Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-61/2021 (2-827/2020;) ~ М-762/2020 от 25.11.2020

Дело № 2-61/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Демянск 19 апреля 2021 года

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Никитиной О.А.,

при секретаре Поспеловой М.В.,

с участием представителя истца Омельченко С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области к Козловой Антонине Ивановне о признании жилого дома самовольной постройкой, об обязании выполнить определённые действия,

установил:

Администрация Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области (далее Администрация) обратилась в суд с иском к Козловой А.И. о признании жилого дома самовольной постройкой, об обязании привести в соответствие с установленными требованиями Правил землепользования и застройки Ямникского сельского поселения минимальные отступы от границ земельного участка в отношении объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома площадью 54,0 кв.м., строительство которого не завершено, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , указав в обоснование исковых требований, что в Администрацию из инспекции государственного строительного надзора Новгородской области поступило уведомление о выявлении самовольной постройки №04-20 от 25 июня 2020 года. Уведомление содержит сведения о том, что по результатам проверки, проведённой инспекцией в период 02 по 29 июня 2020 года на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> выявлен факт возведения (создания) объекта индивидуального жилищного строительства площадью 54,0 кв.м., строительство которого не завершено, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных нормативно правовыми актами, а именно: собственником земельного участка допущено нарушение пункта 3.2 статьи 28 Правил землепользования и застройки Ямникского сельского поселения, утверждённых решением Совета депутатов Ямникского сельского поселения №141 от 24.12.2012 (в ред.18.05.2017 №89), в части несоблюдения минимальных отступов от границы земельного участка с кадастровым номером . Просит суд признать индивидуальный жилой дом площадью 54,0 кв.м., строительство которого не завершено, расположенный на земельном участке с кадастровым номером самовольной постройкой, обязать привести в соответствие с установленными требованиями Правил землепользования и застройки Ямникского сельского поселения минимальные отступы от границ земельного участка в отношении объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома.

В судебном заседании представитель истца Омельченко С.Е. уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика в течение двенадцати месяцев с даты вступления решения в законную силу привести в соответствие с установленными требованиями Правил землепользования и застройки Ямникского сельского поселения минимальные отступы от границ земельного участка в отношении объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома, уточнённые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении,

Ответчик Козлова А.И. в судебное заседание не явилась, о дате месте и времен судебного заседания извещена надлежащим образом, в заявлении просила о рассмотрении дела без её участия, против иска возражала.

Представитель третьего лица – Инспекции государственного строительного надзора Новгородской области, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Как установлено в судебном заседании ответчик Козлова А.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1623 м?, по адресу: <адрес>.

В период с 01 июня 2020 года по 23 июня 2020 года на основании приказа инспекции государственного строительного надзора Новгородской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении собственника земельного участка с кадастровым номером – Козловой А.И.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке, принадлежащем Козловой А.И., находятся два объекта капитального строительства: одноэтажный деревянный жилой дом 1939 года постройки площадью 26,3 кв.м., с кадастровым номером , принадлежащий Козловой А.И. на праве собственности. Жилой дом расположен на расстоянии 5,20м от ограждения, проходящего по границе с землями общего пользования, и на расстоянии 5,00м от границы смежного земельного участка с кадастровым номером ; одноэтажный индивидуальный жилой дом (строительство которого не завершено) со следующими характеристиками: размер 6,0х9,0м, площадь 54,0 кв.м., наружные стены выполнены из деревянного бруса толщиной 0,20м, фундамент – заглублённый бетонный монолитный, крыша двускатная, кровельное покрытие металлическое, оконные проёмы заполнены частично, дверные проёмы не заполнены, наружная и внутренняя отделка отсутствует, на момент осмотра строительные и отделочные работы на объекте незавершённого строительства не ведутся. Индивидуальный жилой дом, строительство которого не завершено, расположен на расстоянии 0,57 м от жилого дома с кадастровым номером и на расстоянии 1,8 м от ограждения, проходящего по границе смежного земельного участка с кадастровым номером , что не соответствует пункту 3.2. статьи 28 Правил землепользования и застройки Ямникского сельского поселения. Кроме того, в ходе проведения проверки разрешительные документы на строительство нового жилого дома площадью 54,0 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером (разрешение на строительство или уведомление о планируемом строительстве) собственником не были представлены в связи с их отсутствием.

Согласно информации Администрации Демянского муниципального района Новгородской области от 09 июня 2020 года Козлова А.И. уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Новгородская область Демянский муниципальный район Ямникское сельское поселение д.Обрыни, в Администрацию муниципального района не направляла, за получением разрешения на строительство до 04 августа 2018 года на данном земельном участке также не обращалась.

Согласно акту проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 15 октября 2019 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении строящегося жилого дома, принадлежащего Козловой А.И., по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что на приусадебном участке, принадлежащем Козловой А.И. установлен деревянный жилой дом 5й степени огнестойкости с нарушением противопожарного разрыва к гаражу 5й степени огнестойкости, принадлежащему ФИО4, разрыв составляет 1 м 70 см., т.е. нарушен п.4.3 СП 413130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно планировочным и конструктивным решениям».

По результатам проверки Козловой А.И. выдано предписание от 15 октября 2019 года № 62/1/1 об устранении нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, в срок до 15 октября 2020 года.

Согласно п.4.3, п.4.13. СП 4.13130, утверждённого Приказом МЧС России от 24.ю04.2013 №288 (ред.18.07.2013) «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно планировочным и конструктивным решениям» противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности; противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков принимаются в соответствии с таблицей 1, то есть 15 м.

Согласно Правилам землепользования и застройки Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области, утверждённым решением Совета депутатов Ямникского сельского поселения от 18 мая 2017 года №89 минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений для других объектов капитального строительства составляет 3м (пп. 3.2 п.3).    

    Из заключения эксперта ООО «Центр независимой профессиональной экспертизы «ПетроЭксперт» №21-1464-П-2-827/20 от 18 марта 2021 года следует, что объект исследования возведённый Козловой А.И. незавершённый строительством индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , соответствует предъявляемым к такого рода объектам СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001. Расположение возведённого ответчиком Козловой А.И. незавершённого строительством индивидуального жилого дома относительно границы соседнего земельного участка с кадастровым номером 53:05:0171801:9 нарушает: требования п.7.1 СП 42.13330» Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*; требования п.6.7 СП 53.13330.2019 Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения); требования п.3.2 ст.28 Градостроительного регламента для зоны Ж.1 Правил землепользования и застройки Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области – устанавливающие минимальное расстояние от объекта капитального строительства жилого дома до границы соседнего земельного участка – 3м. Расположение возведённого ответчиком Козловой А.И. незавершённого строительством индивидуального жилого дома, относительно гаража и жилого дома на соседнем участке с кадастровым номером нарушает требования п.4.3 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям, устанавливающего противопожарные расстояния между зданиями V степени огнестойкости – 15 м.

Кроме того, эксперт пришёл к выводу о возможности переноса исследуемого строения, за исключением конструктивных элементов: фундамента, печи – перенос которых технически невозможен, и предложил три варианта переноса с учётом размещения исследуемого дома в соответствии с градостроительными требованиями на расстоянии не ближе 3м от границ земельного участка и не ближе 15 от строений V степени огнестойкости на соседних земельных участках.

Данное экспертное заключение, не оспоренное сторонами, суд оценивает на основании ч.3 ст.86 ГПК РФ в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, согласно которой никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

У суда не имеется сомнений в правильности или обоснованности данного заключения, оно признаётся допустимым по делу доказательством, содержащим подробное описание проведённого исследования, выводы эксперта мотивированы, эксперт был предупреждён об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также положениями ст.3 Федерального закона №169-ФЗ «об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальных ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Согласно положениям статей 1,2,8,9,30,36,44,47,48,51 и 55 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуется, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующих проектирование и строительство. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" приведены следующие разъяснения:

- объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой (п. 30).

В соответствии с приведенным в ст. 222 ГК РФ определением, постройка (в том числе и объект незавершенного строительства, право на который зарегистрировано в ЕГРП) признается самовольной при наличии хотя бы одного из следующих условий (признаков):

возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей;

отсутствие необходимого разрешения на строительство/ реконструкцию;

существенное нарушение при возведении объекта специально установленных норм и правил.

Из вышеназванных положений следует, что к признанию постройки самовольной приводит либо частноправовое нарушение (строительство на земельном участке в отсутствие соответствующего гражданского права на землю), либо публично правовые нарушения: формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных норм и правил).

Согласно разъяснениям, приведённым в пунктах 22 и 23 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

Учитывая, что администрация выступает в интересах публично-правового образования, действия последнего направлены на реализацию публичного интереса, поэтому она наделена полномочиями в сфере публичного порядка строительства, и имеет право на иск в силу факта формального нарушения этого порядка, как по основаниям отсутствия необходимого разрешения, так и в связи с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. 6 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим её лицом либо за его счёт.

    Согласно Порядку выявления и пресечения самовольного строительства гражданами и принятия мер по сносу самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями на территории Ямникского поселения, утверждённому постановлением Администрации Ямникского сельского поселения от 29.06.2020 №41 выявление объектов самовольного строительства на территории Ямникского сельского поселения осуществляется, в том числе, путём получения уведомлений о выявлении самовольной постройки от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора (пп.2.1 п.2). В этом случае Администрация поселения обязана обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями. (п.2.9)

По правилам пункта 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление соответствующего надзора уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 ГК РФ, обязан рассмотреть указанные уведомление и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий: 1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; 2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

В силу пункта 1 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ) снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 ГК РФ.

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ, органом местного самоуправления поселения, городского округа (пункт 3.1 статьи 222 ГК РФ, введенный в действие Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ).

Способы защиты по заявленному требованию должны быть разумными и соразмерными, что следует из требований ст.10 ГК РФ.

В силу ч.3 ст.17, ч.ч.1,2 ст.19, ч.ч.1,3 ст.55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости защита вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих принятие ею мер к легализации объекта незавершенного строительства, а также соблюдение при строительстве установленных требований.

С учётом приведённых норм, возведённый Козловой А.И. объект недвижимости - не завершённый строительством индивидуальный жилой дом площадью 54,0 кв.м. является самовольной постройкой, так как был создан без получения на это необходимых разрешений и с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что восстановление нарушенного права возможно путём приведения объекта недвижимости – индивидуального жилого дома площадью 54,0 кв.м. по адресу: <адрес>, строительство которого не завершено, в соответствие с п.7.1 СП 42.13330» Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*; п.6.7 СП 53.13330.2019 Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения); п.3.2 ст.28 Градостроительного регламента для зоны Ж.1 Правил землепользования и застройки Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области – устанавливающими минимальное расстояние от объекта капитального строительства жилого дома до границы соседнего земельного участка – 3м; в соответствие с п.4.3 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям, устанавливающим противопожарные расстояния между зданиями V степени огнестойкости – 15 м.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Администрации Ямникского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области - удовлетворить.

Признать объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, строительство которого не завершено, площадью 54,0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, самовольной постройкой.

Обязать Козлову А.И. за счёт собственных средств в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу привести объект недвижимости соответствие с установленными требованиями, устранить недостатки в части требований пожарной безопасности.

Взыскать с Козловой Антонины Ивановны государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Валдайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья О.А. Никитина

    Решение изготовлено в окончательной форме 22 апреля 2021 года.

    Судья О.А. Никитина

    

2-61/2021 (2-827/2020;) ~ М-762/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Ямникского сельского поселения
Ответчики
Козлова Антонина Ивановна
Другие
Инспекция государственного строительного надзора Новгородской области
Суд
Валдайский районный суд Новгородской области
Судья
Никитина Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
valdaisky--nvg.sudrf.ru
25.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2020Передача материалов судье
30.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2020Подготовка дела (собеседование)
14.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2020Судебное заседание
29.03.2021Производство по делу возобновлено
06.04.2021Судебное заседание
19.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее