Решение по делу № 12-300/2014 от 15.07.2014

Дело № 12-300/2014

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

04 августа 2014 года, г.Пермь,

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Файзрахманова Л.А., при секретаре Сергеевой А.В., с участием:

представителя, лица привлекаемого к административной ответственности – Лаптевой Н.Н., действующей на основании доверенности,

представителей Управления Росприроднадзора по Пермскому краю – Антонова А.А., Огурцовой Д.А., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев жалобу Маркидонова В.Г. на постановление от Дата вынесенное в отношении него Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ,

установил:

Постановлением Государственного инспектора РФ по охране природы по Пермскому краюю от Дата Маркидонов В.Г. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере ... руб.

В жалобе Маркидонов В.Г. просит признать постановление от Дата незаконным подлежащим отмене, поскольку исследование показателей загрязнения атмосферы не производилось, данные показателей не исследовались, в связи с чем, считает, что выброс ЗАО «...» вредных веществ не доказан. Материалы административного дела не содержат сведений о том, выброс каких вредных веществ и в каких количествах и (или) концентрациях производится ЗАО «...», и доказательств данных сведений.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении жалобы настаивала, доводы, изложенные в ней, подтвердила. Так же просит суд при разрешении жалобы, учесть материальное положение Маркидонова В.Г. и снизить размер административного штрафа.

Представители Управления Росприроднадзора по Пермскому краю в судебном заседании, просят признать жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению. Доводы, изложенные в жалобе, полностью опровергаются материалами административного дела.

Заслушав пояснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее по тексту - Закон N 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) приведено понятие "загрязняющее вещество", под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. При этом понятие "вредное вещество" в указанном законе не установлено. Такое понятие приведено в статье 1 Закона N 96-ФЗ. В частности, под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, содержащихся в атмосферном воздухе и оказывающих в определенных концентрациях вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Для получения разрешения согласно статье 22 Закона N 96-ФЗ индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 N 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее по тексту - Порядок). Этот Порядок применяется, в том числе, при утверждении предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.

Согласно указанному Порядку (пункты 6, 7, 8) к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

В силу пункта 7 Порядка государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к данному Приказу (далее по тексту - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка.

Пунктом 8 Порядка установлено, что Перечень загрязняющих веществ утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 10 лет и подлежит пересмотру по истечении установленного срока, или не позднее 1 года после вступления в силу международных обязательств Российской Федерации в области охраны окружающей среды, требующих принятия мер государственного регулирования в отношении загрязняющих веществ, отсутствующих в Перечне загрязняющих веществ, если иное не предусмотрено международным договором, или по результатам научных исследований в области охраны окружающей среды, проведенных в установленном законодательством порядке.

Приложением N 2 к вышеуказанному Приказу Минприроды РФ от 31.12.2010 N 579 утвержден Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее - Перечень вредных (загрязняющих) веществ). В соответствии с данным Перечнем к вредным (загрязняющим) веществам относятся, в том числе, азота диоксид, углерода оксид, сажа.

Вредные (загрязняющие вещества) в отношении источников которых требуется разрешение на выброс, приведены в указанном Перечне, и включение веществ в данный Перечень, то есть признание их вредными, не обусловлено какой-либо концентрацией их в атмосферном воздухе.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным в области охраны окружающей среды органом.

Под стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следует понимать любой источник с организационным или неорганизационным выбросом вредных веществ в атмосферу, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности, объекта) индивидуального предпринимателя, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным тогда, когда лицом при осуществлении хозяйственной и иной деятельности эксплуатируются источники выбросов вредных веществ. При этом из приведенных норм не следует, что количество выбросов от данных источников должно быть таковым, чтобы их можно было квалифицировать как загрязнение.

Предельно допустимые выбросы определяются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Данные выбросы устанавливаются уже непосредственно в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В этих разрешениях определяются и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха от его загрязнения лицом, эксплуатирующим в ходе своей хозяйственной деятельности стационарные источники выбросов.

Довод Маркидонова В.Г. о неисследованности, недоказанности административным органом количества и концентрации выбрасываемых предприятием загрязняющих веществ, и факта их превышения установленных нормативов, отклоняется, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является формальным, и не зависит от количественных показателей выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Согласно Уставу ЗАО «...» основными видами деятельности Общества является осуществление всех видов строительных работ, работ по реконструкции и ремонту объектов промышленного и гражданского назначения, по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, в том числе производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных и наземных автомобильных дорог, тоннелей, подземных дорог, путепроводов, эстакад, строительство зданий и сооружений и другое.

Положением о филиале ЗАО «...» «...» установлено, что филиал осуществляет производственную деятельность на площадке, по Адрес, которая сопровождается выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, таких как железа оксид, азота диоксид, серы диоксид, углерода оксид, керосин, смесь углеводородов предельных С1-С5, пыль неорганическая, (содержание SiO2<20%) и другие, что подтверждается формой государственной статистической отчетности №2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха) за 2013 год, а также письмом филиала ЗАО «...» «...» «...» от Дата .

Основным источником выделения загрязняющих веществ являются котельная, гаражи и открытые стоянки автотранспорта, участки металлообработки, автозаправочная станция, участок деревообработки и другие.

Согласно должностной инструкции, главный инженер филиала ЗАО «...» «...», руководит разработкой мероприятий по предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов, а также осуществляет контроль за соблюдением требований природоохранных органов.

В соответствии с приказом филиала ЗАО «...» «...» от Дата на должность главного инженера назначен Маркидонов В.Г.

Дата в ... часов ... минут в ходе проведения административного расследования в отношении филиала ЗАО «...» «...» было установлено, что филиал, находящийся по Адрес, осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч.4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.

По факту нарушения требований приведенных нормативных актов в отношении главного инженера филиала ЗАО «...» «...» Маркидонова В.Г. составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 20.06.2014 должностным лицом вынесено приведенное выше постановление.

Как следует из представленных материалов, названные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе протоколом об административном правонарушении (л.д. 116) в котором имеются собственноручные объяснения Маркидонова В.Г. о подтверждении факта отсутствия разрешения; расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду филиала ЗАО «...» «...» за ... год (л.д. 1-16); сведениями об охране атмосферного воздуха за ... г. (л.д. 52), разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданное ЗАО «...» «...» Дата, сроком по Дата, письмами ЗАО «...» «...» от Дата, Дата. в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю о количественном составе выбросов за период с Дата по Дата, о начале работы по подготовке документации нормативов ПДВ, которыми должностное лицо Маркидонов В.Г. подтверждает факт отсутствия разрешения на выбросы загрязняющих веществ (л.д. 98-101) и другими материалами дела, оцененными Государственным инспектором РФ по охране природы по Пермскому краю в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Факт осуществления ЗАО «...» «...» в отсутствие специального разрешения деятельности, в результате которой выделяются вредные вещества, подлежащие обязательному государственному учету и нормированию, подтверждается материалами административного дела.

При этом, как установлено материалами дела, эксплуатация котлов непосредственно связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В связи с чем, доводы жалобы заявителя о том, что информация об инвентаризации источников выбросов, проведенная в ... году, носит справочный характер, объемы деятельности общества и количество используемого оборудования в настоящее время, снизилось, соответственно Общество не обязано получать специальное разрешение на выброс вредных веществ, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В рассматриваемом случае вина Маркидонова В.Г. выразилась в том, что он не предпринял необходимых мер для обеспечения соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, а именно при эксплуатации котельной, гаражей и открытых стоянок автотранспорта, участков металлообработки, автозаправочной станции, участка деревообработки, допустил выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности соблюдать требования законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено. Данных о том, что правонарушение совершено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, заявитель в материалы дела также не предоставил.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, судьей не установлено.

Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен. Наказание назначено должностному лицу по правилам статей 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 8.21 КоАП. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности судьей не установлено.

Нарушений норм права, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление Государственного инспектора РФ по охране природы по Пермскому краю от Дата оставить без изменения, жалобу Маркидонова В.Г. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в порядке ст.30.2 КоАП РФ.

Судья      Л.А. Файзрахманова

12-300/2014

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Маркидонов Владимир Геннадьевич
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Файзрахманова Л.А.
Статьи

КоАП: ст. 8.21 ч.1

Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
16.07.2014Материалы переданы в производство судье
16.07.2014Истребованы материалы
23.07.2014Поступили истребованные материалы
04.08.2014Судебное заседание
12.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2014Вступило в законную силу
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее