Дело № 2-1-89/2021
УИД: 33RS0017-01-2020-002132-92
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
8 февраля 2021 года город Собинка
Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего Трефиловой Н.В.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
с участием
истца помощника Собинского межрайонного прокурора Модиной А.Н.,
истца Н.,
представителя ответчика ГБУЗ ВО «Собинская РБ» Филипповой О.М.,
рассматривая в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах Н. к ГБУЗ ВО «Собинская РБ» о взыскании убытков, затраченных на приобретение лекарственного препарата,
у с т а н о в и л :
Собинский межрайонный прокурор в интересах Н. обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Собинская РБ» о взыскании убытков, затраченных на приобретение лекарственного препарата.
В обоснование требований указано, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Н. по вопросу обеспечения его лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врача бесплатно.
Н. является <данные изъяты>, наблюдается в ГБУЗ ВО «Собинская РБ» <данные изъяты>, ему ежемесячно выписываются лекарственные препараты по льготным рецептам.
В соответствии с протоколом заседания онкоконсилиума от 29 апреля 2020 года ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер» ему назначено длительное лечение лекарственным препаратом «Энзалутамид» 160 мг/сут. Согласно сведениям ГБУЗ ВО «Собинская РБ» Н. 8 мая 2020 года, 25 мая 2020 года, 18 июня 2020 года, 14 июля 2020 года, 20 августа 2020 года, 15 сентября 2020 года выписаны рецепты формы № 148-1/у-06(л) на лекарственный препарат «Энзалутамид» (торговое именование - «Кстанди»).
В ходе проверки установлено, что Н. не обеспечен выписанным лекарственным средством по рецептам от 20 августа 2020 года и 15 сентября 2020 года.
В связи с не обеспечением Н. назначенным и выписанным ему лекарственным препаратом 6 ноября 2020 года им в П приобретен лекарственный препарат «Кстанди 40 мг» (активное вещество - «Энзалутамид») на сумму 143 000 руб. за счет собственных средств.
Таким образом, в 2020 году Н. за счет собственных средств приобретены необходимые ему для лечения лекарственные средства, стоимостью 143 000 руб.
Н. является лицом, признанным в установленном порядке <данные изъяты>, ему установлен диагноз «<данные изъяты>», который входит в состав категорий заболеваний при амбулаторном лечении, которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в связи с чем вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения.
Не обеспечение Н. назначенным ему лекарственным препаратом свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу его жизнь и здоровье, что является основанием для возложения исполнения обязанности принять меры по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение Н. данными лекарственными препаратами.
Н. вынужден был нести расходы в указанной сумме в связи с не обеспечением его лекарственным средством.
2 декабря 2020 года в Собинскую межрайонную прокуратуру поступило обращение Н. с просьбой обратиться в суд в его интересах с заявлением о взыскании денежных средств, затраченных им на приобретение необходимых лекарственных средств. Н. по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд.
Собинский межрайонный прокурор, ссылаясь на положения ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 18, п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 12, 1064 ГК РФ, ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 10, 19, ч. 3 ст. 80, ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 57 Закона Владимирской области от 2 октября 2007 года № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области», Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденное постановлением Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 года № 147, Инструкцию о порядке назначения лекарственных средств, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 12 февраля 2007 года № 110, Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздавсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, просит суд взыскать с ГБУЗ ВО «Собинская РБ» в пользу Н. 143 000 руб.
В судебном заседании истцы помощник Собинского межрайонного прокурора Модина А.Н. и Н. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, дав объяснения аналогичные его содержанию.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Собинская РБ» Филиппова О.М. исковые требования признала, о чем представила письменное заявление, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд признает иск обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В силу ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Ст. 10 Федерального закона РФ № 323-ФЗ предусмотрено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: 1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; 2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; 3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; 4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; 5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; 7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; 8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью; 9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; 10) применением телемедицинских технологий.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета, бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента.
В указанные перечни включены онкологические заболевания, а пациенты с данными заболеваниями имеют право на бесплатное получение лекарств, необходимых для лечения.
Финансирование расходов по оплате лекарственных средств осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели.
В ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Согласно ст. 57 Закона Владимирской области от 2 октября 2007 года № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.
Постановлением Губернатора Владимирской области № 147 от 15 февраля 2012 года утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета. Департамент здравоохранения администрации области ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год.
Средства на финансирование мер социальной поддержки предусматриваются в областном бюджете в виде: бюджетных ассигнований департаменту здравоохранения для централизованной закупки лекарственных препаратов в размере 70 % от общего объема выделенных на данные цели средств; бюджетных ассигнований на предоставление государственным бюджетным учреждениям здравоохранения Владимирской области субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению для своевременного обеспечения лекарственными средствами вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения, и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии, в размере 30 % от общего объема выделенных на данные цели средств.
