, т.е. работающих по срочному трудовому договору, тогда как с ней "."..г. был заключен бессрочный трудовой договор № 42. Считает, что в нарушение требований ч.2 ст.74 ТК РФ она не была должным образом уведомлена работодателем о предстоящих изменениях условий трудового договора, ей не были предложены имеющиеся вакансии, тогда как она письменно обращалась к работодателю с заявлением, в котором не возражала, если ей будут предложены иные должности. В связи с чем считает, что с её стороны виновные действия отсутствуют, а потому она не могла быть уволена по ст.81 ТК РФ.
Составленное работодателем дополнительное соглашение к трудовому договору считает незаконным, поскольку оно датировано "."..г., т.е. до принятия Приказов № 788 от "."..г. и № 2855 от "."..г.. Кроме того, по мнению истца, соблюдение ограничений, запретов и обязанностей для федеральных гражданских служащих, в том числе и предоставление сведений о доходах, имущественных обязательствах на себя и членов семьи работниками Военных комиссариатов РФ на основании приказов МО РФ распространяется только на лиц, назначенных на замещение должностей на определенный срок, тогда как у истца с ответчиком был заключен бессрочный трудовой договор. Помимо этого, дополнительное соглашение подписано ею "."..г., т.е. после окончания декларационного периода, а потому не могла быть уволена за не предоставление сведений о доходах.
Таким образом, истец полагает, что по вине ответчика она была лишена возможности трудиться и получать заработную плату, и другие выплаты, в том числе денежную премию за 2 квартал 2013 года, согласно приказу МО РФ №1010.
В связи с увольнением истец испытала стресс и переживания, в результате чего была вынуждена обратиться за медицинской помощью. Был подорван её авторитет среди коллег и пенсионеров МО, преподавателей учебного заведения, в котором обучается её сын.
Кроме того, в день увольнения (последний день работы) истца, по письменному заявлению работодатель не выдал ей документы: выписку из приказа об увольнении; копии материалов служебной проверки о принуждения подписать «Дополнительное соглашение от "."..г.»; копии материалов заседания комиссии от "."..г. по вопросу увольнения; копии «Представления об устранении нарушений закона» военного прокурора Волгоградского гарнизона; справки о сумме заработка, предусмотренной частью 3 пункта 2 ст. 4.1 федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», что свидетельствует, по её мнению, о нарушении порядка увольнения.
Помимо этого истец является членом профсоюза Военного комиссариата <адрес> с ноября 2012 года. Работодатель неправильно исчислил и удержал с неё профсоюзные взносы за декабрь 2012 года, за февраль 2013 года, за март 2013 года, за май 2013 года, за июнь 2013 года, а всего на сумму <...> рублей. Таким образом, при прекращении трудового договора по инициативе работодателя в последний день работы истцу не выплатили всей суммы денежных средств, причитающихся от работодателя, тем самым работодатель также нарушил порядок прекращения трудового договора.
Принятое в отношении неё представление прокурора Волгоградского гарнизона об устранении нарушений закона обжаловано ею в установленном законом порядке, решение по жалобе ещё не принято, в связи с чем считает, что оно не может являться доказательством по делу. Также она обратилась к Министру Обороны РФ за разъяснениями о том, распространяются ли на неё ограничения, запреты и обязанности для федеральных государственных гражданских служащих, однако ответ ею до сих пор не получен.
С учетом указанного и представленного в суд "."..г. расчета исковых требований Афанасьева Е.В. просит восстановить её на работе в должности начальника отделения социального и пенсионного обеспечения отдела военного комиссариата <адрес> по городу Волжский с "."..г.; взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с "."..г. по "."..г. в сумме <...> рублей; взыскать денежную премию согласно Приказу МО РФ № 1010 за 2 квартал 2013 года в сумме <...>; взыскать компенсацию морального вреда в сумме <...> рублей; взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме в размере <...> рублей; признать незаконным Дополнительное соглашение от "."..г. к трудовому договору №42 от "."..г.; взыскать <...> рублей, незаконно удержанных из заработной платы в виде взносов в Профсоюзную организацию.
В судебном заседании Афанасьева Е.В. и её представитель Афанасьев А.В. заявленные требования в полном объеме поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представители ответчика Военного комиссариата <адрес> Бекмурадова И.А., Бражник И.В., Зюбанова Т.Н., Безрукова А.С., Генералов К.С. исковые требования Афанасьевой Е.В. считали необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Так, представитель ответчика Зюбанова Т.Н. суду пояснила, что с Афанасьевой Е.В. трудовой договор был расторгнут по п.п.7.1 части 1статьи 81 ТК РФ, на основании приказа № 118 от "."..г. военного комиссара <адрес>. Поводом к составлению данного приказа послужило представление Военной прокуратуры <адрес> от "."..г., основанием для увольнения явилось то, что замещая должность начальника отделения социального и пенсионного обеспечения отдела Военного комиссариата <адрес>, истец не предоставила работодателю сведения о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетнего ребенка за 2012 год. Приказом Министра обороны РФ от "."..г. №3313дсп определен перечень должностей работников военных комиссариатов субъектов РФ, при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Должность, которую занимала Афанасьева Е.В., входит в указанный перечень, истец неоднократно предупреждалась о необходимости предоставить данные сведения за 2012 год. "."..г. с Афанасьевой Е.В. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №42 от "."..г., согласно которому на нее были возложены обязанности соблюдать требования ФЗ РФ от "."..г. №273 «О противодействие коррупции», в том числе, до завершения декларационной кампании предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, срок предоставления данных сведений не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. По факту не предоставления истцом указанных сведений составлялись акты. "."..г. поступило представление об устранении нарушений закона военной прокуратуры Волгоградского гарнизона, с которым Афанасьева Е.В. была ознакомлен. "."..г. Афанасьева Е.В. получила на руки трудовую книжку под роспись, ознакомилась с приказом об увольнении, с ней был произведен полный расчет.
Кроме того, согласно пункту 2 приказа Министра Обороны РФ от "."..г. №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ», установлено выплатить за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, в соответствии с прилагаемым порядком военнослужащим, проходящим службу в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях, и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерствам обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам работы, в виде дополнительного материального стимулирование. В приказе МО РФ от "."..г. № 1010 не указано, что необходимо произвести дополнительную выплату лицам гражданского персонала, ранее состоявшим в трудовых отношениях. Материальное стимулирование, установленное приказом МО РФ от "."..г. №1010 не носит системный характер, не является обязательной для работодателя выплатой, и производится по мере поступления денежных средств, доведенных на эти цели.
Считает, что истцом не доказан факт причинения ей действиями ответчика нравственных и физических страданий, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, в связи с чем в указанной части также просит отказать.
Представитель ответчика Бражник И.В. суду пояснил, что удержание профсоюзных взносов с Афанасьевой Е.В. производилось в соответствии с Уставом профсоюзной организации со всех видов выплат, входящих в понятие заработной платы, включая различные виды премий в размере 1%.
Представитель ответчика Генералов К.С. суду пояснил, что в декабре 2012 года строевым отделением Военного комиссариата <адрес> всем отделам Военного комиссариата были выданы дополнительные соглашения для заполнения и подписания гражданским персоналом, вошедшего в перечень приказа МО РФ № 3313дсп, обязанных представлять сведения о доходах. Все отделы представили подписанные дополнительные соглашения в установленные сроки, за исключением отдела по <адрес>, в том числе, Афанасьевой Е.В.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от "."..г. № 3313 дсп, указаний статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от "."..г. № 205/2/600 и от "."..г. № 205/2/826, директивы командующего войсками Южного военного округа от "."..г. № 31/9/1502 в военном комиссариате <адрес> с 22 февраля по "."..г. проводились мероприятия по представлению справок о доходах работниками военного комиссариата области, согласно Перечню должностей приказа Министра обороны РФ № 3313дсп - 2012 года.
До "."..г. 112 работников военного комиссариата области, в том числе и военный комиссар, представили сведения о доходах за 2012 год.
