КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ласко О.Л. дело № 2- 354 / 2020
№ 33 – 1538 / 2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2020 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Ольховского В.Н.,
судей Яковлева Н.А., Ганцевича С.В.,
с участием прокурора Чернышовой К.И.,
при секретаре Худоба О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 14 января 2020 г., которым суд обязал Правительство Калининградской области предоставить Васильеву Александру Александровичу, <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам за счет средств бюджета Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Яковлева Н.А., объяснения Васильева А.А.. полагавшего, что жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Озерского района Калининградской области обратился в суд в интересах Васильева А.А. с иском, указав, что согласно свидетельству о рождении родителями Васильева А.А. являются <данные изъяты>. Решением Озерского районного суда Калининградской области от 23.01.2003 <данные изъяты> в отношении Васильева А.А. лишены родительских прав. Постановлением главы администрации МО «Озерский район» <данные изъяты> Васильев А.А. передан в приемную семью <данные изъяты> Пунктом 3 указанного постановления за последним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации МО «Озерский район» <данные изъяты> п. 3 постановления главы администрации МО «Озерский район» от <данные изъяты> отменен. Согласно информации Министерства социальной политики Калининградской области Васильев А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Таким образом, прокурор полагает, что на настоящее время у Васильева А.А. возникло право на получение жилого помещения, поскольку он не имеет закрепленного жилого помещения, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
С учетом изложенного прокурор просит суд обязать Правительство Калининградской области обеспечить Васильева Александра Александровича жилым помещением специализированного жилищного фонда, не ниже установленных социальных норм, за счет средств бюджета Калининградской области.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Калининградской области просит решение суда отменить и принять новое решение. Указывает на то, что суд неправильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, неправильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, пришел к неправильному выводу о надлежащем ответчике. В жалобе приводится подробный анализ действующего законодательства, которым, по мнению автора жалобы, обязанность по реализации права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на Агентство по имуществу Калининградской области.
В судебное заседание не явились представители Правительства Калининградской области, Агентства по имуществу Калининградской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ – с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (подп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, по смыслу ст. 8 названного Федерального закона предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств.
Частью 4 ст. 8 Закона Калининградской области «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что порядок предоставления жилых помещений определяется Правительством Калининградской области.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений данного закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления закона в силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
В соответствии с Законом Калининградской области № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 43-6 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», которая предусматривает, что жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также ранее чем по достижении ими возраста 18 лет в случае, если полная дееспособность приобретена ими до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в статье 43-3 настоящего Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 43-7 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гражданам по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения.
Васильев А.А., <данные изъяты> относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что истец родился в <данные изъяты>.
Согласно свидетельству о рождении родителями Васильева А.А. являются <данные изъяты>.
Решением Озерского районного суда Калининградской области от 23.01.2003 <данные изъяты> в отношении Васильева А.А. лишены родительских прав.
Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты>.
Постановлением главы администрации МО «Озерский район» <данные изъяты> Васильев А.А. передан в приёмную семью <данные изъяты>.
Пунктом 3 указанного постановления за последним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Постановлением главы администрации МО «Озерский район» <данные изъяты> п. 3 постановления главы администрации МО «Озерский район» от <данные изъяты> отменен.
Согласно информации предоставленной Министерством социальной политики Калининградской области Васильев А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, и по состоянию на 23.12.2019 числится в указанном списке под номером №.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Калининградской области в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах Васильева А.А. на объекты недвижимости отсутствуют.
Таким образом, поскольку Васильев А.А. в установленном порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, то есть его право на обеспечение жильем не оспаривается, однако, до настоящего времени не реализовано, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения обязанности на Правительство Калининградской области предоставить Васильеву А.А. жилое помещение.
При таком положении суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что истец имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке и по правилам, установленным перечисленными выше правовыми нормами, и обоснованно обязал Правительство Калининградской области предоставить ему такое жилье.
При этом судебная коллегия соглашается и с выводом суда о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области.
Само по себе возложение на Агентство по имуществу Калининградской области ст.5 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» полномочий по заключению договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке, определяемом Правительством Калининградской области, не свидетельствует о наличии оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на Агентство по имуществу Калининградской области.
В соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, введенным законом от 18.01.1996 г. № 30 Правительство Калининградской области управляет и распоряжается собственностью Калининградской области в соответствии с законами Калининградской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Калининградской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Калининградской области наделяет полномочиями по осуществлению соответствующих функций возглавляемые им органы исполнительной власти Калининградской области.
В соответствии со ст. 11 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 г. № 42 «О Правительстве Калининградской области» Правительство Калининградской области обеспечивает социальную поддержку детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
Как предусмотрено ст. 43-6 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» в редакции Закона Калининградской области от 24.12.2018 г. N 246 - на основании решения межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилых помещений органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, принимается решение о таком предоставлении и заключается договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда Калининградской области.
Совокупный анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является обязанностью Правительства Калининградской области. Дальнейшее же распределение полномочий Правительства между органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере социальной защиты населения указанную обязанность, вопреки доводам апелляционной жалобы, не исключает.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 14 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: