Решение по делу № 2-6448/2020 от 08.04.2020

Дело № 2-6448/2020                    30 сентября 2020 года

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи    Курилкина А.С.

при секретаре                Литвиненко С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Фирма Заказчик» к ТСЖ «Комендантский проспект дом 35 корпус 1» о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ,

У С Т А Н О В И Л :

ООО «Фирма Заказчик» обратилось в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском о признании недействительными решений общего собрания членов ТСЖ «Комендантский проспект дом 35 корпус 1», оформленного протоколом от 30 июня 2018 года № 2-24-05-18.

В обоснование требований указано, что ООО «Фирма Заказчик» является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> 18 октября 2018 года истцу стало известно, что на основании решения общего собрания членов ТСЖ «Комендантский проспект дом 35 корпус 1», созданного в доме, которое оформлено протоколом 30 июня 2018 года № 2-24-05-18 увеличен размер платы за содержание общего имущества дома, уборку земельного участка, на технологические нужды, при этом тариф для собственников нежилых помещений установлен в повышенным размере по сравнению с собственниками квартир. ООО «Фирма Заказчик» указывало, что взимание дополнительной платы на содержание общего имущества, установление дифференцированной платы для жилых и нежилых помещений в повестку для общего оспариваемого собрания не включалось, голосование не проводилось, обоснование их установления товариществом не приводилось и голосовавшими не рассматривалось. Истец указывал, что отсутствие обоснования для увеличения начислений по отдельным услугам на для собственников нежилых помещений по сравнению с собственниками жилых указывает на произвольный характер установления таких тарифов, и недопустимо.

Кроме того, с учетом дополнений (л.д. 116-119 т. 1, л.д. 148-149 т. 2), к своей правовой позиции, истец указывал, что ответчиком нарушена процедура проведения собрания, подсчета голосов. Так, часть решений подписаны лицами, не являющимися собственниками помещений в МКД, членами ТСЖ и без предоставления доказательств наличия у них полномочий на голосование от имени члена товарищества, часть бюллетеней подписана не членами ТСЖ, а иными лицами.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 февраля 2020 года ООО «Фирма заказчик» отказано в удовлетворении иска по мотиву пропуска срока исковой давности.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 февраля 2020 года решение отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Генеральный директор истца Мазуренко С.В., представитель общества Морозова Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание 30 сентября 2020 года явились, требования поддержали, на их удовлетворении настаивали.

Представитель ответчика Миролюбов П.А., действующий на основании доверенности, в суд явился, в иске просил отказать, ссылаясь на то, что при проведении оспариваемого собрания нарушений действующего законодательства не допущено.

Заслушав явившихся в судебное заседание истцов, исследовав материалы дела, документы по оспариваемому собранию, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 145, 146 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий; установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов; принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок); утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества; утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества; рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества; определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества; другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

Положения статей 45 - 48 настоящего Кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено настоящим разделом.

В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.

Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Согласно п. 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 5 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участия в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение

В силу ч. 3 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Из материалов дела следует, что ООО «Фирма Заказчик» является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

В период с 24 мая 2018 года по 30 июня 2018 проведено собрание членов ТСЖ «Комендантский проспект дом 35 корпус 1», созданном в доме, где расположено нежилое помещение истца.

По результатам собрания оформлен протокол № 2-24-05-18, из которого видно, что помимо процедурных вопросов (избрание председателя секретаря), членами товарищества приняты положительные решения об утверждении отчетов председателя и ревизора, утверждении сметы доходов и расходов на 2018 года, об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества.

Из приложенной к протоколу сметы следует, что по статьям «содержание придомовой территории» и «технологические нужды» тариф для собственников нежилых помещений превышает соответствующий тариф для собственников квартир, а по статье «содержание общедомового имущества» напротив плата для жилых установлена в применением повышающего коэффициента.

Согласно п. 1 ст. 181.3 Гражданского кодекса РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

В соответствии со ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Оспаривая решения членов ТСЖ, ООО «Фирма Заказчик», ссылался на то, что подобный дифференцированный подход к определению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, придомовой территории, за технологические нужды нарушает его жилищные права, поскольку предполагает начисление расходов в больших размерах по сравнению с собственниками квартир.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно п.п. 31 и 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме, как разъяснил - в целях обеспечения единства практики применения судами соответствующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, а также изданных в соответствии с ними нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации - Пленум Верховного Суда Российской Федерации, понимается комплекс работ и услуг, направленных на его поддержание в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (п. 14 Постановления Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающие в рамках регулирования отношений по содержанию общего имущества в многоквартирном доме обязательное участие собственников помещений в расходах по его содержанию и ремонту, направлены на поддержание дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям, что соответствует общим интересам собственников помещений (определение от 26 мая 2016 года № 959-О); справедливое распределение необходимых расходов между ними как участниками общей собственности обеспечивается частью 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая в системной связи со статьей 249 ГК Российской Федерации и частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет принцип соответствия обязательных расходов собственника помещения в многоквартирном доме его доле в праве общей собственности на общее имущество, что согласуется с предписаниями статьи 19 Конституции Российской Федерации, и которая не предполагает произвольного определения размера платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома (Определение от 26 октября 2017 года № 2390-О).

В п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2018 года № 5-П закреплен подход позволяющий обеспечить на основе автономии воли собственников помещений в многоквартирном доме принятие ими решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения либо размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования, притом что выбор дополнительных критериев для определения долей участия собственников того или иного вида помещений в обязательных расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не должен осуществляться произвольно, а основанная на этих критериях дифференциация размеров соответствующих платежей не должна приводить к недопустимым различиям в правовом положении собственников помещений в многоквартирном доме, относящихся к одной и той же категории.

В то же время при принятии такого решения лица, участвующие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, должны руководствоваться положениями ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющими презумпцию добросовестного поведения участников гражданских правоотношений и разумности их действий, на что прямо указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» согласно п. 16, которого утвержденный общим собранием собственников размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с предписаниями законодательства и отвечать требованиям разумности.

Таким образом, установление дифференцированной платы для собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, не должно быть произвольным и приводить к недопустимым различиям в правовом положении собственников помещений в многоквартирном доме, относящихся к одной и той же категории.

Устанавливая дифференцированную плату за содержание общего имущества, содержание придомовой территории, технологические нужды, для нежилых помещений, отличную от платы для квартир, ответчик, как следует из пояснений его представителей, исходил из того, что нежилые помещения оборудованы самостоятельными входами, которыми жильцы дома не пользуются, ввиду чего затраты на уборку территории возрастает, в такие помещения посещает количество граждан, технологические нужды – это фактические потери – тепловые потери, которые, по мнению ответчика, происходят в основном в подвальных помещениях.

Вместе с тем, учитывая, что многоквартирный дом находится на едином земельном участке, подход и подъезд к дому используется всеми сособственниками, что доказательств обоснованности, справедливости возложения на владельцев подвальных помещений обязанности оплачивать теплопотери в повышенном размере, не представлено, то есть указанный довод имеет характер предположения, суд находит, что введение указанной выше дифференциации на оплату услуг по содержанию придомовой территории и технологические нужды для собственников квартиры и нежилых помещений недопустимо.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что установленный решением общего собрания дифференцированный подход собственников жилых и нежилых помещений к оплате за содержание придомовой территории и технологические нужды, не отвечает требованиям разумности, а к тому же приводит к недопустимым различиям в правовом положении собственников помещений в многоквартирном, ввиду чего требования истца надлежит признать законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, при рассмотрении спора нашли свое объективное подтверждение и доводы ООО «Фирма Заказчик» об отсутствии кворума при проведении оспариваемого собрания.

Так, из протокола от 30 июня 2018 года усматривается, что членам товарищества принадлежит площадь, составляющая 11 228,8 кв.м., то есть кворум 5 614,4 кв.м., в голосовании приняли участия собственники 6 107,2 кв.м.

Вместе с тем, из числа голосовавших надлежит исключить бюллетени голосования по квартирам №, обладающие в общей сложности 631 кв.м., так как проголосовавшее лицо членом ТСЖ в соответствии с представленными реестрами не является, собственником квартиры не значится, что следует из выписок, приобщенных к материала дела по ходатайству истца, доверенности, содержащей полномочия, на голосовании за членам ТСЖ ответчиком суду не представлены.

При таком положении голосование проведено в отсутствие кворума 6 107 кв.м. – 631 кв.м. = 5 476,2 кв.м., принявших участие в голосовании, при кворуме 5 614,4 кв.м.

Поскольку при рассмотрении спора установлено, что при проведении спора решения приняты в отсутствие кворума, с установлением недопустимых, противоречащих положениям ст. 10 ГК РФ тарифов в повышенном размере для собственников нежилых помещений дома, ссылки ответчика на проведение членами ТСЖ собрания, которым оспариваемые истцом решения подтверждены, в контексте п. 2 ст. 181.4 ГК РФ правового значения не имеют и подлежат отклонению, так как решения собрания признаны недействительными в силу их ничтожности на основании ст. 181.5 ГК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 167, 194-199 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительными решения общего собрания членов ТСЖ «Комендантский проспект дом 35 корпус 1», оформленные протоколом № 2-24-05-18 от 30 июня 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья                                Курилкин А.С.

Решение изготовлено в окончательной форме 10 ноября 2020 года.

2-6448/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО " Фирма Заказчик "
Ответчики
ТСЖ " Комендантский проспект дом 35, корпус 1"
Другие
Морозова Елена Юрьевна
Суд
Приморский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Курилкин Александр Сергеевич
Дело на странице суда
primorsky.spb.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.04.2020Передача материалов судье
15.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.05.2020Предварительное судебное заседание
08.07.2020Предварительное судебное заседание
28.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Судебное заседание
30.09.2020Судебное заседание
10.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.02.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.04.2021Судебное заседание
09.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее