Дело №2-301/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2018 года ..............
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Тумасян Г.А.,
при секретаре Супруновой А.А.,
с участием:
истца Белякова А.А.,
третьего лица Беляковой Г.В.,
представителя ответчика – Администрации Минераловодского городского округа по доверенности Головченко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску Белякова А. А.овича к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, признании права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50 000 рублей,
У с т а н о в и л :
Беляков А.А. обратилась в суд с указанными исковыми требованиями к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
Исковые требования мотивированы тем, что он обратился с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором он проживает со своей семьей, расположенный по адресу: .............., оказался в зоне чрезвычайной ситуации в результате наводнения в .............., при этом они утратили принадлежащее им имущество в результате наводнения в Минераловодском районе.
Земельный участок и расположенный на нем жилой дом по указанному адресу принадлежат его супруге – Беляковой Г.В., и ее брату – Колесникову И.В., по 1/2 доле каждому, что подтверждается свидетельством о права на наследство по завещанию.
После обращения в администрацию Минераловодского городского округа ему был дан письменный отказ, согласно которому он не был включен в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощии финансовой помощи, в связи с утратой имущества, поскольку он не был зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу: .............. на момент чрезвычайной ситуации, и ему было предложено обратиться в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу, попавшему в зону затопления: .............. и о признании права на получение помощи.
Факт его проживания по указанному выше адресу подтверждается актом о проживании по адресу: .............., актом о не проживании по месту регистрации, а также свидетельскими показаниями и другими доказательствами.
Фактически на момент чрезвычайной ситуации он был зарегистрирован по адресу: .............., однако там он не проживает и никогда не проживал.
Истец указывает, что поскольку он постоянно проживает в доме, который подвергся затоплению, то имеет право на получение помощи, однако до сих пор не может ее получить. Так как он не имеет регистрации по месту жительства по данному адресу, то не может подтвердить факт своего проживания в ином порядке, кроме как судебном.
Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать его пострадавшим, и включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, и обеспечит выплату мне соответствующей помощи в размерах, определенных законодательством.
В связи с изложенным, истец просит суд установить юридический факт постоянного проживания в жилом доме, расположенном по адресу: .............., на момент чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района;
Признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района;
Обязать администрацию Минераловодского городского округа включить его в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района;
Признать за ним право на получение из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50 000 рублей.
Истец Беляков А.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении и пояснил, что он зарегистрирован у сестры по адресу: .............., а фактически с 1998г. проживает в ............... По этому адресу он сразу не зарегистрировался по месту жительства, потому что дом тогда принадлежал теще, которая не давала согласия на его регистрацию. Потом этот дом достался по наследству жене и ее брату Колесникову И.В. Он, Беляков А.А., с 1998г. по настоящее время живет в доме по .............. в ............... Во время наводнения в мае 2017г. вода была в доме примерно 25 см., и находящееся в доме имущество пострадало частично. Сохранились диван, кресло, кровать, телевизор, стиральная машинка.
Представитель ответчика – администрации Минераловодского городского округа по доверенности Головченко А.Ю. просила вынести решение по заявленным требованиям по усмотрению суда.
Третье лицо Белякова Г.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и подтвердила, что ее муж Беляков А.А. с 1998г. по настоящее время постоянно проживает по адресу: ............... На момент чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Минераловодского городского округа в мае 2017г., он так же проживал по указанному адресу. Во время наводнения дом и находящееся в нем имущество пострадали частично.
В доме зарегистрированы 4 человека: она, два сына и брат Колесников И.В. Все зарегистрированные в доме получили помощь по 220 тысяч рублей на человека за полную утрату имущества.
Третье лицо Колесников И.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен судом о рассмотрении данного гражданского дела, в заявлении, адресованном суду, просил рассматривать данное гражданское дело без его участия и указал, что Беляков А.А. действительно на момент чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Минераловодского городского округа в мае 2017г., постоянно проживал по адресу: ...............
Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены судом о рассмотрении данного гражданского дела, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Из показаний свидетеля ФИО1 следует, что она знает Белякова А.А. как соседа. Он с 1998г-1999г. по настоящее время постоянно проживает по .............. с женой и двумя детьми. Во время наводнения дом Беляковых и их имущество пострадали.
Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что Беляков А.А. проживает по .............. в .............. много лет, примерно с 1998г. по настоящее время. Она видится с ним ежедневно, он живет с женой и сыновьями. Во время наводнения дом Беляковых и их имущество пострадали.
Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что Беляков А.А. проживает по .............. в .............. по соседству с ним на протяжении более 15 лет с женой и двумя детьми. Во время наводнения дом Беляковых был затоплен, и их имущество, находящееся в доме, пострадало.
Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что Беляков А.А. ее дальний родственник. Он зарегистрирован в ее доме по адресу: .............., но никогда не жил в ее доме. Его регистрация носила формальный характер. Он проживает со своей семьей в .............. в доме своей жены.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Беляков А. А.ович, .............. года рождения, уроженец .............. .............., зарегистрирован по адресу: .............. с 16.05.2014г., что подтверждается копией его паспорта, адресной справкой, в жилом доме, принадлежащем ФИО5, что подтверждается сведениями МФ ГУП СК «Ставкрайимущество» - БКИ» от 28.12.2017г., сведениями из ЕРГН от 10.01.2018г.
По сведениям ЕРГН от 11.01.2018г. и МФ ГУП СК «Ставкрайимущество» - БКИ» от 28.12.2017г. право собственности на недвижимое имущество за Беляковым А.А. не зарегистрировано. В ЕРГН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Белякова А.А. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости.
Жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: .............. принадлежат жене Белякова А.А. – Беляковой Г.В. и Колесникову И.В. по 1/2 доле каждому, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по завещанию, приобщенными к материалам данного гражданского дела, сведениями ЕГРН от 10.01.2018г.
Согласно акту, удостоверенному председателем уличного комитета, Беляков А.А. действительно проживает по адресу: .............. с 27.02.1998г. по настоящее время.
Согласно акту от 04.07.2017г. Беляков А.А. действительно прописан, но не проживает по адресу: .............. с 16.05.2014г. по настоящее время.
Согласно справке Ленинского территориального отдела по работе с населением от 05.07.2017г. Беляков А.А. зарегистрирован, но не проживает по адресу: ...............
Согласно справке МБУ МФЦ Минераловодского городского округа от 30.01.2018г. Белякова Г.В. зарегистрирована и проживает по адресу: .............. с сыном ФИО4, супругом Беляковым А.А., который зарегистрирован в ...............
Согласно справкам Левокумского территориального отдела по работе с населением от 19.09.2017г., от 15.09.2017г., домовладение, находящееся по адресу: .............., находилось в зоне «Чрезвычайной ситуации» (затопления).
Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Из постановления администрации Минераловодского городского округа от 27.07.2017 года № 1910 «Об утверждении Перечня домовладений (жилых помещений), расположенный на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации» следует, что жилое помещение по адресу: .............., находится в зоне чрезвычайной ситуации (затопления), указанное жилое помещение включено в Перечень домовладений (жилых помещений), расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно акту администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 28.05.2017 года, в результате наводнения 24 мая 2017 года в жилом помещении по адресу: .............. пострадало имущество: диван 4 шт., кресло 3 шт., котел, стиральная машинка, шкаф для одежды. Степень повреждения имущества полная. Собственником имущества указана Белякова Г.В., в качестве членов семьи указаны сын ФИО4, сын ФИО3, брат Колесников И.В., муж Беляков А.Н.
Белякова Г.В. обращалась с заявлением о включении ее и членов ее семьи сына сын ФИО4, сына ФИО3, брата Колесникова И.В., мужа Белякова А.Н. в списки на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости), так ка дом в котором она и члены ее семьи проживают, пострадал от наводнения, и она и члены ее семьи полностью (частично) утратили имущество (имущество первой необходимости), что подтверждается ее заявлением от 28.05.2017г., копия которого приобщена к материалам данного гражданского дела.
Согласно сообщению Министерства труда и социальной защиты населения СК от 27.12.2017 г., по спискам пострадавших по адресу ............... .............. произведены выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости Колесникову И.В. (за себя, Белякову Г.В., ФИО4 и ФИО3) в сумме 40000 рублей и 400000 рублей из краевого бюджета и в сумме 40000 рублей и 400000 рублей из федерального бюджета.
В списках граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации –сильный ливневый дождь, произошедшей в мае 2017г. на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, представленных муниципальным образованием Минераловодского городского округа для выплаты в министерство, Беляков А.А. не значится, выплаты министерством не осуществлялись.
14.06.2017г. Белякову А.А. письмом от 14.06.2017г. № 10а-10/1262 администрацией Минераловодского городского округа отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощии финансовой помощи, в связи с наводнением в Минераловодском районе в период с 24.05.2017 г по 27.05.2017г. в связи с тем, что он не зарегистрирован по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: ...............
При разрешении заявленного спора суд исходит из того, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.ст. 1, 7, 18 19).
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Правительства Ставропольского края от 10 августа 2005 г. N 97-п «О Ставропольской краевой территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 1216 в связи с продолжительными ливневыми дождями и подъемом воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа введен режим чрезвычайной ситуации с 24 мая 2017 года.
В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов «а» и «л» пункта 1 ст. 11 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» целью которого согласно статье 2 данного закона является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи /супруге /супругу/, детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении/ гражданина, погибшего /умершего/ в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".
Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены "Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека подпункт «г»; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости /из расчета за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей (п. 2).
Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 3 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно главе 2 указанных Рекомендаций при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Таким образом, для получения мер социальной поддержки необходимо установление факта проживания заинтересованного лица в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
По смыслу данных норм права юридический факт устанавливается в особом производстве (п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.
Поскольку в данном случае последствием установления юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, которое оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, является право истца на предусмотренную законом соответствующую социальную помощь, то данные требования подлежат разрешению в порядке искового производства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 ч. 1).
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (п. 1 ст. 150).
Применительно к данным положениям в ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно /абзац седьмой/, а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8).
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 1 ст. 3), такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2).
При этом, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П и д.р.).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 04.10.2016 N 18-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», под постоянным проживанием гражданина понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату и установление данного факта осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.
Поэтому отсутствие регистрации по месту жительства не является препятствием истцу для защиты своих прав, поскольку право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных районах.
Это подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации по аналогичной ситуации, содержащейся в апелляционном определении от 22.03.2017 по делу N 56-АПГ17-1В.
Положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставляют органам местного самоуправления право устанавливать фактическое проживания гражданина в жилом помещении на основании иных доказательств, кроме как на документах о его регистрации в установленном законом порядке.
Поскольку в соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений, то при подтверждении постоянного проживания истца по заявленному адресу требование о включении в соответствующий список является правомерным и подлежит удовлетворению.
Проанализировав применительно к приведенным правовым нормам исследованные доказательства суд приходит к выводу о том, что на момент чрезвычайной ситуации, имевшей место 24 мая 2017 года на территории в с.Левокумка Минераловодского городского округа Беляков А.А. действительно постоянно проживал в жилом помещении по адресу: ...............
Факт постоянного проживания истца по указанному выше адресу следующими доказательствами: объяснениями истца и третьего лица Беляковой Г.В., заявлением третьего лица Колесникова И.В. показаниями свидетелей; актами о проживании Белякова А.А. по адресу: .............., и о не проживании его по адресу: .............., сообщением заместителя начальника ОМВД России по Минераловодскому городскому округу от 11.01.2018г., рапортом УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Минераловодскому городскому округу от 10.01.2018г., которыми подтверждено проживание Белякова А.А. с 1997г. по настоящее время по адресу: .............., справкой ООО ЧОП «Альфа-Групп» от 15.01.2018г., согласно которой Беляков А.А. работал охранником с 22.07.2011г. по 01.10.2013г., и его адрес проживания был указан: .............., справкой ОООЧОО «СОБР СК» от 15.01.2018г., согласно которой Беляков А.А. работает охранником с 20.09.2017г., и его адрес проживания указан: .............., справкой о составе семьи, свидетельскими показаниями.
Поэтому требования Белякова А.А. об установлении факта его постоянного проживания в указанном выше жилом помещении, о признании истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности на Администрацию Минераловодского городского округа включить ее в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в связи чрезвычайной ситуацией, являются законными, обоснованными подлежащими удовлетворению.
Так же подлежат удовлетворению требования о признании за истцом права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50 000 рублей, выплачиваемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Разрешая исковые требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормативными актами, исходит из того, что выплата помощи пострадавшим гражданам, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, вызванными выпадением значительного количества осадков, повышение уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопление территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, произошедшей 24.05.2017, производится в соответствии со списками, формирование списков пострадавших граждан, производится на основании заявлений пострадавших граждан, документов, подтверждающих их регистрацию по месту жительства в жилых домах, квартирах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, и актов обследования жилых домов, квартир, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
Поскольку установлен факт постоянного проживания истца в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и она признана пострадавшей в результате указанной чрезвычайной ситуации со включением в списки пострадавших, он имеет право на получение следующих видов помощи: единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50 000 рублей, выплачиваемых в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв.постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110; единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50 000 рублей, выплачиваемых в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат, утв. Постановлением Правительства Ставропольского края от 02.06.2006 г. № 84-п.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Белякова А. А.овича к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края удовлетворить.
Установить юридический факт постоянного проживания Белякова А. А.овича, .............. года рождения, в жилом доме, расположенном по адресу: .............., на момент чрезвычайной ситуации, возникшей с 24 по 26 мая 2017г. в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Признать Белякова А. А.овича пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района.
Обязать администрацию Минераловодского городского округа включить Белякова А. А.овича в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района.
Признать за Беляковым А. А.овичем право на получение
- единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50 000 рублей, выплачиваемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»;
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Минераловодский горсуд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме (06.02.2018г.).
Председательствующий – ..............
..............