№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2018 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Копина С.А.,
с участием прокурора Шлямина А.А.,
представителя административного ответчика - Главы администрации Кривецкого сельского поселения Мицуро Л.Л.
при секретаре Ипатовой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Пудожского района РК в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кривецкого сельского поселения о признании бездействия незаконным и обязании совершения определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился прокурор Пудожского района РК, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в котором указал, что 25.06.2018 года в прокуратуру Пудожского района поступило поручение прокуратуры Республики Карелия о нарушении законодательства в сфере подготовки и проведения муниципальных выборов. В ходе проведенной проверки установлено, что по состоянию на истекший период 2018 администрацией Кривецкого сельского поселения не произведено финансирование выборов депутатов Совета Кривецкого сельского поселения согласно смете расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Совета Кривецкого сельского поселения в размере 296800,00 руб. Советом Кривецкого сельского поселения издано решение от 20.06.2018 № 124 «О назначении выборов главы Кривецкого сельского поселения», № 125 «О назначении выборов депутатов Совета Кривецкого сельского поселения», согласно которым дата выборов назначена на 9 сентября 2018 года. Указанное решение опубликовано (обнародовано) в Вестнике Кривецкого сельского поселения № 11 (160). Ранее Территориальной избирательной комиссией Пудожского района направлено обращение к Главе Кривецкого сельского поселения № 49 от 01.11.2017 о необходимости предусмотреть средства в бюджете на 2018 для расходов на муниципальные выборы, приложена смета расходов денежных средств на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета Кривецкого сельского поселения на общую сумму 296800,00 руб. Однако, по состоянию на истекший период 2018г. администрацией Кривецкого сельского поселения профинансировано всего 11775,00 рублей. Председателем Территориальной избирательной комиссии Пудожского района РК в администрацию Кривецкого сельского поселения направлено письмо о необходимости перечисления денежных средств на счет Территориальной избирательной комиссии Пудожского района РК согласно ранее направленной смете на подготовку и проведение муниципальных выборов депутатов представительных органов. До настоящего времени денежные средства в указанном объеме не перечислены. Согласно объяснениям главы Кривецкого сельского поселения в бюджете отсутствует статья расходов на организацию и проведение муниципальных выборов, денежные средства были израсходованы на софинансирование программы поддержки местных инициатив. В связи с этим, ссылаясь на требования ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ЗРК «О муниципальных выборах в Республики Карелия» прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Кривецкого сельского поселения, выразившееся в отсутствии финансировании на проведение муниципальных выборов главы Кривецкого сельского поселения, депутатов Совета Кривецкого сельского поселения и неисполнении обязанности по перечислению средств местного бюджета на подготовку и проведение муниципальных выборов главы Кривецкого сельского поселения, депутатов Совета Кривецкого сельского поселения, которые должны состоятся 09 сентября 2018г.; обязать администрацию Кривецкого сельского поселения обеспечить финансирование деятельности по подготовке и проведению выборов главы Кривецкого сельского поселения, депутатов Совета Кривецкого сельского поселения в объеме 296800,00 руб., согласно смете расходов № 49 от 01.11.2017 на счет Территориальной избирательной комиссии Пудожского района РК.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что нарушение законодательства, допущенные административным ответчиком, нарушают конституционные права граждан на участие в выборах и должны быть устранены. Просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Глава администрации Кривецкого сельского поселения Мицуро Л.Л. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время в бюджете отсутствуют необходимые денежные средства для перчисления в ТИК. Вместе с тем, согласно заверений администрации Пудожского муниципального района РК указанные средства будут перечислены в бюджет поселения из муниципального района до 10 августа 2018 года.
Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Пудожского района в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав прокурора, стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В силу положений п.6 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии со ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.2002г. (далее – Закон) данным Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
В пункте 11 ст.2 этого же Закона установлено, что под гарантиями избирательных прав и права на участие в референдуме понимаются установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
В соответствии с п.1 ст.24 Закона избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
Согласно пп. «е» п.10 ст. 24 Закона к полномочиям избирательной комиссии муниципального образования Законом отнесены в том числе: осуществление на территории муниципального образования мер по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределение выделенных из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирование целевого использования указанных средств.
Аналогичные положения содержаться в законе Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия".
Статьей 57 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 41 ЗРК «О муниципальных в республики Карелия», расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
При этом, главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования.
Порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов устанавливаются Законом Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» №683-ЗРК от 27.06.2003г.
Статьей 41 названного Закона, расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов и глав муниципального образования, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета Республики Карелия и (или) местного бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов бюджета Республики Карелия и (или) местного бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Таким образом, финансирование муниципальных выборов на территории МО «Кривецкое сельское поселение» должно осуществляться именно за счет и в рамках бюджета данного поселения.
Отчеты избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы представляются в представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.
Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности комиссий, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка.
В силу положений п. 1.2 и п. 1.4. «Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета и отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Республики Карелия (местного бюджета) ЦИК РК, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума», утвержденной Постановлением ЦИК РК от 09.06.2016 г. № 114/745-5 (в ред. постановления ЦИК РК от 14.06.2018 № 52/452-6), расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Республике Карелия, местного референдума, в том числе на подготовку и проведение повторного голосования, производятся за счет средств местного бюджета, выделяемых территориальным избирательным комиссиям (избирательным комиссиям муниципальных образований - ИКМО), а также за счет неизрасходованных средств, ранее выделенных на финансирование муниципальных выборов, местных референдумов. Финансовый орган муниципального образования в соответствии с Законом Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия», а также в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью местного бюджета, перечисляет денежные средства местного бюджета на счет территориальной избирательной комиссии (ИКМО), открытый в Отделении-НБ Республика Карелия, а в случае отсутствия в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия учреждения Отделения-НБ Республика Карелия, - в филиале публичного акционерного общества «Сбербанк России». Учет этих средств осуществляется на балансовом счете № 40206 «Средства, выделенные из местных бюджетов», открытом территориальной избирательной комиссии (ИКМО). Финансовый орган муниципального образования перечисляет территориальной избирательной комиссии (ИКМО) денежные средства на подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, референдума.
Судом установлено, что Советом Кривецкого сельского поселения изданы решения от 20.06.2018 № 124 «О назначении выборов главы Кривецкого сельского поселения», № 125 «О назначении выборов депутатов Совета Кривецкого сельского поселения», согласно которым дата выборов назначена на 9 сентября 2018 года. Указанное решение опубликовано (обнародовано) в Вестнике Кривецкого сельского поселения от 20.06.2018 г. № 11 (160).
Территориальной избирательной комиссией Пудожского муниципального района разработана смета расходов № 49 от 01.11.2017 г. на подготовку и проведение муниципальных выборов главы и депутатов Совета сельского поселения, которые состоятся 09 сентября 2018 года. Согласно смете общее количество расходов на подготовку и проведение выборов составляет 296800 руб. 00 коп.
Председателем территориальной избирательной комиссии Пудожского района в администрацию Кривецкого сельского поселения направлено письмо о необходимости перечисления денежных средств на счет территориальной избирательной комиссии согласно ранее направленной смете на подготовку и проведение муниципальных выборов главы и депутатов Совета сельского поселения.
Несмотря на вышеизложенное, по состоянию истекший период 2018 года администрацией Кривецкого сельского поселения на счет территориальной избирательной комиссии Пудожского района денежные средства перечислены в объеме 11775,00 рублей..
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации Кривецкого сельского поселения, выразившееся в ненадлежащем финансировании подготовки и проведения выборов главы и депутатов Совета Кривецкого сельского поселения, является незаконным, поскольку ставит под угрозу реализацию гарантированного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В свою очередь, всеобщее избирательное право является одним из основных конституционных принципов участия граждан в выборах. Данный принцип означает, что избирательными правами может пользоваться широкий круг граждан. Федеральный закон устанавливает недопустимость ограничения избирательных прав граждан в зависимости от каких-либо обстоятельств.
В соответствии с положениями п.5 ч.1 ст. 17, ч.1 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации и материально-техническому обеспечению подготовки и проведения муниципальных выборов. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
На основании ч. 14 ст. 11 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683- ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия" органы местного самоуправления обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч. 5, 11 ст. 11 Закона).
При этом, отсутствие в бюджете финансовых средств, либо отсутствие механизма их перечисления, по мнению суда, не может быть поставлена в зависимость от декларированных Конституции РФ прав граждан избирать и быть избранными.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пудожского района РК, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кривецкого сельского поселения, выразившееся в ненадлежащем финансирования на проведение муниципальных выборов главы Кривецкого сельского поселения, депутатов Совета Кривецкого сельского поселения и неисполнении обязанности по перечислению средств местного бюджета на подготовку и проведение муниципальных выборов главы Кривецкого сельского поселения, депутатов Совета Кривецкого сельского поселения, которые должны состоятся 09 сентября 2018 г.
Обязать администрацию Кривецкого сельского поселения обеспечить финансирование деятельности по подготовке и проведению выборов главы Кривецкого сельского поселения, депутатов Совета Кривецкого сельского поселения в объеме 296800 рублей 00 коп. согласно смете расходов № 49 от 01.11.2017 на счет Территориальной избирательной комиссии Пудожского района РК.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения..
Мотивированное решение изготовлено 20.07.2018 года.
Судья Копин С.А.