В период предоставления справок о доходах Афанасьева Е.В. находилась на листке нетрудоспособности с 18 февраля по "."..г.. С "."..г. по "."..г. истец находилась в ежегодном оплачиваем отпуске. После выхода из отпуска истец заверила, что представит справки о доходах до "."..г., однако, в установленный Федеральным законом Российской Федерации срок справки о доходах не представила в строевое отделение. Умышленно затягивала представления справок до "."..г..
Давления и угрозы увольнения с его стороны и со стороны иных работников строевого отделения на Афанасьеву Е.В. при подписании дополнительного соглашения не было. Истцу неоднократно под роспись разъяснялись требования Приказов МО, однако она в категорической форме отказалась от представления справок о доходах, о чем был составлен акт. Высказывала свои намерения перейти на другую должность, но заявление о переводе на другую должность работодателю не подавала.
"."..г. военному прокурору Волгоградского гарнизона было направлено уведомление об отказе Афанасьевой Е.В. представлять справки о доходах и расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супруга и несовершеннолетнего сына. Военной прокуратурой Волгоградского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата законодательства о противодействии коррупции в ходе которой было выявлено, что Афанасьевой Е.В. был нарушен запрет осуществлять предпринимательскую деятельность.
"."..г. из военной прокуратуры Волгоградского гарнизона в военный комиссариат <адрес> поступило Предостережение о недопустимости нарушения закона, объявленное "."..г. Афанасьевой Е.А. для учета при принятии решения о служебном предназначении.
Несмотря на предостережение, объявленное военной прокуратурой Волгоградского гарнизона, Афанасьева Е.В. допущенные нарушения закона не признала, справки о доходах в военный комиссариат не представила и продолжала нарушать требования законодательства о противодействии коррупции.
"."..г. из военной прокуратуры Волгоградского гарнизона поступило Представление об устранении нарушений закона, во исполнение требований которой в военном комиссариате была создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. "."..г. Афанасьева Е.В. была рассмотрена на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Комиссия приняла решение ходатайствовать перед военным комиссаром, области о расторжении с Афанасьевой Е.В. трудового договора в связи непредставлением сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что дает основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
На основании приказа военного комиссара <адрес> № 118 от "."..г. трудовой договор с Афанасьевой Е.В. был расторгнут по п.п. 7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ. В этот же день истец была ознакомлена под роспись с приказом об увольнении, ей была выдана трудовая книжка под роспись, она была ознакомлена с карточкой Т2 и поставила свою подпись в карточке.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшей заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, проверив материалы гражданского дела, материалы проверки Военной прокуратуры Волгоградского гарнизона Южного военного округа, и иные, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе Афанасьевой Е.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.12.2 Федерального закона от "."..г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от "."..г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», приказом Минобороны России от "."..г. № 3313дсп утвержден Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых работники и граждане, претендующие на их замещение, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Перечень).
В разделе № 3 Перечня поименована должность «начальник отделения» территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации (военных комиссариатов субъектов Российской Федерации).
В развитие Федерального закона «О противодействии коррупции» издан Приказ Министра обороны РФ от "."..г. N 2855 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих», распространивший свое действие на должности, поименованные в Перечне (утратил силу в связи с изданием Приказа Министра Обороны РФ № 285 от "."..г.).
"."..г. Министром Обороны РФ издан Приказ № 285 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих», также распространивший свое действие на должности, поименованные в разделе № 3 Перечня.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что "."..г. между Военным комиссариатом <адрес> и Афанасьевой Е.В. заключен трудовой договор № 10 (срочный трудовой договор), согласно которому Афанасьева Е.В. была принята в качестве старшего помощника начальника ОСПО в отделение военного комиссариата <адрес> (т.1 л.д.130-131).
"."..г. военным комиссариатом <адрес> заключен трудовой договор с работником № 42, согласно которому Афанасьева Е.В. была принята в Военный комиссариат <адрес> с "."..г. в качестве начальника ОС и ПО на неопределенный срок (т.1 л.д.132-133).
В соответствии с директивой командующего войсками Северо-Кавказского военного округа № ДКВВО-51 от "."..г. «Об организационных мероприятиях, проводимых в военных комиссариатах Северо-Кавказского военного округа в 2009 году», военный комиссариат <адрес> переформирован в структурное подразделение Военного комиссариата <адрес> (т.1 л.д.152-157).
"."..г. с Афанасьевой Е.В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому она считается принятой на работу в отделение социального и пенсионного обеспечения отдела военного комиссариата <адрес> по городу Волжский в должности начальника отделения (т.1 л.д.134).
"."..г. Афанасьевой Е.В. и Военным комиссаром <адрес> подписано дополнительное соглашение к трудовому договору истца № 42 от "."..г., согласно которому раздел «Права и обязанности работника» дополнен абзацем следующего содержания: исполнять обязанности, соблюдать ограничения и не нарушать запреты, установленные Федеральным законом от "."..г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст.17,18, 19 ФЗ от "."..г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а также изданным в их развитие нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ, в том числе ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, работник обязан в установленном порядке работодателю или его представителю, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. А также сведения о расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, содержащим сведения о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и акциях иных иностранных эмитентов, о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации (т.1 л.д.135).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что должность, в которой работала Афанасьева Е.В. – начальник отделения социального и пенсионного обеспечения отдела военного комиссариата <адрес> по городу Волжский, поименована в Перечне, утвержденном Министром обороны РФ и на неё распространяются обязанности, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от "."..г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст.17,18, 19 Федерального закона от "."..г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а также изданных в их развитие нормативных правовых актов Министерства обороны РФ.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от "."..г. № 3313 дсп, указаний статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от "."..г. № 205/2/600 и от "."..г. № 205/2/826, директивы командующего войсками Южного военного округа от "."..г. № 31/9/1502 в военном комиссариате <адрес> с 22 февраля по "."..г. проводились мероприятия по представлению справок о доходах работниками военного комиссариата области, согласно Перечню должностей приказа Министра обороны РФ № 3313дсп - 2012 года.
Исходя из приведенных выше норм закона, независимо от последующего заключения Дополнительного соглашения к трудовому договору, у Афанасьевой Е.В., как у начальника отделения социального и пенсионного обеспечения отдела военного комиссариата <адрес> по городу Волжский, с момента вступления в действие Приказа Министра обороны РФ от "."..г. N 2855 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих», и утверждения Перечня, возложена обязанность исполнять обязанности, соблюдать ограничения и не нарушать запреты, установленные Федеральным законом от "."..г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст.17,18, 19 ФЗ от "."..г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а также изданным в их развитие нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ, в том числе ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, работник обязан в установленном порядке работодателю или его представителю, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. А также сведения о расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, содержащим сведения о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и акциях иных иностранных эмитентов, о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации.
Между тем, указанные сведения не были предоставлены Афанасьевой Е.В. работодателю как в срок в срок до "."..г., так и после указанного срока, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось и подтверждается материалами дела: Актами от "."..г., "."..г., "."..г. (т.1 л.д.107, 108, 109).
Тот факт, что в период с 18 февраля по "."..г. истец находилась на больничном листе (т.1 л.д.102-105), а в период с "."..г. по "."..г. - в ежегодном оплачиваем отпуске (т.1 л..д.106), не являются основаниями для освобождения истца от обязанности исполнения закона и приказов МО РФ о предоставлении сведений о доходах.
Пунктом 2 ч.1 ст.17 Федерального закона от "."..г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность.
Однако как было установлено в ходе проверки исполнения должностными лицами военного комиссариата <адрес> законодательства о противодействии коррупции и трудового законодательства, проведенной Военной прокуратурой Волгоградского гарнизона (материал № 135/11 том №7), согласно выписки из ЕГРП от "."..г. Афанасьева Е.В. с "."..г. является индивидуальным предпринимателем, "."..г. поставлена на учет в Инспекции ФНС по <адрес> и в настоящее время осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В этой связи Афанасьева Е.В. отказывается представлять работодателю сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетнего сына за 2012 год, в том числе, сведения о полученных от предпринимательской деятельности доходах за отчетный период.
Как пояснил допрошенный в судебном заседании "."..г. в качестве свидетеля начальник отдела ВКО по <адрес> Ю.С., он назначен на должность "."..г.. В декабре 2012 года поступили указания о заключении с работниками дополнительных соглашений, что было доведено до сведения всех работников. Афанасьева Е.В. сказала, что сведения подавать не будет. Все работники кроме Афанасьевой Е.В. и еще двух человек подписали соглашение. Истец письменно к нему не обращалась с заявлением о переводе на другую должность. Подписывать дополнительное соглашение Афанасьева Е.В. отказалась, поскольку ей потом надо будет объяснить откуда у неё фирма. На конфликтной комиссии она подтвердила отказ. Предоставление сведений о доходах не является трудовой обязанностью, это требование закона, равного для всех. На истца распространяется запрет на занятие предпринимательской деятельностью (т.2 л.д.117-121).
По результатам указанной выше проверки заместителем военного прокурора Волгоградского гарнизона "."..г. Афанасьевой Е.В. было вынесено предостережение о недопустимости нарушений закона (т.1 л.д.111), с предостережением истец ознакомлена лично "."..г..
Несмотря на объявленное военной прокуратурой гарнизона "."..г. предостережение о недопустимости нарушения закона, Афанасьева Е.В. продолжила нарушать требования законодательства о противодействии коррупции, в связи с чем военным прокурором Волгоградского гарнизона в адрес военного комиссара <адрес> было направлено представление от "."..г. об устранении нарушений закона, в том числе о рассмотрении вопроса о привлечении Афанасьевой Е.В. к дисциплинарной ответственности (т.1 л.д.112-115).
"."..г. приказом военного комиссара <адрес> была назначена комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (т.1 л.д.117).
"."..г. на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов военного комиссариата <адрес> было принято решение ходатайствовать перед военным комиссаром <адрес> о расторжении с Афанасьевой Е.В. трудового договора в связи с не предоставлением сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что дает основания для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (т.1 л.д.122-125).
На основании приказа военного комиссара <адрес> <...> от "."..г. (по строевой части), трудовой договор с Афанасьевой Е.В. расторгнут на основании п. 7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ (т.1 л.д.129).
В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
С учетом установленного и приведенных норм закона суд приходит к выводу о том, что нарушений при расторжении трудового договора с Афанасьевой Е.В. со стороны работодателя не имеется. Обстоятельства, дающие работодателю право на расторжение трудового договора по п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в судебном заседании нашли свое бесспорное подтверждение, при этом не имеет правового значения момент подписания дополнительного соглашения от "."..г. к трудовому договору № 42 (до или после 30 апреля), поскольку обязанность предоставлять сведения о доходах и расходах возложена на истца в силу закона.
Приводимые в обоснование заявленных требований доводы Афанасьевой Е.В. и её представителя о том, что законы и подзаконные акты, принятые МО РФ, распространяют свое действие только на лиц, замещающих, поименованные в Перечне должности, то есть работающих по срочному трудовому договору, тогда как с ней заключен бессрочный трудовой договор, суд считает основанными на неверном толковании норм права.
Так, действующее трудовое законодательство, указанные выше Федеральный закон «О противодействии коррупции» и принятые в его развитие Приказы Министерства обороны РФ в их правовом единстве не разграничивают такие понятия как «замещать» и «занимать» определенные должности по трудовому договору, а потому применяются ко всем работающим по трудовому договору независимо от формы и вида такового.
Доводы Афанасьевой Е.В. о том, что работодатель в нарушение требований ч.2 ст.74 ТК РФ не уведомил её о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора; в нарушение требований ч.3 ст.74 ТК РФ не предложил ей другую имеющуюся работу; а также о том, что в связи с заключением с ней дополнительного соглашения от "."..г., были изменены существенные условия труда истца, суд считает не основанными на законе.
Так, установленные законодателем обязанности предоставлять работниками военных комиссариатов субъектов РФ, замещающих определенные должности, сведения о доходах и расходах, в правовом смысле не являются условиями труда.
Пункт 2 ст. 57 ТК РФ закрепляет условия, являющиеся обязательными для включения в трудовой договор: место работы; трудовая функция; дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Доказательств того, что существенные условия труда Афанасьевой Е.В. изменились в связи с заключением Дополнительного соглашения от "."..г., суду предоставлено не было. Напротив, дополнительным соглашением на истца были возложенные дополнительные обязанности, предусмотренные п.2.3 заключенного между сторонами трудового договора № 42 от "."..г..
Доводы Афанасьевой Е.В. о том, что она неоднократно – "."..г. (т.1 л.д.187) и "."..г. (т.1 л.д.12), обращалась к работодателю письменно с просьбой перевести её на иную должность, своего подтверждения в судебном заседании не нашли. Указанные заявления не содержат просьб истца о переводе её на иную должность.
В соответствии с ч.4 ст.84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Факт получения трудовой книжки и расчета в день увольнения Афанасьевой Е.В. в судебном заседании не оспаривался. Ссылка же истца на не предоставление ей иных документов на основании поданных ею письменных заявлений (т.1 л.д.14,15), не является основанием для признания увольнения незаконным.
Из представленных в судебном заседании представителем ответчика Бекмурадовой И.А. документов усматривается, что запрашиваемые истцом документы направлены ей по почте "."..г. и по сообщению ФГУП «Почта России» возвращены в Военный комиссариат <адрес> в связи с истечением срока хранения.
Таким образом, установленный ст.62 ТК РФ срок предоставления работнику копий документов, связанных с работой, ответчиком не нарушен, в связи с чем доводы истца в указанной части являются необоснованными.
При таких обстоятельствах суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных Афанасьевой Е.В. требований о восстановлении на работе в должности начальника отделения социального и пенсионного обеспечения отдела военного комиссариата <адрес> по городу Волжский с "."..г..
Поскольку заявленные Афанасьевой Е.В. требования о компенсации морального вреда и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула производны от требования о восстановлении на работе, то суд, отказывая в удовлетворении указанных требований, принимает решение и об отказе в удовлетворении требований о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с "."..г. по "."..г. в сумме <...> рублей и компенсации морального вреда в сумме 40 000 рублей.
Отсутствуют основания и для удовлетворения заявленных Афанасьевой Е.В. требований о взыскании с ответчика в её пользу денежной премии согласно Приказу МО РФ № 1010 за 2 квартал 2013 года в сумме <...> рубля.
Так, в соответствии с Приказом Минобороны РФ от "."..г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», спорная премия является дополнительным материальным стимулированием, не носит системный характер и выплачивается военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим).
Из представленных в судебном заседании представителем ответчика Генераловым К.С. документов усматривается, что спорная премия за второй квартал была выплачена работникам в июле 2013 года, тогда как в указанный период Афанасьева Е.В. уже была уволена.
Не установлено судом и оснований для признания незаконным Дополнительного соглашения от "."..г. к трудовому договору №42 от "."..г..
Из указанного дополнительного соглашения усматривается, что оно подписано сторонами "."..г., согласно п.2 указанного соглашения, оно вступает в силу с "."..г., в связи с чем утверждения истца о том, что оно незаконно, поскольку датировано "."..г., т.е. до принятия Приказов № 788 от "."..г. и № 2855 от "."..г., не соответствует материалам дела (т.1 л.д.135).
Из пояснений представителя ответчика Генералова К.С. следует, что бланки дополнительных соглашений поступили в военный комиссариат <адрес> в 2012 году. Из всех работников только Афанасьева Е.В. уклонялась длительное время от его подписания, в связи с чем дата в верхнем правом углу договора «"."..г.» является ошибочной, фактически дополнительное соглашение заключено "."..г..
При этом при этом не имеет правового значения момент подписания дополнительного соглашения от "."..г. к трудовому договору № 42 (до или после 30 апреля), поскольку обязанность предоставлять сведения о доходах и расходах возложена на истца в силу закона.
Доводы истца о том, что дополнительное соглашение было подписано ею под давлением работодателя, также не нашли своего подтверждения в судебном заседании. В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, истцом не представлено, таких доказательств. С соответствующим заявлением в правоохранительные органы она не обращалась, поэтому суд полагает, что истец, реализуя свои права, установленные трудовым законодательством, подписала дополнительное соглашение к трудовому договору.
Также судом не установлено оснований и для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика в её пользу 599, 35 рублей, удержанных из её заработной платы в виде взносов в Профсоюзную организацию.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось в судебном заседании сторонами, Афанасьева Е.В. на основании личного заявления от "."..г. вступила в члены Профсоюза военного комиссариата <адрес> (т.1 л.д.224). В соответствии с п.2.2 Общего положения о первичной профсоюзной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России (т.2 л.д.104-113), Афанасьева Е.В. на имя Военного комиссара <адрес> также подала заявление от "."..г. об удержании 1% месячного заработка на Профсоюзные взносы на счет профсоюзной организации ВКВО (т.1 л.д.223).
Опрошенный в судебном заседании "."..г. свидетель Селезнёв В.И., являющийся председателем Профсоюзной организации ВКВО, суду пояснил, что членские взносы удерживаются в размере 1 % из месячного заработка на основании заявления об этом и зачисляются на расчётный счёт Профсоюза. Уплата членских взносов для членов профсоюзной организации является обязательной. Профсоюз не подотчётен работодателю и работодатель не распоряжается денежными средствами, находящимися на расчётном счету Профсоюза. Афанасьева Е.В. не обращалась с заявлением по поводу неправильного удержания из её заработка членских вносов (т.1 л.д.117-121).
Из материалов дела усматривается, что в декабре 2012 года Афанасьевой Е.В. была начислена заработная плата с учетом премий всего на сумму 119 548, 55 рублей, размер удержаний в виде профвзносов составил <...> рублей, что составляет 1% от начисленной суммы (т.1 л.д.226).
Размер удержаний профсоюзных взносов в ноябре 2012 года, январе 2013 года, апреле 2013 года истец не оспаривает.
В феврале 2013 года Афанасьевой Е.В. была начислена заработная плата в размере <...> рублей, размер удержаний в виде профвзносов составил <...> рублей, что составляет 1% от начисленной суммы, удержания с оплаченного больничного листа не производились (т.1 л.д.228).
В марте 2013 года Афанасьевой Е.В. была начислена заработная плата в размере <...> рублей, размер удержаний в виде профвзносов составил <...> рублей, что составляет 1% от начисленной суммы, удержания с оплаченного больничного листа не производились (т.1 л.д.229-230).
В мае 2013 года Афанасьевой Е.В. была начислена заработная плата в размере <...> рублей, размер удержаний в виде профвзносов составил <...> рублей, что составляет 1% от начисленной суммы, удержания с оплаченного больничного листа не производились (т.1 л.д.232).
В июне 2013 года Афанасьевой Е.В. была начислена заработная плата в размере <...> рублей, размер удержаний в виде профвзносов составил <...> рублей, что составляет менее 1% от начисленной суммы, поскольку в расчет не включена компенсация за неиспользованный отпуск в сумме <...> рублей (т.1 л.д.233).
Таким образом, доказательств того, что ответчиком неверно начислены и удержаны с истца профсоюзные взносы за спорные периоды, суду не представлено, в связи с чем заявленные в этой части требования удовлетворению также не подлежат.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст.394 ТК РФ, ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Афанасьевой Е.В. в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату <адрес> о восстановлении на работе в должности начальника отделения социального и пенсионного обеспечения одела военного комиссариата <адрес> по городу Волжскому с "."..г.; взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с "."..г. по день восстановления на работе; взыскании денежной премии за второй квартал 2013 года, компенсации морального вреда, признании незаконным дополнительного соглашения от "."..г. к трудовому договору № <...> от "."..г., взыскании незаконно удержанных сумм в виде взносов в Профсоюзную организацию, взыскании расходов на оплату услуг представителя - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Волжский городской суд в Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья - Ю.В. Петрушенко
Справка: в окончательной форме решение изготовлено 07 октября 2013 года.
Судья - Ю.В. Петрушенко