дело №5-537/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 декабря 2020 года ЗАТО г. Североморск
Судья Североморского районного суда Мурманской области (Мурманская область, ЗАТО г. Североморск, ул. Душенова, д.12а) Тесля В.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ООО «Арктик-транс» (ОГРН 1045100100165, ИНН/КПП 5110205176/511001001), юридический адрес: г. Североморск, ул. Мурманское шоссе, д. 5а,
установил:
Начальником отдела по безопасности населения Администрации ЗАТО г. Североморск ФИО1 составлен протокол № 89 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, согласно которому 10.09.2020 в 15.15 часов на 9 км.070 м. автоподъезда к г. Североморску Мурманской области в салоне автобуса ПАЗ г.р.з. Н 908 КУ 51, принадлежащего ООО «Арктик-транс», выполнявшим рейс по маршруту № 105 (г. Мурманск – г. Североморск) допущено нахождение без средств индивидуальной защиты пассажира ФИО5, а также не осуществлено его информирование о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за их нарушения, что является нарушением требований п.п. 32 п. 3.4 Правил Поведения, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области №175-ПП от 04.04.2020 «О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории мурманской области новой коронавирусной инфекции (covid-19)», с последующими изменениями.
В судебном заседании представитель юридического лица с протоколом об административном правонарушении, составленными в отношении ООО «Арктик-транс» не согласился. Указал, что осуществление перевозки пассажиров в общественном транспорте с соблюдением обязательных требований о нахождении последних в салоне автобусов в средствах индивидуальной защиты до 06.11.2020 носило для юридического лица рекомендательный характер и не являлось обязательным для исполнения, в связи с чем, в действиях ООО «Арктик-транс» отсутствует состав административного правонарушения. Просил по данному основанию производство по делу прекратить. В случае признания лица виновным - назначить наказание в виде предупреждения.
Выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административно наказуемым является нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и на свободу передвижения, могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон № 68–ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Законом установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям Правительства РФ (ст. 10) отнесено издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение их исполнения, определение задач, функций, порядка деятельности, прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях реализации указанных полномочий Постановлением Правительства РФ № 417 от 02.04.2020 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 1 поименованного Постановления установлено, что граждане и организации обязаны, в том числе, выполнять решения должностных лиц указанных в п.8. и 9 ст. 4.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к которым отнесено высшее должностное лицо субъекта РФ.
В силу ст. 11 Федерального закона № 68 –ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Мурманской области № 175-ПП от 04 апреля 2020 года (с изменениями) на территории области установлен режим повышенной готовности. Этим же постановлением, утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с п.п.32 п.3.4 Правил (действовавших на момент правонарушения в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области № 604 от 29.08.2020) организациям, осуществляющим регулярные перевозки городским электрическим и автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным и межмуниципальным маршрутам необходимо обеспечить информирование граждан о необходимости обязательного использования СИЗ в общественном транспорте; не допущение нахождения в салонах транспортных средств граждан без СИЗ. При попытке совершения поездки гражданином без СИЗ осуществлять его информирование о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за их нарушение. В случае несогласия гражданина исполнять установленные требования об обязательном использовании СИЗ перевозчик вправе вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения и составления протокола.
В нарушение указанных правил, ООО «Арктик-транс» 10.09.2020 в 15.15 часов на 9 км.070 м. автоподъезда к г. Североморску Мурманской области в салоне автобуса ПАЗ г.р.з. Н 908 КУ 51, принадлежащего ООО «Арктик-транс», выполнявшим рейс по маршруту № 105 (г. Мурманск – г. Североморск) допущено нахождение без средств индивидуальной защиты пассажира ФИО5, не осуществлено информирование последнего о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за их нарушение.
Вина юридического лица, привлекаемого к административной ответственности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ подтверждена:
- объяснениями сотрудника полиции МО МВД по ЗАТО г. Североморск и г. Островной ФИО3 и сотрудника Администрации ЗАТО г. Североморск ФИО4 о нахождении в салоне автобуса при приведенных обстоятельствах без средств индивидуальной защиты гражданина ФИО5;
- актом проверки транспортного средства ПАЗ, г.р.з. Н 908 КУ 51, принадлежащего ООО «Арктик-транс», выполнявшим рейс по маршруту № 105 (г. Мурманск – г. Североморск) от 10.09.2020, согласно которому в салоне автобуса выявлен гражданин ФИО5 без средств индивидуальной защиты;
- объяснением водителя автобуса о том, что он лично не мог контролировать соблюдение гражданами приведенных Правил;
- учредительными документами юридического лица, документами, подтверждающими нахождение в собственности транспортного средства и осуществление на нем 10.09.2020 регулярных перевозок городским автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному маршруту.
Нарушений закона при составлении протокола и оформлении других материалах судьей не установлено, в связи с чем, они принимаются как доказательства, подтверждающие наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Оценив имеющиеся доказательства в совокупности, судья находит вину юридического лица доказанной и квалифицирует его действия по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ООО «Арктик-транс» требований закона, а равно принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению, материалы дела не содержат.
Доводы представителя юридического лица о том, что осуществление перевозки пассажиров в общественном транспорте должно производиться с соблюдением обязательных требований о нахождении пассажиров в салоне автобусов в средствах индивидуальной защиты носит рекомендательный характер, и не являлся обязательным для исполнения ничем объективно, документально не подтвержден.
Напротив, в соответствии с объяснениями генерального директора юридического лица ФИО6 от 19.11.2020, по факту нарушения Правил, представленными в материалы дела, с водителями автобусов на ежедневной основе проводятся инструктажи по недопущению нахождения в салонах транспортных средств пассажиров без средств индивидуальной защиты.
Вместе с тем, доводы водителя автобуса, изложенные в объяснении о том, что он фактически не мог контролировать соблюдение масочного режима пассажирами, поскольку работал в отсутствие кондуктора, не могут служить объективными причинами невозможности соблюдения ООО «Арктик-транс» требований закона.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.
Наказание назначается в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ. Отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств не установлено.
Данных о привлечении ООО «Арктик-транс» к административной ответственности, материалы дела не содержат.
Учитывая вышеприведенное, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости и быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, материальное положение юридического лица, считаю возможным назначить наказание в виде предупреждения, что будет способствовать принципу законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного, предупреждению совершения новых правонарушений.
Руководствуясь ст. ст. 20.6.1 ч. 1, 29.9 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
ООО «Арктик-транс» (ОГРН 1045100100165, ИНН/КПП 5110205176/511001001), юридический адрес: ***, ул. ***, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд *** в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.А. Тесля