Дело 2-3553/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2016 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре А.А. Акульшиной, с участием представителя истца - прокурора Паниди ФИО6 представителя ответчика МО РФ по доверенности Фроловой ФИО7 представителя ответчика ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ по доверенности Ли ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в интересах неопределенного круга лиц в Кировский районный суд <адрес> с требованиями к ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий. В обоснование иска указал, что военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка исполнения должностными лицами Минобороны России требований законодательства о сохранности федеральной собственности при содержании и обслуживании казарменно-жилищного фонда <адрес>. Установлено, что согласно положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у ВС РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Во исполнение приказом Минобороны России от 30.04.2009г. № «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений МО РФ», Приказом Минобороны России от 17.12.2010г. № «О реорганизации федеральных государственных учреждений МО РФ», объекты федерального недвижимого имущества (в частности, жилые многоквартирные дома №№, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 68, 72, 73 расположенные на <адрес> в <адрес>), переданы ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Из вышеизложенного следует, что собственником вышеуказанного жилищного фонда Минобороны России в настоящее время является МО РФ в лице ФГКУ «ДТУИО». Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного на <адрес>, выявлено следующее: кровля деформирована, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, отсутствуют карнизы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, трещины бетонных плит цоколя, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, трещины бетонных плит цоколя, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, трещины бетонных плит цоколя, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, отсутствуют карнизы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: 100% износ кровли, отсутствуют карнизы и водосточные трубы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, цоколь разрушен, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, отсутствуют карнизы и водосточные трубы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, отсутствуют карнизы и водосточные трубы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: часть кровли уничтожена во время пожара, сгорело 3 лестничных марша, отсутствуют карнизы и водосточные трубы, целостность отмостки нарушена, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, прогнили крепления поручней лестничных клеток и ступеньки, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, 100% износ деревянных лестничных пролетов, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети требуют замены, целостность отмостка нарушена, частично разрушен пол, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, состояние внутренних стен неудовлетворительное, цоколь и отомосток уничтожен пожаром, общедомовые инженерные сети требуют замены, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Инженерные системы и оборудование указанных жилых домов сильно изношены, в связи с чем, в подъездах отсутствует общедомовое освещение и тем самым влечет к увеличению аварийных ситуаций. Жилищный фонд <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт инженерных сетей, стен, отмосток, оконных проемов, дверных блоков, лестничных площадок, кровель, подвальных помещений. В результате чего, существенно нарушаются права, предусмотренные ст.ст.8, 11, 23 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» жильцов указанных домов на благоприятные условия проживания. В связи с несвоевременным проведением ремонта указанных многоквартирных домов создаются предпосылки, для их разрушения и причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих и гражданского персонала Минобороны России, а также причинению вреда имуществу Минобороны России. На основании изложенного, руководствуясь ст.12 ГК РФ, ч.2 ст.29, 45, 131 ГПК РФ, ч.4 ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ», просил обязать Министерство обороны РФ и ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ организовать проведение капитального ремонта кровли, стен, ступенек, подвалов, полов, системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, оконных и дверных блоков жилых многоквартирных домов №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 68, 72, 73, расположенных на <адрес>.
Определением судьи от 06.12.2016г. по данному гражданскому делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «ГУЖФ».
В судебном заседании истец военный прокурор Паниди ФИО9 заявленный иск поддержал по основаниям изложенным в нем, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Фролова ФИО10 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, в обоснование ссылаясь на письменные возражения, где указала, что в соответствии с подп.71 п.7 Положения о МО РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за ВС РФ. В целях выполнения правомочий собственника имущества МО РФ заключает договор управления специализированным жилищным фондом военных городков с соответствующей организацией. Целью такого договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде. В соответствии с заключаемыми договорами управления специализированным жилищным фондом военных городков МО РФ соответствующая организация обязана оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков. В случае оказания услуг ненадлежащего качества Управляющая организация обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет. Кроме того, необходимость текущего и капитального ремонтов специализированного и казарменного жилищного фонда возникает, в том числе, вследствие неисполнения Управляющей организации обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, в рамках договора управления. В соответствии со ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Организация и проведение вышеуказанных процедур с учетом требований законодательства составляет от 3 до 6 мес. (в зависимости от сложности объекта). Заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства. Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств МО РФ по ранее заключенным государственным контрактам. Для включения объекта в титул капитального ремонта необходимо проведение технического обследования данного объекта специализированными организациями, на основании результатов которых органом военного управления, в чью компетенцию входит решение данной задачи, принимается решение о целесообразности проведения капитального ремонта, реконструкции, либо сноса объекта. Одновременно сообщает, что выполнение работ по капитальному ремонту объекта возможно только после определения стоимости подлежащих выполнению работ. В свою очередь, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту, определения действительного технического состояния зданий и их элементов, получения количественной оценки фактических показателей качества конструкций с учетом изменений происходящих во времени в соответствии с положениями ГОСТ Р 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», включенного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». МО РФ необходимо заключить государственный контракт с генподрядной организацией по обследованию сооружения объекта. По результатам обследования работ составляется техническое заключение, на основе которого заключается государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта. Таким образом, организация проведения капитального ремонта объекта недвижимости, закрепленных за ВС РФ является процедурой трудоемкой и осуществляется посредством заключения соответствующих договоров с юридическими лицами, выполняющими специализированные работы по договорам подряда. Кроме того, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что объекты, подлежащие капитальному ремонту, определяются на основании порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования Плана капитального ремонта и заявочного Плана капитального ремонта на соответствующий год. После составления актов осмотра, дефектных ведомостей и подтверждения характера работ определяется стоимость подлежащих выполнению работ. Представитель государственного заказчика на основании актов технического состояния здания определяет перечень объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта. Представитель государственного заказчика формирует заявку на капитальный ремонт, согласовывает с региональным и окружным представителями государственного заказчика в установленный законом срок. Окружной представитель государственного заказчика обобщает сведения, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает у Командующего войсками военного округа и направляет в адрес Департамента строительства МО РФ для принятия решения о включении объектов в Титул капитального ремонта на соответствующий год. Таким образом, для проведения капитального ремонта объектов недвижимости, принадлежащих РФ в лице МО РФ необходимо в обязательном порядке направление в установленном порядке соответствующей заявки от заинтересованных лиц. Вместе с тем, виды работ, относящихся к текущему и капитальному ремонту, определены Постановлением Госстроя №. В Приложении № к Правилам Постановления Госстроя № приведен примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту. Так, согласно данному приложению к текущим работам относятся: ремонт и окраска фасада; устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков вентиляционных продуктов; ремонт гидроизоляции, утепления вентиляции, в то числе устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; восстановление или замена отдельных участков и элементов лестницы; установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные; установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях. С 2010г. в соответствии с приказами и директивами МО РФ с ВВО сняты все функции о обслуживанию и содержанию специализированного жилого фонда. Данные функции возложены на сторонние специализированные организации. Помимо указанного выше, следует отметить, что все работы, связанные с (техническим содержанием казарменно-жилищного фонда МО РФ, определяются централизованно, путем заключения соответствующих государственных контрактов. В частности, 19.05.2015г. между Государственным заказчиком - МО РФ, действующим от имени РФ, в лице руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» заключен Государственный контракт №-КЖФ «На оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков МО РФ и иных фондов, используемых в интересах МО РФ». Согласно которого, обязанность по производству работ, связанных с капитальным ремонтом, возлагается на АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства». Разделом 3.2 государственного контракта установлена обязанность исполнителя (ГУЖКХ) при оказании услуг принять в безвозмездное пользование у госзаказчика по договору безвозмездного пользования имущество, в том числе имущество необходимое для оказания услуг (п.ДД.ММ.ГГГГ.1), поддерживать имущество переданное по договору безвозмездного пользования в исправном состоянии (п.ДД.ММ.ГГГГ.3), вести учет объектов имущественного комплекса (п.ДД.ММ.ГГГГ.5) и осуществлять их техническое обслуживание (п.ДД.ММ.ГГГГ.6). Таким образом, ГУЖКХ не исполнены не только требования законодательства, но и обязательства, взятые этой организацией на себя по вышеуказанному договору. Необходимость капитального ремонта в многоквартирных домах №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 68, 72, 73 расположенных по адресу: <адрес> возникла, вследствие неисполнения Управляющей организации обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, в рамках договора управления. Причиной возникновения абсолютно всех дефектов является длительная эксплуатация без необходимого ремонта, что прямо указывает на неисполнение АО ЖКХ» требований законодательства (ст.161 ЖК РФ, п.10 Правил №, постановления Госстроя №), а так же договорных обязательств. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.35 ГПК РФ, МО РФ просит исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в защиту интересов неопределенного круга лиц, о понуждении к совершению определенных действий оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель соответчика ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ по доверенности Ли В.А. с требованиями не согласился с учетом доводов, изложенных в отзыве на иск согласно которым указал, что согласно п.6 Устава учреждения - Учредителем учреждения является РФ. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет МО РФ. В соответствии с п.20, 22 Устава ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом. В п.21 Устава учреждения указан исчерпывающий перечень видов деятельности, в котором отсутствует такой вид деятельности как осуществление работ по ремонту жилищного фонда МО РФ. Пунктом 27 Устава предусмотрено, что Учреждение в отношении закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества назначением имущества. Однако, Государственные задания по содержанию, текущему и капитальному ремонту объектов недвижимости находящихся у Учреждения на праве оперативного управления, МО РФ не формировались и не утверждались с периода создания и по настоящее время. Согласно п.1 ст.296 ГК РФ, абз.5 п.1 ст.216 ГК РФ, проведение текущего любо капитального ремонта объектов недвижимости находящихся в федеральной собственности не относится к Уставной деятельности Учреждения. Между МО РФ (заказчик) и ООО «Главное управление жилищным фондом» (Управляющая организация) заключен «Договор управления жилищным фондом, закрепленным за ВС РФ" от ДД.ММ.ГГГГ №- УЖФ-03. Согласно п.2.1 договора №-УЖФ-ОЗ цель договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за ВС РФ, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде. Заказчик передает Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (Приложение № к договору), а Управляющая организация по заданию Заказчика в соответствии с приложениями к Договору принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда (п.2.2). Примерный перечень работ производимых при текущем ремонте жилищного фонда изложен в Приложении № Постановления Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», который включает в себя следующие виды работ: степы и фасады- герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов (2); крыши-усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции (4); оконные и дверные заполнения- смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений (5);полы- замена, восстановление отдельных участков (8); внутренняя отделка- восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах (10); центральное отопление- установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные (11); водопровод и канализация, горячее водоснабжение- установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях (12); электроснабжение и электротехнические устройства- установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит (14). В силу п.3 ст.401 ГК РФ ремонт кровли, стен, ступенек, подвалов, полов, системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, оконных и дверных блоков является перечнем работ, относящихся к текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, который обязана производить управляющая организация. Следовательно, представленные акты осмотра технического состояния жилых домов не могут быть положены в основу исковых требований, поскольку организации, составившие данные акты не является специализированными, которые могут дать надлежащее заключение состояния объектов недвижимости. Кроме того, 12.04.2016г. заместителем МО РФ был утвержден «Регламент порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков на 2016-2017 годы, формирования Плана текущего ремонта и заявочного Плана капитального ремонта на 2017 год». В Регламенте утверждены принятые термины и определения, а также порядок формирования заявочного плана капитального ремонта. В рамках утвержденного порядка формирования заявочного плана капитального ремонта, предусматриваются следующие этапы: - по итогам весеннего осмотра на основании Актов технического состояния Районный представитель государственного заказчика (отделы (отделения)
территориальные эксплуатации и контроля за оказанием услуг, Евпаторийская КЭЧ района, Симферопольская КЭЧ района. Феодосийская КЭЧ района. Севастопольская КЭЧ района, отделы эксплуатации Центральных органов военного управления, уполномоченные в установленном порядке, проверять, подписывать и скреплять печатью Акты сдачи-приемки оказанных услуг) определяет перечень объектов материально- технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта; Районный представитель государственного заказчика формирует заявку на капитальный ремонт (приложение № к Регламенту), согласовывает с Региональным представителем исполнителя (представитель Исполнителя (сторонней специализированной организации, выполняющей работы и предоставляющей услуги в соответствии с заключенным Государственным контрактом), уполномоченный формировать, подписывать и скреплять печатью дефектные акты, локальные сметы, акты и сводные акты сдачи-приемки оказанных услуг, акты приема-передачи объектов в текущий ремонт, акты о приемке выполненных работ по текущему ремонту и сводные акты сдачи-приемки выполненных работ текущего ремонта по формам, установленным Государственными контрактами) и направляет в адрес Окружного представителя государственного заказчика (Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций военных округов, их структурные подразделения, отдел эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Северного флота. Управление эксплуатации фондов центральных органов военного управления, Эксплуатационное управление, надлежащим образом уполномоченные проверять, подписывать и скреплять печатью Сводные акты сдачи-приемки оказанных услуг, корректировочные сводные акты сдачи-приемки оказанных услуг в порядке, определенном Государственными контрактами) в срок не более 30 дней с даты проведения весеннего осмотра, определенного приказом командующего войсками военного округа: Окружной представитель государственного заказчика обобщает сведения, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает у командующего войсками военного округа и направляет в Департамент строительства МО РФ для принятия решения о включении объектов в Титул капитального ремонта;Однако, Учреждение ни Районным, ни Окружным представителем
государственного заказчика, ни Потребителем, ни (тем более) Исполнителем либо Региональным представителем исполнителя не является, в структуру Департамента строительства Минобороны России не входит. Таким образом, Учреждение не уполномочено включать объекты недвижимости находящиеся в пользовании у подведомственных организаций МО РФ в Титул капитально ремонта. На основании вышеизложенного, просит в заявленных требованиях военному прокурору гарнизона Комсомольск-на-Амуре отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "ГУЖФ" в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие и отзыв на иск, где указал, что ООО «ГУЖФ» считает подлежащими удовлетворению в полном объеме исковые требования военного прокурора к указанным ответчикам по следующим основаниям. ООО «ГУЖФ» осуществляет эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание жилого фонда МО РФ, в том числе многоквартирных жилых домов Восточного городка <адрес> на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за ВС РФ от 27.07.2015г. №-УЖФ-03. Обязанность по проведению капитального ремонта на ООО "ГУЖФ"вышеуказанным договором не возложена. Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Капитальный ремонт общедомового имущества в многоквартирном доме, в соответствии с ч.2 ст.44 ЖК РФ, проводится на основании решения собственников помещений, а в соответствии с ч.1 ст.154 ЖК РФ - за счет собственника жилищного фонда. В соответствии с ч.2 ст.44 ЖК РФ принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирном доме. Таким образом, обязанность по проведению капитального ремонта е соответствии с действующим законодательством РФ возложена на собственнике имущества и, в соответствии с ч.1 п.2 ст.154 ЖК РФ осуществляется за его счёт. На основании изложенного, считают, исковые требования военного прокуроре гарнизона Комсомольск-на-Амуре к МО РФ о понуждении ксовершению определенных действий подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "ГУЖФ".
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судом установлено.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации или прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года).
Согласно положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004г. №, а также постановлению Правительства РФ от 28ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах РФ.
Приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения МО РФ реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений МО РФ, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Во исполнение указанных нормативных документов, объекты федерального недвижимого имущества (в том числе жилой многоквартирный <адрес>, военного городка №) передан ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений».
Военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка исполнения должностными лицами МО РФ требований законодательства о сохранности федеральной собственности при содержании и обслуживании казарменно-жилищного фонда <адрес>.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного на <адрес>, выявлено следующее: кровля деформирована, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, отсутствуют карнизы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, трещины бетонных плит цоколя, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, трещины бетонных плит цоколя, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, трещины бетонных плит цоколя, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного. Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, отсутствуют карнизы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: 100 % износ кровли, отсутствуют карнизы и водосточные трубы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, цоколь разрушен, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, отсутствуют карнизы и водосточные трубы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, отсутствуют карнизы и водосточные трубы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: часть кровли уничтожена во время пожара, сгорело 3 лестничных марша, отсутствуют карнизы и водосточные трубы, целостность отмостки нарушена, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, прогнили крепления поручней лестничных клеток и ступеньки, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, 100 % износ деревянных лестничных пролетов, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети требуют замены, целостность отмостка нарушена, частично разрушен пол, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого <адрес>, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, состояние внутренних стен неудовлетворительное, цоколь и отомосток уничтожен пожаром, общедомовые инженерные сети требуют замены, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Инженерные системы и оборудование указанных жилых домов сильно изношены, в связи с чем, в подъездах отсутствует общедомовое освещение и тем самым влечет к увеличению аварийных ситуаций. Жилищный фонд <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт инженерных сетей, стен, отмосток, оконных проемов, дверных блоков, лестничных площадок, кровель, подвальных помещений.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
К жилищному фонду относятся все жилые помещения независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневременного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Граждане, юридические лица обязаны бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда; выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования (п.1.4 Правил).
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров (п.2 Правил).
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (пункт 2.1 Правил).
Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией (п.2.1.3 Правил).
Учитывая, что жилые многоквартирные дома №№, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 68, 72, 73 расположенные на <адрес> в <адрес> находятся в неудовлетворительном состоянии, не отвечают установленным требованиям, представленными в материалы дела актами осмотра подтверждается необходимость проведения капитального ремонта, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
Положениями ч.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Из содержания правовых норм, установленных пунктом 3 части 2 статьи 65, частью 2 статьи 66, пунктом 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В этой связи решение о проведении капитального ремонта общего имущества дома, а также об использовании фонда капитального ремонта относится к исключительной компетенции собственников помещений многоквартирного дома (пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что жилые многоквартирные дома № №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 68, 72, 73, расположенные на <адрес> нуждаются в капитальном ремонте.
Указанные жилые дома относятся к государственному жилищному фонду Российской Федерации, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч.12 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ (ред. от 30.12.2015г.) "Об обороне", имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, в котором закреплены его полномочия.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны России, в соответствии с назначением (подпункт 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему государственных учреждений (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»).
12.04.2016г. зам.Министра обороны РФ утвержден Регламент порядка проведения весенних (осенних) осмотров военных городков на 2016-2017г.г., формирования Плана текущего ремонта и заявочного Плана капитального ремонта на 2017г., где из раздела V следует, что районный представитель государственного заказчика формирует заявку на капитальный ремонт, согласовывает с Региональным представителем исполнителя и направляет в адрес окружного представителя государственного заказчика в срок не более 30 дней с даты проведения весеннего осмотра, определенного приказом командующего войсками военного округа (п.2). окружной представитель государственного заказчика обобщает сведения, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает у командующего войсками округа и направляет в Департамент строительства МО РФ для принятия решения о включении объектов в Титул капитального ремонта на 2017г. (п.3).
27.07.2015г. между МО РФ и ООО "ГУЖФ" заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за ВС РФ" №-УЖФ-03 для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за ВС РФ, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде. Обязанность по проведению капитального ремонта на ООО "ГУЖФ" вышеуказанным договором не возложена.
В соответствии со ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Статья 310 ГК РФ не допускает односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.
Согласно ст.401 ГК РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п.1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст.216 применяемого Кодекса), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Как установлено судом собственником вышеуказанного казарменного фонда МО РФ в настоящее время является МО РФ в лице ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ. Несмотря на указание в документах о необходимости проведения работ по техническому и капитальному ремонту в жилых многоквартирных домах №№, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 68, 72, 73 расположенных на <адрес> в <адрес>, данные работы до настоящего времени не проведены, что в свою очередь создает опасность к причинению вреда жизни и здоровья военнослужащим и гражданскому персоналу МО РФ, а также причинению вреда имуществу МО РФ.
Таким образом, суд полагает требования прокурора к ответчикам Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ о возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, суд считает необходимым обязать МО РФ, ФГКУ "ДВ ТУИО" МО РФ организовать проведение капитального ремонта кровли, стен, ступенек, подвалов, полов, системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, оконных и дверных блоков жилых многоквартирных домов №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 68, 72, 73, расположенных на <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации организовать проведение капитального ремонта кровли, стен, ступенек, подвалов, полов, системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, оконных и дверных блоков жилых многоквартирных домов №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 68, 72, 73, расположенных на <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме вынесено 29.12.2016 года.
Судья (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна, судья Т.В. Брязгунова
Подлинник решения подшит в дело № 2-3553/2016 и находится в Кировском районном суде <адрес>
Секретарь судебного заседания А.А. Акульшина