Дело № 2а-122/2018
Решение
именем Российской Федерации
16 августа 2018 года город Улан-Удэ
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Доржиева В.Д., при секретаре Цыреновой А.Э., с участием административного истца Балмаева А.Ц., представителя административного истца адвоката Трушкова Д.В., представителя административного ответчика командира войсковой части 00000 Махориной Ю.М., прокурора – помощника военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона капитана юстиции Азнабаева Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании помещении военного суда административное дело № 2а-122/2018 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 <воинское звание> запаса Балмаева Александра Цырендоржиевича об оспаривании действий командира войсковой части 00000 по досрочному увольнению с военной службы,
установил:
Балмаев А.Ц., досрочно уволенный с военной службы в запас приказом командира войсковой части 00000 от 20 апреля 2018 года № на основании подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, оспорил через своего представителя адвоката Трушкова Д.В. данный приказ, просил признать его незаконным и отменить, приведя в обоснование своих требований то, что, каких-либо противоправных проступков он не совершал, служебных разбирательств в отношении него, аттестация и беседы с ним не проводились.
В судебном заседании административный истец Балмаев А.Ц. и его представитель адвокат Трушков Д.В. предъявленные требования, основываясь на обстоятельствах, изложенных в административном иске, поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика – командира войсковой части 00000 Махорина Ю.М. требования административного истца не признала и просила отказать в удовлетворении административного иска, указав, что Балмаев А.Ц. обоснованно был уволен с военной службы по вышеуказанному основанию, так как он в течение 2017 и 2018 годов совершил несколько грубых дисциплинарных проступков, в том числе совершил административное правонарушение, которое в итоге и послужило поводом для его увольнения в порядке применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Представитель заинтересованного лица – руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» Ожегова О.М. в суд не прибыла, просила рассмотреть дело без ее участия и своего отношения к требованиям административного искового заявления не выразила. В связи с чем Улан-Удэнский гарнизонный военный суд, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считал возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица, участвующего в деле.
Заслушав объяснения сторон, а также показания свидетелей Т.А.С., Е.А.А., А.Д.А. и М.А.И., допрошенных в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, и выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, военный суд приходит к следующим выводам.
На основании контракта о прохождении военной службы, Министерство обороны Российской Федерации или иной орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и гражданин принимают на себя взаимные обязательства и приобретают права, предусмотренные федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
В соответствии со статьями 36 и 50 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», порядок прохождения военной службы определяется этим федеральным законом, другими федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации, Положением о порядке прохождения военной службы утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а увольнение военнослужащих с военной службы производится в соответствии с названным Положением.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, при невыполнении им условий контракта о прохождении военной службы может быть уволен с военной службы досрочно в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта).
Согласно пункту 3 статьи 32 названного Федерального закона условия контракта о прохождении военной службы включают в себя, в частности, обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Общие обязанности военнослужащих предусмотрены в статье 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая, среди прочих обязанностей, возлагает на военнослужащего обязанность строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, совершенствовать воинское мастерство, быть дисциплинированными.
Анализ предусмотренных этими нормами прав и обязанностей военнослужащих, их статус, позволяет суду сделать вывод, что невыполнение военнослужащим условий контракта может выражаться не только в нарушении воинской дисциплины, но и в совершении иных правонарушений, в том числе наказуемых в уголовном и административном порядке.
В этой связи, досрочное увольнение военнослужащего ввиду совершения им преступления, может быть признано правомерным, поскольку соблюдение Конституции и законов Российской Федерации является обязанностью и долгом каждого военнослужащего. Невыполнение же военнослужащим своего воинского долга должно расцениваться как нарушение им условий заключенного контракта.
Кроме этого, анализ вышеуказанных правовых норм содержится также и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 года № 6-П «По делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева», в котором закреплено, что невыполнением условий контракта, как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
Будучи нарушением условий контракта, виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту возложенных на него общих, должностных или специальных обязанностей, в частности, совершение военнослужащим административного правонарушения, считается значительным отступлением от предъявляемых к ним законодательством требований, что является основанием для досрочного увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», - невыполнением условий контракта.
Согласно части 1 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в ее взаимосвязи со статьей 54 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации за дисциплинарный проступок – противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности путем применения к нему дисциплинарного взыскания.
Как видно из копии протокола об административном правонарушении от 9 ноября 2017 года № и протокола о доставлении, составленных участковым уполномоченным полиции отделения полиции № 2 УМВД России по городу Улан-Удэ, Балмаев А.Ц. в 20 часов 40 минут указанного дня совершил административное правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, распивал спиртные напитки в общественном месте – во дворе жилого дома по адресу: город Улан-Удэ, улица Калашникова, дом 11. В связи с этим, Балмаев А.Ц. был доставлен сотрудником полиции в отделение полиции. Копии названных протоколов в этот же день были вручены Балмаеву А.Ц., о чем свидетельствует наличие в них соответствующих отметок и подписи административного истца и согласно его пояснениям в судебном заседании, в установленный законом срок они обжалованы им не были.
Данные материалы в порядке статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были направлены командиру войсковой части 00000 для привлечения Балмаева А.Ц. к дисциплинарной ответственности, который по результатам проведения разбирательства принял решение применить к данному военнослужащему за совершенный грубый дисциплинарный проступок, дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, что подтверждается копиями протокола о грубом дисциплинарном проступке от 18 декабря 2017 года и материалов проведенного разбирательства.
Как видно из выписки из приказа командира войсковой части 00000 от 27 декабря 2017 года №, к Балмаеву А.Ц. за совершение грубого дисциплинарного проступка в виде вышеуказанного административного правонарушения применено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Данный приказ административным истцом оспорен не был. При этом его доводы о том, что причиной не обжалования приказа явилось его неосведомленность в его существовании, опровергаются показаниями в суде свидетеля А.Д.А., командира подразделения, показавшего, что непосредственно после издания приказа он лично довел его содержание до Балмаева А.Ц. Кроме того, как видно из оспариваемого административным истцом приказа командира войсковой части 00000 от 20 апреля 2018 года №, основанием для досрочного увольнения Балмаева А.Ц. явился приказ от 27 декабря 2017 года №, о чем последнему стало известно, как это следует из текста его административного искового заявления, 24 апреля 2018 года.
Кроме того, о фактах ненадлежащего исполнения Балмаевым А.Ц. возложенных на него, как военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, обязанностей, имевших место ранее, свидетельствуют также и наличие в его служебной карточке неснятых дисциплинарных взысканий за совершение грубых дисциплинарных проступков в январе, августе 2017 года, а также в феврале 2018 года.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за дисциплинарный проступок к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, может быть применено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
При таких обстоятельствах, как считает суд, у командования войсковой части 00000 имелись все основания для увольнения Балмаева А.Ц., в связи с невыполнением условий контракта в порядке, предусмотренном вышеприведенной нормой Федерального закона, поскольку как установлено судом, последний в течение одного года совершил несколько грубых дисциплинарных проступков, в том числе и в виде административного правонарушения, чем существенно нарушил условия контракта о прохождении военной службы. Следовательно, издав приказ об увольнении административного истца с военной службы, командир войсковой части 00000 действовал в рамках действующего законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий.
Как видно из копии листа беседы, 18 декабря 2017 года с Балмаевым А.Ц. в связи с предстоящим увольнением с военной службы, командиром подразделения проведена соответствующая беседа, в ходе которой, административный истец, как это следует из отметок в листе беседы и акта отказа от подписания листа беседы, составленного в этот же день, отказался выполнить свою подпись в нем.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 00000 от 20 апреля 2018 года №, <воинское звание> Балмаев А.Ц. досрочно уволен с военной службы в запас на основании подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
Оценивая доводы административного истца и его представителя о том, что, решение об увольнении Балмаева А.Ц., было принято в нарушение существующего порядка, без соответствующего заключения аттестационной комиссии, перед увольнением с ним не проводилась беседа командования, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 13 Положения о порядке прохождения военной службы, для увольнения военнослужащих с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», может быть дано заключение аттестационной комиссии, то есть, в данном конкретном случае, проведение аттестации не является обязательной. Что же касается беседы командования, то она, как это свидетельствует представленный административным ответчиком лист беседы, была проведена. В связи с чем приведенные доводы административного истца суд находит несостоятельными.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований судом отказано, понесенные административным истцом судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации военный суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Балмаева Александра Цырендоржиевича, отказать.
Вещественное доказательство по делу, видеофайл с названием «<данные изъяты>» содержащийся на DVD-RW диске, являющийся электронным носителем информации, хранить при административном деле.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Улан-Удэнский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Д. Доржиев