№2а-5202/2020
10RS0011-01-2020-009990-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2020 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия к Максимовой Ольге Михайловне о взыскании недоимки по обязательным платежам и пени,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия (далее – административный истец, МИФНС России №10 по РК, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Максимовой Ольге Михайловне (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016, 2017 гг. и пени. Административный иск предъявлен по тем основаниям, что административный ответчик в спорный период являлся собственником земельных участков. Налогоплательщик обязан был уплатить земельный налог, однако обязанность по уплате налогов им исполнена не была. Налоговым уведомлением ответчику было предложено в добровольном порядке уплатить налоги, требованием было предложено оплатить налог и пени за просрочку уплаты налога. Требование налогового органа налогоплательщиком исполнено не было, в связи с этим административный истец просит взыскать с административного ответчика в судебном порядке недоимку: по земельному налогу за 2016 год в сумме 3990,94 руб., по земельному налогу за 2017 год в сумме 5221,00 руб.
Представитель административного истца Козырева Н.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Хоменя А.В., действующий на основании ордера, против удовлетворения заявленных требований возражал.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с главой 31 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391, п. 12 ст. 396 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Земельный налог установлен решением Совета Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия от 29 июня 2016 №3 «Об установлении земельного налога на территории Деревянского сельского поселения».
Из сведений регистрирующих органов следует, что налогоплательщик в спорный период являлся собственником земельных участков:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Из материалов дела следует, что налоговым уведомлением от 09.09.2017 № 50007443 налогоплательщику было предложено уплатить в числе прочих земельный налог за 2016 гг.: за земельный участок с кадастровым номером № по ставке 0,30 % в сумме 9 руб.; за земельный участок с кадастровым номером № по ставке 0,30 руб. в сумме 1275 руб.; за земельный участок с кадастровым номером № по ставке 0,30 % в сумме 277 руб. в срок до 01.12.2017.
Требование налоговым органом своевременно не выставлялось, в связи с чем, право на взыскание начисленных сумм земельного налога по уведомлению от 09.09.2017 утрачено.
Налоговым уведомлением от 24.06.2018 № 12165891 налогоплательщику было предложено уплатить в числе прочих земельный налог за 2017 год за земельный участок с кадастровым номером № по ставке 0,30 % в сумме 9 руб.; за земельный участок с кадастровым номером № по ставке 0,30 руб. в сумме 765 руб. с учетом налогового вычета; за земельный участок с кадастровым номером № по ставке 0,30 % в сумме 277 руб. в срок до 03.12.2018.
Требование налоговым органом своевременно не выставлялось, в связи с чем, право на взыскание начисленных сумм земельного налога по уведомлению от 24.06.2018 утрачено.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление №287476 от 04.07.2019, которым был начислен земельный налог за 2018 год и сделан перерасчет по земельному налогу за 2016, 2017 гг. с применением ставки 1,5 %, срок уплаты до 02.12.2019.
Обязанность по уплате налогов в полном объеме административный ответчик не исполнил.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Судом установлено, что по состоянию на 19.12.2019 за Максимовой О.М. числилась задолженность по уплате земельного налога, в связи с чем Инспекцией в адрес административного ответчика было направлено требование №19068 об уплате в срок до 21.01.2020 недоимки и пени по налогам.
Тем не менее, исходя из карточки расчета с бюджетом, налогоплательщиком в счет уплаты земельного налога были внесены суммы: 20.09.2019 - 6211,06 руб., 22.04.2020 - 2791,00 руб., в связи с чем, указанные суммы учитываются судом при расчете земельного налога, подлежащего взысканию.
Расчет взыскиваемых сумм:
5102 руб. + 3061 руб. + 1109 руб. + 1109 руб.=10381 руб. (перерасчет налога по земельному участку с кадастровым номером № за 2016 год, 2017 год + перерасчет налога по земельному участку с кадастровым номером № за 2016 год, 2017 год).
10381 руб. – 6211,06 руб. – 2791 руб. = 1378,94 руб. (подлежащая взысканию сумма налога – фактические суммы оплаты налога).
Поскольку внесенные уплаты засчитываются в счет недоимки более раннего периода, суд приходит к выводу об отсутствии задолженности за 2016 год и о взыскании недоимки за 2017 год в сумме 1376,94 руб.
В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 1, ст. 17, ч. 2 ст. 286, чч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ, п. 3 ст. 48 НК РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №13 - 04.03.2020 г.
04.03.2020 мировым судьей судебного участка №13 г. Петрозаводска вынесен судебный приказ о взыскании с Максимовой О.М. недоимки по налогам и пени.
На основании возражений административного ответчика судебный приказ был отменен, о чем 19.03.2020 мировым судьей было вынесено соответствующее определение.
Инспекция обратилась в суд с настоящим иском 14.08.2020, в связи с чем срок на взыскание недоимки по налогам административным истцом не пропущен.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для частичного удовлетворения требований о взыскании недоимки и пени, административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Максимовой Ольги Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (ИНН <данные изъяты>), проживающей по адресу: <адрес>, в бюджет недоимку по земельному налогу за 2017 год в сумме 1376,94 рублей.
Взыскать с Максимовой Ольги Михайловны в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 400 рублей.
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено 21.10.2020