Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-5/2021 (12-277/2020;) от 08.12.2020

номер

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 января 2021г.                                                         г.Костомукша

Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Иванов А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Нечаевой О.С., с участием помощника прокурора г.Костомукша Мастакаловой В.А., лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении А.., заинтересованного лица - несовершеннолетнего М.., представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Костомукшского городского округа Новиковой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о.прокурора г.Костомукша на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Костомукшского городского округа №362 от 11.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.2.18 ЗРК №1191-ЗРК от 15.05.2008 «Об административных правонарушениях», в отношении А.,

установил:

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Костомукшского городского округа №362 от 11.11.2020 А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.2.18 Закона Республики Карелия №1191-ЗРК от 15.05.2008 «Об административных правонарушениях», и ей назначено наказание в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу 08.12.2020.

В протесте и.о.прокурора г.Костомукша просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Указывает, что постановление является незаконным и подлежит отмене в связи с нарушениями требований КоАП РФ при его вынесении. В ходе проведенных надзорных мероприятий установлено, что копия протокола от 09.11.2020 была направлена А. только 27.11.2020 вместе с постановлением о назначении последней административного наказания. Также следует учесть, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.2.18 ЗРК № 1191-ЗРК, составляет два месяца со дня его совершения. Датой совершения правонарушения является 19.09.2020, следовательно, срок привлечения Алискандиевой Н.Н. к административной ответственности по ч.2 ст.2.18 ЗРК № 1191-ЗРК истек 19.11.2020.

Прокурор в судебном заседании поддержал протест по изложенным в нем основаниям. М. и А. не возражали против его удовлетворения, последняя сообщила, что протокол и постановление по делу об административном правонарушении получила по почте одновременно не ранее 30.11.2020, а до этого один раз разговаривала по телефону с представителем административного органа, которому сообщила интересующие сведения о личности, а также о своей невозможности участвовать в составлении протокола.

Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Костомукшского городского округа Новикова Л.П. возражала против удовлетворения протеста прокурора, сообщив, что 09.11.2020 она составляла протокол № 91 об административном правонарушении в отношении А.., извещенной заблаговременно об этом, для уточнения некоторых данных в процессе составления протокола позвонила последней, известив тогда же о том, что дело в отношении нее будет рассмотрено на следующий день. Вместе с тем, подтвердила, что протокол был направлен А. не в 3-дневный срок с момента составления, а лишь 25.11.2020 вместе с постановлением № 362.

Заслушав стороны, проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста, прихожу к следующим выводам.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.2.18 ЗРК №1191-ЗРК от 15.05.2008 «Об административных правонарушениях» в отношении А. был составлен 09.11.2020 в её отсутствие. О месте и времени составления протокола она извещалась уведомлением, направленным почтой 05.10.2020 (л.д.номер). При этом в материалах дела содержится реестр почтовой корреспонденции отправителя КДН и ЗП КГО о направлении протокола об административном правонарушении №91 и постановления №362 А. 27.11.2020 (л.д.номер), то есть с нарушением установленного ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ срока.

По смыслу закона, в случае, если протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, то его рассмотрение возможно лишь при условии обеспечения данному лицу возможности ознакомления с протоколом, что обеспечивало бы правовую возможность для защиты прав и законных интересов, подготовки к выдвинутому обвинению. Между тем, протокол № номер, составленный в отсутствие А., содержащий сведения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, направлен ей уже после рассмотрения дела, что лишило ее возможности реализации прав, предоставленных законом лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства ее надлежащего извещения о рассмотрении дела.

Согласно ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч.1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (ч.2).

В материалах дела содержится уведомление, адресованное А.., о рассмотрении материала, зарегистрированного в КУСП № номер от 19.07.2019 по п.1 ст.19 ЗРК, направленное ей почтовой связью 05.10.2020, тогда как рассматриваемое дело касалась обстоятельств допущения ею нахождения несовершеннолетнего сына в общественном месте в ночное время 19.09.2020 (ч.2 ст.2.18 ЗРК), сообщение о котором было зарегистрировано в КУСП № номер.

Принимая во внимание отсутствие в материалах дела иных извещений А. о рассмотрения дела, в том числе, телефонограмм, направление ей копии протокола с нарушением ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, прихожу к выводу, что она надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещена не была. В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом не соблюден, дело рассмотрено без участия А. в отсутствие сведений о том, что она извещена о месте и времени его рассмотрения надлежащим образом. Доводы представителя административного органа о том, что сообщила А. по телефону о времени и месте рассмотрения дела в процессе составления 09.11.2020 в отношении нее протокола, об обратном не свидетельствуют, поскольку последняя факт извещения не подтвердила, соответствующая телефонограмма в деле отсутствует.

При рассмотрении дела допущены и иные нарушения.

В силу ст.29.8 КоАП РФ при рассмотрении дела коллегиальным органом в обязательном порядке составляется протокол, в котором, помимо прочего, указываются объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в деле, документы, исследованные при его рассмотрении, и он подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем этого органа.

В деле об административном правонарушении в отношении А. содержится протокол № 21 от 11.11.2020, в котором отсутствуют сведения об исследовании каких-либо документов, тогда как в постановлении № 362 от 11.11.2020 указано, что выводы комиссией по делам несовершеннолетних о наличии в ее действиях признаков правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.2.18 ЗРК № 1191-ЗРК, сделаны на основании исследованных документов, в том числе и тех, которые в деле отсутствуют, в частности, акта обследования семейно бытовых условий, объяснения, характеристики. Протокол № 21 подписан председательствующим в заседании Кережиной О.А. и секретарем заседания Новиковой Л.П., тогда как последняя в этом протоколе, а также в постановлении № 362 от 11.11.2020, указана в качестве лица, не принимавшего участие в заседании. Указанные противоречия не свидетельствуют о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, соблюдения процедуры, предусмотренной законом.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении 09.11.2020 и рассмотрении 11.11.2020 дела в отношении А. допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством и отмену постановления. То обстоятельство, что лицо, привлеченное к ответственности, не оспаривало факт допущения нахождения ее сына в ночное время в общественном месте, не является основанием для отказа в удовлетворении протеста, а также для несоблюдения установленного законом порядка привлечения ее к административной ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.2.18 ЗРК №1191-ЗРК от 15.05.2008 «Об административных правонарушениях», составляет два месяца.

Согласно правовой позиции, выраженной в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что датой совершения правонарушения является 19.09.2020.

Следовательно, по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.2.18 ЗРК №1191-ЗРК от 15.05.2008 «Об административных правонарушениях» начал исчисляться с 20.09.2020 и истек 20.11.2020.

В силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Костомукшского городского округа №362 от 11 ноября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 2.18 ЗРК №1191-ЗРК, вынесенное в отношении А., не может быть признано законным и подлежит отмене, производство по настоящему делу подлежит прекращению в соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст.ст.30.17 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Протест и.о.прокурора г.Костомукша удовлетворить.

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Костомукшского городского округа №362 от 11.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.2.18 ЗРК №1191-ЗРК от 15.05.2008 «Об административных правонарушениях», в отношении А., отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья                                                              А.В. Иванов

12-5/2021 (12-277/2020;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Марков А.С.
Ответчики
Михайлов Никита Константинович
Алискандиева Наталья Николаевна
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Иванов Алексей Валериевич
Статьи

Другой кодекс: ст. 2.18 ч.2

Дело на сайте суда
kostomukshsky--kar.sudrf.ru
08.12.2020Материалы переданы в производство судье
09.12.2020Истребованы материалы
11.01.2021Поступили истребованные материалы
18.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Вступило в законную силу
20.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2021Дело оформлено
27.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее