Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-48/2012 от 29.11.2012

РЕШЕНИЕ

г. Зима                            

07 декабря 2012 г.        Дело № 12-48/2012

Судья Зиминского городского суда Иркутской области Горбунова О.В., рассмотрев жалобу администрации Зиминского городского муниципального образования на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.11.2012 г., вынесенное Главным государственным инспектором г. Зимы и Зиминского района по использованию и охране земель, начальником Зиминского отдела Управления Россреестра по Иркутской области Лыловой И.Г.,

УСТАНОВИЛА:

29 октября 2012 г. ведущим специалистом комитета по управлению имуществом администрации Зиминского городского муниципального образования Панфиловой Н.В. Н., в порядке осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с п.п. 1,2 ст. 72 Земельного Кодекса РФ на основании распоряжения администрации Зиминского городского муниципального образования от 01.10.2012 г. № 386 была проведена проверка соблюдения земельного законодательства по адресу: **, по результатам которой был оформлен акт от *

Из акта проверки от * следует. что на земельном участке, расположенном по адресу: ** находится жилой дом и надворные постройки. Собственником жилого дома является М.Н.Н. Земельный участок, расположенный по этому же адресу используется М.Н.Н. без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, в связи с чем, по мнению органа муниципального контроля, обнаружены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ- использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов на землю.

Акт проверки соблюдения земельного законодательства от * с приложенными к нему документами был направлен для рассмотрения и принятия решения в Зиминский отдел Управления Россреестра по Иркутской области.

* Главным государственным инспектором г. Зимы и Зиминского района по использованию и охране земель, начальником Зиминского отдела Управления Россреестра по Иркутской области Лыловой И.Г. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Маршалко Н.Н. по факту использования ею земельного участка, расположенного по адресу: **, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении должностное лицо указало, что на момент проверки у М.Н.Н. имелся правоустанавливающий документ- свидетельство о праве на наследство по завещанию от * Государственная регистрация права на жилой дом осуществлена *, о чем в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись за . Наличие у М.Н.Н. свидетельства о праве на наследство по завещанию на жилой дом, расположенный по адресу: ** является основанием возникновения права на земельный участок, расположенный по данному адресу. При указанных обстоятельствах отсутствие у М.Н.Н. документов на земельный участок не может рассматриваться как его самовольное занятие или использование без оформленных в установленном порядке документов на землю, так как в соответствии с ч.1 ст. 35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.11.2012 г. была получена администрацией Зиминского городского муниципального образования 20.11.2012 г.

29.11.2012 г. от администрации Зиминского городского муниципального образования поступила жалоба на вышеуказанное определение от 07.11.2012 г., в которой ставится вопрос об отмене данного определения.

В обоснование жалобы указано, что в порядке осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с пп. 1, 2 ст. 72 Земельного Кодекса Российской Федерации и планом проведения проверок в отношении лиц, не являющихся юридическими и индивидуальными предпринимателями на 4 квартал 2012 г., утвержденного распоряжением мэра Зиминского городского муниципального образования № 386 от 01.10.2012 г. была проведена проверка земельного участка, расположенного по адресу: **, используемого М.Н.Н. В результате проверки были установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1. КоАП РФ, о чем 29.10.2012 г. был составлен Акт проверки соблюдения земельного законодательства в отношении лиц, не являющихся юридическими, и индивидуальными предпринимателями (далее - Акт). 02.11.2012 вышеуказанный Акт был направлен в Зиминский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области для рассмотрения и привлечения нарушителя земельного законодательства к административной ответственности. 20.11.2012 г. в Администрацию Зиминского городского муниципального образования поступило определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.11.2012 г. Вышеуказанное определение является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Причиной отказа в возбуждении дела об административном правонарушении является ссылка на ч. 1 ст. 35 Земельного Кодекса РФ, согласно которой отсутствие документов на право пользование земельным участком при наличии правоустанавливающих документов на строение не может рассматриваться как его самовольное занятие и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, и, следовательно, не образует состава земельного правонарушения. Данный вывод не может быть признан обоснованным, так как объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ст. 7.1. КоАП РФ состоит из трех самостоятельных составов правонарушения: - самовольное занятие земельного участка; -использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов; - использование без документов, разрешающих осуществление хозяйственной
деятельности. Примерный перечень правоустанавливающих документов на земельный участок приведен в ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Такие документы должны соответствовать законодательству, которое действовало на момент их составления в месте расположения земельного участка. В них должен быть указан правообладатель, вид права на землю, а также описание земельного участка, позволяющее однозначно истолковать и затем идентифицировать конкретный участок земли. Правоустанавливающими документами на земельные участки являются: договоры и акты приема-передачи к ним (купля-продажа, дарение, мена,
приватизация и др.); решения судов, вступившие в законную силу (в том числе мировое соглашение, утвержденное судом); свидетельства о праве на наследство; решения, постановления, распоряжения, акты органов государственной власти
или органов местного самоуправления (их должностных лиц) о предоставлении
(выделении) земельных участков. При проведении проверки земельного участка, расположенного по адресу: ** ни один из перечисленных документов представлен не был, следовательно, землепользователь- М.Н.Н. осуществляет владение и пользование земельным участком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, что является объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 7.1. КоАП РФ. Кроме того, в кадастровой выписке о земельном участке от * указано, что сведения о регистрации прав на земельный участок отсутствуют.

В судебном заседании представитель Администрации Зиминского городского муниципального образования Ш.В.С., действующий на основании доверенности от *, поддержал требование об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.11.2012 г., приведя доводы, изложенные в жалобе.

Главный государственный инспектор г. Зимы и Зиминского района по использованию и охране земель, начальник Зиминского отдела Управления Россреестра по Иркутской области Лылова И.Г. просила отказать в удовлетворении жалобы, полагая, что вынесенное ею определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.11.2012 г. является законным и обоснованным.

Проверив материал, представленный должностным лицом, судебный материал по жалобе администрации Зиминского городского муниципального образования, проанализировав доводы жалобы, выслушав представителя администрации Зиминского городского муниципального образования Ш.В.С., главного государственного инспектора г. Зимы и Зиминского района по использованию и охране земель, начальника Зиминского отдела Управления Россреестра по Иркутской области Лылову И.Г., свидетеля М.Н.Н., нахожу состоявшееся определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматриваю.

Согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении выносится мотивированное определение. Данное требование закона должностным лицом соблюдено.

В судебном заседании при рассмотрении жалобы установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: ** находится жилой дом и надворные постройки. Собственником жилого дома является М.Н.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от * Государственная регистрация права на жилой дом осуществлена * Правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлены.

Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Предметом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Земельного Кодекса РФ являются земельные участки.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Порядок определения границ земельного участка установлен Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с пунктом 7 статьи 38 названного Закона - местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Органом муниципального контроля не установлены точные размеры и границы земельного участка, якобы используемого М.Н.Н. без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. В акте проверки от * площадь земельного участка, расположенного по адресу: **, якобы используемого М.Н.Н. без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов не указана. В схеме предварительного согласования места размещения, являющейся приложением к акту от * площадь вышеуказанного земельного участка- 937 кв.м. В плане земельного участка указана площадь- 1211,8 кв.м. В кадастровой выписке о земельном участке от * , выданной ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области указано, что граница земельного участка, расположенного по адресу: ** в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена; площадь- 1212 кв.м.

Таким образом. органом муниципального земельного контроля не предоставлены данные, позволяющие определенно установить земельный участок и его идентифицирующие признаки.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ образуют такие самостоятельные противоправные деяния как самовольное занятие земельного участка и использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, когда законодательством установлена необходимость их получения.

Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

Следовательно, если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит определенно выраженного предписания об обязательном оформлении наследником правоустанавливающих документов на земельный участок, не ограничивает сроком их получения.

Кроме того, согласно ч.1 и ч.2 ст. 35 Земельного Кодекса РФ- при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с ч. 3 статьи 33 настоящего Кодекса, согласно которой предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Таким образом, в границы земельного участка, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение ( в том числе и на жилой дом) должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования. В соответствии с ч.1 ст. 33 Земельного Кодекса РФ - предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Следовательно, определение размера части земельного участка, права на которую возникают при переходе права собственности на объект недвижимости, возможно только индивидуально в каждом конкретном случае с учетом различных обстоятельств.

В материалах, предоставленных органом муниципального земельного контроля главному государственному инспектору ** и ** по использованию и охране земель отсутствуют доказательства того, что площадь земельного участка, расположенного по адресу: **, занятая жилым домом и необходимая для его использования больше размера, определяемого в соответствии с ч. 3 ст. 33 Земельного Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 25 Земельного Кодекса РФ, ст. 131 ГК РФ - права на земельные участки, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 ст. 1152 ГК РФ).

Следовательно, право собственности М.Н.Н. на жилой дом, расположенный по адресу: **, а следовательно и право на использование части земельного участка, занятого этим домом и необходимой для его использования возникло у последней со дня открытия наследства. Оформление правоустанавливающих документов на земельный участок является правом, а не обязанностью М.Н.Н.

При таких обстоятельствах определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении за отсутствием события административного правонарушения от *, вынесенное Главным государственным инспектором г. Зимы и Зиминского района по использованию и охране земель Лыловой И.Г., является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛА:

определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от *, вынесенное Главным государственным инспектором г. Зимы и Зиминского района по использованию и охране земель, начальником Зиминского отдела Управления Россреестра по Иркутской области Лыловой И.Г.- оставить без изменения, а жалобу администрации Зиминского городского муниципального образования- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано администрацией Зиминского городского муниципального образования и должностным лицом, вынесшим определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении либо опротестовано прокурором в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд в течение десяти дней.

Судья                                                 О.В.Горбунова

12-48/2012

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Зиминский отдел Управления Росреестра, Маршалко Н.Н.
Другие
Администрация ЗГМО
Суд
Зиминский городской суд Иркутской области
Судья
Горбунова О. В.
Дело на странице суда
ziminsky--irk.sudrf.ru
29.11.2012Материалы переданы в производство судье
06.12.2012Судебное заседание
07.12.2012Судебное заседание
10.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2012Дело оформлено
24.01.2013Вступило в законную силу
04.02.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее