Дело № 2-147/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 23 марта 2015 г.
Яковлевский районный суд Приморского края Российской Федерации
в составе: председательствующего судьи Орлова В.И.
при секретаре Черных О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожок А.П. к Министерству обороны Российской Федерации о признании квартиры неслужебной, прекращения права собственности и признании за ним права собственности на квартиру в порядке приватизации,
Установил:
Рожок А.П. обратился в суд с иском о признании <адрес> неслужебной, прекращение права собственности Российской Федерации и признании за ним права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.
В обоснование своих доводов указывает, что 22.10.2003 г. на основании ордера № 3703 Даубихинская КЭЧ района предоставила ему квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Своё законное право на приватизацию он ещё не использовал. 23.10.2014 г. он обратился в Минобороны Российской Федерации с просьбой заключения с ним договора передачи, в собственность занимаемого им жилого помещения в порядке приватизации, но до сих пор ответа не поступило, чем нарушается его законное право на приватизацию.
На ордере № 3703, выданном ему Даубихинской КЭЧ, стоит отметка«служебный», но согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действующей на тот момент времени, жилые помещения включались в число служебных решением органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РСФСР от 6.12.1984 г. № 5 судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени внесения решения местной администрации о включении в число служебных. На основании изложенного можно сделать вывод, что в случае отсутствия соответствующего акта органа местного самоуправления жилое помещение нельзя считать служебным.
Как видно из выписки № 4/847 от 05.03.2013 г. Архивного отдела Администрации Яковлевского муниципального района, в документах архивного фонда сведения о включении спорной квартиры в число служебных отсутствуют. Следовательно, он вселен в данное жилое помещение на условиях договора социального найма, в связи с чем имеет право на приобретение спорной квартиры в собственность бесплатно.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке (данная позиция также изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2006 N 35-В06-12).
Согласно уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений спорная квартира не зарегистрирована в качестве служебного жилого помещения в органах государственной регистрации недвижимости. Исходя из изложенного, можно прийти к выводу, что к возникшим правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в связи, с чем он имеет право на приобретение квартиры в собственность бесплатно.
Кроме того, если допустить, что спорная квартира являлась служебной, то надо учесть факт, что требование к нему о выселении из названного жилого помещения после прекращения трудовых отношений с МО РФ никем не предъявлялось, а также то, что в настоящее время он не может быть выселен из занимаемой квартиры без предоставления другого жилого помещения в соответствии со ст. 13 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право стоять на данном учете (иных жилых помещений он в собственности не имеет и в приватизации не участвовал), не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Поэтому имеются все основания признать, что спорное жилое помещение утратило статус служебного и потому в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» оно подлежит передаче в собственность в порядке приватизации (данная позиция также изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2006 N 35-В06-12).
В соответствии с подпунктом «и» п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению имущества).
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 24 августа 1993г. №8 «требования граждан о бесплатной передаче жилья в собственность...подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность о передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору аренды, правом... приобрести эти помещения в собственность».
В соответствии с п. 8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким заявлением.
В судебное заседание представитель Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, не прибыл, причину неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не просил, отзыв на иск не направил.
Истец Рожок А.П. в судебное заседание не прибыл, в своем заявлении просит рассмотреть дело без его участия. Представлять его интересы он доверяет Просвирнину И.С., с позицией которого он полностью согласен. В своих письменных доводах на иск указывает, что в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 28, ст. 33 ЖК РСФСР и ст. 2, ст. 4 п. 22 Постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, Жилищным Кодексом и другим законодательством РСФСР. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, Жилищным Кодексом и другим законодательством. Жилые помещения предоставляются гражданам, стоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Согласно ст. 3 п. 10 Постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
В соответствии со ст. 43 ЖК РСФСР, жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденного исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
В соответствии с требованиями ст. 102 ЖК РСФСР и ст. 7 п.54 Постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливается законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
Из смысла указанных норм права следует, что гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма по месту работы. Служебные жилые помещения предоставляются определённым категориям работников, утверждённых законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
Рожок А.П. был принят на работу в Даубихинскую КЭЧ в марте 1997 года на должность машиниста насосных установок ДКВР. В этом же году истец написал заявление о постановке на учет для улучшения жилищных условий и жилищной комиссией Даубихинской КЭЧ был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на очередь на получения жилья. До получения ордера от 22 октября 2003 г. № 3703 на вселение в квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Рожок А.П. длительное время проживал на съёмном жилье и собственного жилья для проживания на территории РФ не имел. Во время выдачи ордера и вселения в спорную квартиру в октябре 2003 года истец работал в Даубихинской КЭЧ на должности электромонтера по ремонту КЛЭП.
Истцу был выдан ордер № 3703 с отметкой «служебный» на занятие предоставленной квартиры. Истец вселился и постоянно проживает в спорной квартире с октября 2003 года по настоящее время более 10 лет, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки и финансовым лицевым счетом.
Решением органа местного самоуправления данная квартира не включена в число служебных жилых помещений. Истец ни к одной из категорий работников, которым могли быть предоставлены служебные жилые помещения, установленные законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР, не относился и требования о выселении истца из спорной квартиры до настоящего времени никем не предъявлялись.
Исходя из изложенного, можно прийти к выводу о том, что к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в связи с чем. Рожок А.П. имеет право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно.
В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.
В судебном заседании представитель истца - Просвирнин И.С. исковые требования поддержал в заявленном объеме по доводам, изложенным в нем.
Представитель третьего лица – Администрации Яковлевского муниципального района Иванченко И.В., действующий на основании доверенности б/н от 16.06.2014 г., с исковым заявлением согласился.
Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд оснований для удовлетворения искового заявления не находит.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п/п «м» п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В силу ст. 209 и 212 ГК РФ собственник жилого помещения вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О приватизации жилого фонда» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения».
Как следует из материалов дела Рожок А.П. поступил на работу в Даубихинскую КЭЧ района Министерства обороны Российской Федерации и встал на очередь для обеспечения жилым помещением.
Рожок А.П. на основании служебного ордера за № 3703 от 22.10.2003г. Даубихинской КЭЧ района, для обеспечения нужд Министерства обороны Российской Федерации, а не для улучшения жилищных условий, была предоставлена, закрепленная за Министерством обороны Российской Федерации, в закрытом военном городке <адрес>
11.04.2007 г. Рожок А.П. заключил с Даубихинской КЭЧ района договор найма служебного помещения на спорную квартиру.
Согласно Постановления Администрации муниципального образования Яковлевский район № 472 от 04.11.2003 г. спорная квартира признана служебной.
Выписка из поквартирной карточки и из финансово-лицевого счета подтверждает, что Рожок А.П. проживает и зарегистрирован по адресу: ул. 3-я площадка, <адрес> с 05.11.2003 г., по настоящее время.
При получении служебного ордера, а впоследствии при заключении договора найма служебного жилого помещения истцу было известно о статусе квартиры. Данный факт им не оспаривался в установленном законом порядке и не признавался недействительным. В настоящее время срок давности для оспаривания данного договора, установленный ч. 1 ст. 181 ГК РФ, пропущен, оснований для его восстановления не имеется.
Согласно п. 41 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 14 от 02.07.2009г., нарушение требований ЖК РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном заседании требований о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилья недействительным.
Этим же Пленумом разъяснено, что требования о признании недействительным решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения подлежит разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающий 3-х годичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которой начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, к которому относятся служебные жилые помещения, производиться на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Доказательств того, что компетентным органом принималось решение об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда либо решения о передаче в муниципальную собственность по делу не представлено. Хотя в настоящее время с военного городка снят статус «закрытого», однако это не влечет автоматическую утрату статуса служебного жилого помещения. Отсутствие регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости и реестре федерального имущества также не свидетельствует о возможности отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, права пользования им на условиях договора социального найма.
При указанных обстоятельствах доводы истца в том, что он вселен в указанную квартиру на условиях договора социального найма, суд находит необоснованными.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В иске Рожок А.П. к Министерству обороны Российской Федерации о признании <адрес> неслужебной,
прекращении права собственности Российской Федерации на <адрес> и признании за ним права собственности на данную квартиру в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Яковлевский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 марта 2015г.
Председательствующий: