Шадринский районный суд
г.Шадринск, ул. Советская, 75а Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Шадринского районного суда Курганской области Шадрина Елена Юрьевна,
рассмотрев в городе Шадринске Курганской области
17 сентября 2020 года
материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Закрытого акционерного общества «Универмаг», юридический адрес: г.Шадринск, ул.Комсомольская, 15, ИНН 4502000940, ОГРН 1024501204430, не привлекавшегося ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
установил:
27 марта 2020г. заместителем Шадринского межрайонного прокурора Казеевым М.Х. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Универмаг».
Из постановления следует, что в период с 18.02.2020г. по 04.03.2020г. прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области охраны объектов культурного наследия со стороны ЗАО «Универмаг», расположенного по адресу: Курганская область, г.Шадринск, ул.Комсомольская, 15. В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по указанному адресу расположено здание универмага, принадлежащее на праве собственности ЗАО «Универмаг». На соседнем земельном участке с кадастровым номером №, граничащем (непосредственно связанным) с вышеуказанным участком, расположен объект культурного наследия регионального значения – «Здание благородного собрания», 1880-е гг.
Актом осмотра от 19.02.2020г. установлен факт проведения на здании универмага косметических работ по обновлению внешнего вида фасада. При этом, указанные работы осуществляются в отсутствие согласованных Управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия регионального значения в проекте проведения работ или проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия.
Данные обстоятельства не обеспечивают сохранность указанного объекта культурного наследия.
Действия ЗАО «Универмаг», по мнению прокурора, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель Шадринской межрайонной прокуратуры – помощник прокурора Сунагатуллин Э.Р. просил привлечь ЗАО «Универмаг» к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ ввиду наличия в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Полагал, что, поскольку указанные строительные работы проводятся на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, то в проектной документации на ремонт здания необходимо наличие разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Кроме того, по мнению прокурора, необходимо проведение историко-культурной экспертизы.
Представитель ЗАО «Универмаг» на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, судебная повестка вернулась в суд в связи с истечением срока хранения.
На основании ч.3 ст.25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя юридического лица.
Судом из материалов дела установлено следующее.
04.02.2020г. зам.Главы Администрации г.Шадринска "ДВГ" в адрес Шадринской межрайонной прокуратуры направлена информация для проверки законности работ по отделке фасада, проводимых в отношении объекта ЗАО «Универмаг», расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Комсомольская, 15, и принятия мер прокурорского реагирования, поскольку КСиА не давало согласия на осуществление ремонта здания (л.д...).
16.12.2019г. директор ЗАО «Универмаг» "ЛМА" обратился с заявлением к Главе г.Шадринска о согласовании эскиза фасада здания с применением алюминиевой композитной плиты (л.д....).
Из акта осмотра от 19.02.2020г., составленного помощником прокурора, следует, что на объекте ЗАО «Универмаг» ведутся косметические работы и обновление внешнего вида фасада (л.д....).
Из ответа начальника управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области от 11.03.2020г. следует, что ЗАО «Универмаг» по вопросу согласования раздела проекта по обеспечению сохранности объекта культурного наследия «Здание благородного собрания» (г.Шадринск, ул.Ленина, 117) при проведении ремонта здания по ул.Комсомольской, 15 в г.Шадринске, расположенном на земельном участке, непосредственно связанным с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, не обращалось (л.д....).
Согласно выписке из ЕГРН от 27.01.2020г., здание ЗАО «Универмаг» расположено по адресу: г.Шадринск, ул.Комсомольская, 15, имеет кадастровый номер №, земельный участок имеет кадастровый номер № (л.д....).
На обращение "ЛМА". в Администрацию города Шадринска о согласовании эскиза фасада здания заместителем Главы г.Шадринска дан ответ о не согласовании представленного варианта отделки фасада в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Шадринска здание Универмага находится в Центральном историко-культурном заповедном районе. Кроме того, необходимо согласование строительных и иных работ на земельном участке с Управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области (л.д....).
Из письма начальника управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области "ССИ". № от 11.03.2020г., направленного директору ЗАО «Универмаг» "ЛМА"., следует, что Федеральным законом №73-ФЗ не предусмотрено полномочие органов охраны объектов культурного наследия по согласованию проведения ремонтных и иных работ на зданиях, не являющихся объектами культурного наследия. Проведение работ по ремонту фасада здания, расположенного по ул.Комсомольская, 15 в г.Шадринске, не являющимся объектом культурного наследия либо выявленным объектом культурного наследия, не требует согласования с управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области. Организацию и проведение ремонта указанного здания необходимо осуществлять в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Шадринска, утвержденными решением Шадринской городской Думы от 19.02.2019г. №406, а также в соответствии с Правилами благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Шадринск, утвержденными решением Шадринской городской Думы от 26.10.2017г. №262 (л.д....).
Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 23.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Согласно ч.2 изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Часть 3 предусматривает, что строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст.30 Федерального закона №73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются:
выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр;
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Универмаг», основанием к этому послужило нарушение, по мнению прокурора, требований ч.ч.1,3 ст.36 Федерального закона №73-ФЗ, поскольку косметические работы по обновлению внешнего вида фасада здания «Универмаг» ведутся в отсутствие согласованных Управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области обязательных разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия регионального значения в проекте проведения работ или проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия регионального значения «Здание благородного собрания», находящийся на земельном участке с кадастровым номером 45:26:070617:10, который граничит с земельным участком с кадастровым номером 45:26:6070617:5, на котором находится здание «Универмага».
В судебном заседании представитель Шадринской межрайонной прокуратуры Сунагатуллин Э.Р. не оспаривал проведение косметического ремонта фасада здания «Универмага» и полагал, что, поскольку указанные строительные работы проводятся на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, то в проектной документации на ремонт здания необходимо наличие разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Кроме того, по мнению прокурора, необходимо проведение историко-культурной экспертизы.
Суд, оценивая доводы прокурора, анализируя материалы дела об административном правонарушении, пришел к выводу о их несостоятельности по следующим основаниям.
Здание ЗАО «Универмаг» не находится в охранной зоне объекта культурного наследия – «Здания благородного собрания», расположенного на земельном участке, граничащем с земельным участком, на котором находится здание «Универмага». Проведение косметических работа на фасаде здания не свидетельствует о ведении указанных работ на земельном участке. Таким образом, положения части 3 статьи 36 Федерального закона №73-ФЗ, в соответствии с которой строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия, к данному объекту недвижимости не могут быть применены.
Согласно ч.1 ст.31 Федерального закона 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Заявляя о необходимости проведения историко-культурной экспертизы перед началом ремонтных работ, прокурор в судебном заседании не представил доказательств того, каким образом проведение ремонта фасада здания «Универмага» может оказать какое-либо воздействие на объект культурного наследия.
Статьей 30 Федерального закона 73-ФЗ определены объекты историко-культурной экспертизы, к которым здание «Универмага» не относится.
Кроме того, при решении вопроса о наличии в действиях ЗАО «Универмаг» состава административного правонарушения суд учитывает, что, как следует из ответа начальника управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области "ССИ". № от 26.03.2020г., направленного директору ЗАО «Универмаг» "ЛМА"., Федеральным законом №73-ФЗ не предусмотрено полномочие органов охраны объектов культурного наследия по согласованию проведения ремонтных и иных работ на зданиях, не являющихся объектами культурного наследия. Проведение работ по ремонту фасада здания, расположенного по ул.Комсомольская, 15 в г.Шадринске, не являющимся объектом культурного наследия либо выявленным объектом культурного наследия, не требует согласования с управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области. Организацию и проведение ремонта указанного здания необходимо осуществлять в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Шадринска, утвержденными решением Шадринской городской Думы от 19.02.2019г. №406, а также в соответствии с Правилами благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Шадринск, утвержденными решением Шадринской городской Думы от 26.10.2017г. №262
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ЗАО «Универмаг» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, что на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст.29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Универмаг» на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Судья Е.Ю.Шадрина