Дело № 2-613/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2016 года пгт.Карымское
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.П.
при секретаре Серебряковой Б.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты>, в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью (третье лицо Администрация городского поселения «<данные изъяты>) о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты>, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Карымский районный суд <данные изъяты> с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО Экология о возложении обязанности организовать работу по размещению отходов на санкционированной свалке. В обоснование указал следующее. В ходе прокурорской проверки по содержанию санкционированной свалки, расположенной в 2 км. севернее от границ пгт.Курорт-Дарасунское, 300 м. на юго-запад от АЗС, где размещаются (накопление и хранение) отходов производства и потребления, вывозимых с территории названного населенного пункта, выявлены нарушения. Земельный участок где расположена свалка принадлежит на праве собственности ГП «Курорт-Дарасунское» с 07.02.2011, передан в безвозмездное пользование 16.03.2015 под санкционированную свалку ООО Экология. По условиям договора общество обязуется качественно производить работы по размещению отходов на свалке и пр., однако, в нарушение условий договора, люди и техника для осуществления работы на свалке отсутствуют, скопление мусора расположено хаотично. На территории, прилегающей к подъездной дороге, на самой дороге, на земляном валу имеется мусор мелкой фиксации, не убираемый длительное время, мер к его уплотнению и изоляции не принимается. Организация санкционированной свалки и е эксплуатация, ввиду отсутствия специального нормативного регулирования, должно осуществляться с соблюдением ФЗ от 10.01.2002 №-7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства потребления», СанПин 2.1.7.1038-01» Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО» от 30.05.2001 №16. Названные нормы ответчиком не соблюдаются, ввиду чего, администрацией поселения направлено в адрес ответчика письмо о проведении зачистки свалки, после получения которого 08.04.2016, каких-либо действий не произведено. Актами проверки от 25 и 26 апреля 2016 года зафиксировано нарушение ответчиком норм действующего законодательства. Просит обязать ООО Экология организовать работы по размещению отходов на санкционированной свалке, а также выполнить мероприятия: установить ограждение по периметру свалки либо ввести осушительную траншею глубиной, не менее 2м. или вал высотой не более 2м.; произвести промежуточное уплотнение и изоляцию отходов на свалке; произвести уборку подъездной дороги и прилегающего к ней лесного массива от скопления мусора мелкой фракции, в течение 21 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Позже прокурор уточнил требования, заявив о возложении обязанности на ответчика организовать работы по размещению коммунальных отходов на санкционированной свалке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 75:08:510101:440, в границах рабочей карты свалки, но не ближе 50 метров от р.Маркова, а также выполнить следующие мероприятия: провести промежуточную изоляцию и уплотнение коммунальных отходов в границах рабочей карты свалки, но не ближе 50 метров от р.Маркова; произвести уборку подъездной дороги и прилегающего к ней лесного массива от скопления мусора мелкой фиксации. Обратить решение суда к немедленному исполнению. Остальную часть требований прокурор не поддержал, поскольку им в суд подано иное заявление в порядке ст.39 КАС РФ к администрации ГП «Курорт-Дарасунское» об изменении границ санкционированной свалки расположенной на земельном участке 75:08:510101:440, исключив из ее площади площадь земельного участка, отнесенного к 50-ти метровой водоохраной зоне, ввиду взимосвязи требований названного иска и настоящего, требования представлены в новой редакции (л.д.48).
Участвующий в деле помощник прокурора Чернышева <данные изъяты> требования поддержал по изложенным в иске основаниям, с учетом уточнений.
Извещенное надлежащим образом ответчик ООО Экология, представителя для участия в судебное заседание не направило, ходатайств и заявлений, а также письменного отношения к требованиям истца, от данного лица не поступало.
Глава Администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» Буров <данные изъяты> привлеченной к участию в деле третьим лицом, направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Суд принимает уточнение требований истца (уменьшения их объема) по заявленным им основаниям, находя их обоснованными и не противоречащим положениям ст. ст. 35, 39, 45, 191 ГПК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан,
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 2 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов содержатся в СП 2.1.7.1038-01 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г. N 16.
Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) закреплены в СанПиН 2.1.7.1322-03 "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. N 80.
Согласно Временным правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утв. Минприроды РФ 19.12.1994 г., отходы могут размещаться на полигонах по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопителях, хвостохранилищах и других сооружениях, обустроенных и эксплуатируемых в соответствии с проектами либо на санкционированных свалках, т.е. разрешенных органами исполнительной власти территориях для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенных в соответствии с СНиП, которые являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Из представленных истцом материалов следует, что актом проверки от 25.04.2016 прокуратуры Карымского района Забайкальского края, установлено, что в нарушение п.4.4 Сан Пин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО» свалкане огорожена надлежащим образом, не обвалована, сбуртовывание мусора производится несвоевременно, что влечет разнос мусора ветром в рядом расположенный лесной массив.Частично по периметру свалки имеются деревянные столбы с прибитыми параллельно земле в промежутках досками. Полноценный забор отсутствует. Люди и техника, осуществляющие работы по размещению отходов на территории свалки, отсутствуют, Мусор в хаотичном порядке накоплен на территории свалки. Мусор мелкой фракции имеется на территории прилегающей к подъездной дороге, на самой дороге, на земляном валу (л.д. 7-9).
Представлены фототаблицы свалки и расположенной рядом с ней местности (л.д.10-16).
Кадастровый паспорт земельного участка от <данные изъяты> содержит сведения о разрешенном пользовании: под санкционированную свалку, площадь: 101358 кв.м. (+,- 111 кв.м.), кадастровый номер <данные изъяты> собственность государственная (л.д.24-25).
Право собственности на земельный участок, площадью 101358 кв.м. оформлено на городское поселение «<данные изъяты>» муниципального района <данные изъяты>» 07.02.2011 (л.д.23).
Согласно акта выбора и обследования участка от <данные изъяты> определен под санкционированную свалку земельный участок, в 2 км. На севре от <данные изъяты>, 300 м. на юго-запад от АЗС, площадью 101458 м.2. Площадка не застроена (л.д.19-22).
По договору от <данные изъяты> городским поселением «<данные изъяты>» земельный участок под санкционированную свалку площадью 101458 кв.м. (10.1 га), расположенный в 2-х км.от поселка, безвозмездно передан в пользование ООО Экология, на 3 года, для осуществления деятельности по размещению отходов (временное складирование), в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. П.2.2 предусмотрена обязанность Общества качественно производить: работы по размещению отходов на свалке подсыпку твердых бытовых отходов почвогрунтом по мере накопления, содержать в порядке подъездную дорогу к свалке (л.д.26-27).
Из объяснений руководителя Администрации ГП «<данные изъяты>, что в 2015 году частично администрацией поселка проведена чистка свалки, сделано ограждение, в данном виде свалка передана ООО Экология. Ввиду ненадлежащего содержания свалки, Обществу была направлялись претензии, сведений об устранении нарушений не имеется (л.д.18).
Согласно претензиям администрация <данные изъяты>» в адрес ООО Экология от <данные изъяты>, заявлено о хищении ограждения свалки ввиду отсутствия контроля со стороны Общества, указано на необходимость принять меры по сохранению имущества, проведение зачистки и обвалки свалки (л.д.28,32).
Актом обследования администрации ГП «<данные изъяты> установлено частичное отсутствие изгороди свалки, очистка свалки не проведена, отсутствие лица осуществляющего приемку и распределение мусора (л.д.33-39).
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к мнению, что на территорииуказанной свалки, прилегающей к подъездной дороге, имеются скопления мусора; прием отходов и их складирование осуществляются беспорядочно, не производится своевременно уплотнение и пересыпка принимаемых отходов; вокруг территории свалки на деревьях и почве находится значительное количество отходов легкой фракции.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не опровергнуты ответчиком. Доказательств того, что указанные нарушения полностью либо частично устранены ответчик суду не предоставил.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что организация и эксплуатация санкционированной свалки, расположенной на территории Карымского муниципального района в 2 км. севернее от границ гп.Курорт-Дарасун, осуществляется с нарушением названых выше требований природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления, ввиду чего заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку вследствие указанных нарушений ущемляются права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие и на благоприятную и безопасную окружающую среду.
Также при рассмотрении дела было установлено, что часть земельного участка выделенного для санкционированной свалки, расположена в 50-ти метровой водоохранной зоне у <данные изъяты>.
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся к землям, ограниченным в обороте.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса РФ).
В силу пункта 1 части 4 статьи 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до десяти километров - в размере пятидесяти метров.
Согласно пункту 15 статьи 65 ВК РФ установлено, что в границах водоохранных зон запрещается: 1) использование сточных вод для удобрения почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств).
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Факт нахождение санкционированной свалки от <данные изъяты> на расстоянии менее чем в 50 метрах, подтвержден актом от 20.05.2016 проверки прокуратуры, согласно которого с восточной стороны от региональной трассы в непосредственной близости (около 5 м.) от санкционированной свалки протекает <данные изъяты>, длиной около 3,7 кв.(л.д.49), следовательно, названная часть земельного участка санкционированной свалки расположена в водоохранной зоне р.Маркова.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10 о введении в действие санитарных норм и правил утверждены "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".
В силу пункта 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиН.
При этом, само по себе отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, не распространяются ограничения, установленные законом.
Законодательством не предусмотрена обязанность закрепления границ зон санитарной охраны на местности.
Согласно данного акта в реке имеется мусор (пластиковые бутылки, пакеты и пр.).
Учитывая изложенное, суд находит обоснованными требования прокурора о возложении обязанности на ответчика организовать работы и выполнить мероприятия, в границах рабочей карты свалки, но не ближе 50 метров от <данные изъяты>, а следовательно, подлежащими удовлетворению.
Заявленный истцом срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей –немедленно, суд признает обоснованным, как соответствующий требованиям ст. 206 ГПК РФ, с учетом характера и объема подлежащих выполнению работ.
При этом разъясняется, что согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Поскольку при подаче иска, в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <данные изъяты> удовлетворить в полном объеме.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Экология» организовать работы по размещению коммунальных отходов на санкционированной свалке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в границах рабочей карты свалки, но не ближе 50 метров от <данные изъяты>, а также выполнить следующие мероприятия: провести промежуточную изоляцию и уплотнение коммунальных отходов в границах рабочей карты свалки, но не ближе 50 метров от <данные изъяты>; произвести уборку подъездной дороги и прилегающего к ней лесного массива от скопления мусора мелкой фиксации.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Карымский районный суд Забайкальского края в течение месячного срока со дня его изготовления в полной редакции.
Судья: Т.П. Никитина
Копия верна: судья Т.П. Никитина
Решение изготовлено: 06.06.2016.