Уточнение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки, а также их перераспределение между учреждениями здравоохранения осуществляется в соответствии с действующим бюджетным законодательством в связи с изменением контингента получателей мер социальной поддержки и с учетом фактических расходов.
П. 2 Положения предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются в обеспечение лекарственными препаратами бесплатно: гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 2006 года № 489-ВС при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.
П.п. 10 и 12 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 года № 147 закреплено, что выписку рецептов на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи осуществляет в установленном порядке врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики (семейный врач), фельдшер, врач-специалист, имеющий право на выписку рецепта.
В п. 3.1 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 12 февраля 2007 года № 110 закреплено, что лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно, назначаются непосредственно лечащим врачом, врачом общей практики (семейным врачом), фельдшером, исходя из тяжести и характера заболевания.
П. 2.5.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328 предусмотрено, что в целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий).
Получение лекарственных препаратов гражданами осуществляется на основании выписанных рецептов. Иного порядка бесплатного получения лекарственных средств для льготных категорий граждан не предусмотрено.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Отсутствие или недостаточное финансирование не может являться основанием для невыполнения установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами социальных гарантий.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Судом установлено, что 2 декабря 2020 года в Собинскую межрайонную прокуратуру поступило обращение Н. с просьбой обратиться в суд в его интересах с заявлением о взыскании денежных средств, затраченных им на приобретение необходимых лекарственных средств. Н. по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельного обращения в суд (л.д. 12).
В соответствии с протоколом заседания онкоконсилиума от 29 апреля 2020 года ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер» Н. назначено длительное лечение лекарственным препаратом «Энзалутамид» 160 мг/сут. (л.д. 21).
Согласно сведениям ГБУЗ ВО «Собинская РБ» Н. 8 мая 2020 года, 25 мая 2020 года, 18 июня 2020 года, 14 июля 2020 года, 20 августа 2020 года, 15 сентября 2020 года выписаны рецепты формы № 148-1/у-06(л) на лекарственный препарат «Энзалутамид» (торговое именование - «Кстанди») (л.д. 13-20).
Н. является лицом, признанным в установленном порядке <данные изъяты> (л.д. 24-25), ему установлен диагноз «<данные изъяты>», который входит в состав категорий заболеваний при амбулаторном лечении, которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в связи с чем вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения.
Установлено, что Н. не обеспечен выписанным лекарственным средством по рецептам от 20 августа 2020 года и 15 сентября 2020 года.
Учитывая необходимость непрерывного лечения в 2020 году Н. за счет собственных средств в П приобретено необходимое ему для лечения лекарственное средство «Кстанди 40 мг», на приобретение которого им было затрачено 143 000 руб., что подтверждается товарным и кассовым чеками (л.д. 28).
Не обеспечение Н. назначенным ему лекарственным препаратом свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу его жизнь и здоровье, что является основанием для возложения исполнения обязанности принять меры по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение Н. данными лекарственными препаратами.
Таким образом, располагая сведениями о необходимости приобретения данного лекарственного препарата, ответчик ГБУЗ ВО «Собинская РБ» не принял все необходимые меры с целью надлежащего исполнения обязательств по обеспечению Н. бесплатными лекарственными препаратами, не сообщил истцу точные сроки приобретения лекарства, в связи с чем последний, нуждающийся в данном препарате, как жизненно необходимом, вынужден был приобрести его за свой счет.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, проанализировав приведенные выше нормы материального права, учитывая, что истец Н. имел право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Кстанди 40 мг», но он был вынужден понести убытки в сумме 143 000 руб. в связи с приобретением его за свой счет, подлежащие возмещению виновным лицом, расходы Н. на приобретение лекарственного препарата «Кстанди 40 мг» подтверждены документально, и судом установлена вина ГБУЗ ВО «Собинская РБ» в не обеспечении бесплатно истца указанным лекарственным препаратом, понесенные последним убытки в размере 143 000 руб. подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Собинского межрайонного прокурора в интересах Н. удовлетворить.
Взыскать с ГБУЗ ВО «Собинская РБ» в пользу Н. в счет возмещения убытков, затраченных на приобретение лекарственного препарата, 143 000 (сто сорок три тысячи) руб. 00 коп.
Взыскать с ГБУЗ ВО «Собинская РБ» в доход соответствующего бюджета госпошлину в размере 4 060 (четыре тысячи шестьдесят) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной через Собинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Трефилова
Дата принятия решения в окончательной форме – 11 февраля 2021 года.