Дело №2-474/2019
Решение
именем Российской Федерации
15 августа 2019 года г.Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Киселёва Д.А.,
при секретаре Кирышевой О.В.,
с участием представителя истца - ст. помощника прокурора Солецкого района Лебедевой М.В.,
материального истца Белова А.В.,
представителя ответчика- администрации Солецкого муниципального района Кривенко Е.А.
представителя органа опеки и попечительства Чернявской Ю.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Белова А.В. к администрации Солецкого муниципального района <адрес> об обязании предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям,
установил:
<адрес>, действующий в интересах Белова А.В., обратился в суд с иском к администрации Солецкого муниципального района <адрес> об обязании предоставить Белову А.В. жилое благоустроенное помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Белов А.В. имея статус лица, оставшегося без попечения родителей в связи со смертью отца и лишением матери в отношении него родительских прав, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением. По сведениям Управления Росреестра по <адрес> Белов А.В. жилых помещений в собственности на территории <адрес> не имеет. На основании приказа Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Белов А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Просит возложить на администрацию Солецкого муниципального района <адрес> обязанность по обеспечению Белова А.В. жилым помещением в соответствии с законом.
В судебном заседании прокурор Лебедева М.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в нём.
Истец Белов А.В. поддержал исковые требования, пояснив, что в настоящее время временно проживает в Новгороде, своего жилого помещения не имеет.
Представитель ответчика администрации Солецкого муниципального района <адрес> Кривенко Е.А. против удовлетворения исковых требований не возражает, пояснив, что администрация Солецкого муниципального района не оспаривает право истца Белова А.В. на предоставление специализированного жилого помещения, тем не менее, ввиду отсутствия бюджетных средств, обеспечить истца жилым помещением в 2019 году не представляется возможным.
Представитель органов опеки и попечительства Чернявская Ю.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.
Выслушав стороны и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 109.1 Жилищного Кодекса РФ (веденной Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 8 указанного Федерального закона, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 11 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», принятого <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ № ОД, право на однократное обеспечение по месту жительства на территории <адрес> благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая составляет 28 квадратных метров, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном <адрес>, имеют, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным при наличии обстоятельств, указанных в части 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа <адрес> (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению в порядке, установленном областным законодательством, благоустроенными жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», в том числе на приобретение и (или) строительство, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения; а также предоставление лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения и заключение таких договоров на срок не более пяти лет.
В судебном заседании установлено, что Белов А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ; его матерью записана Б.Н.А., отцом - Б.В.Е. ( л.д.16).
Согласно решению Солецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18) Б.Н.А. лишена родительских прав в отношении сына Белова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно копии свидетельства о смерти (л.д.20), Б.В.Е. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии распоряжения администрации Солецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-рг (л.д.15) Белов А.В., 1999 года рождения, направлен в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-школу д. Сосновка.
Таким образом, Белов А.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) следует, что за Беловым А.В. какого-либо недвижимого имущества, в том числе и жилого помещения не числится.
Согласно сведениям МП ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), Белов А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> 09 июня 1999 года по настоящее время.
Из информации администрации Солецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14) следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирован Белов А.В. в соответствии с актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.21) и заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.22), утвержденных распоряжением Администрации Солецкого городского поселения от 26.11. 2012 №-рг «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (л.д.23), непригодно для проживания.
Согласно приказу Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11) Белов А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Основание для включения - жилое помещение непригодно для постоянного проживания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что имеет место факт нарушения требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 11 Областного закона <адрес> от 05 сентября 2014 года №618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», а именно прав Белова А.В. как лица из числа детей, оставшегося без попечения родителей. Поскольку администрацией Солецкого муниципального района до настоящего времени жилое помещение Белову А.В. не предоставлено, требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
Согласно п. 9 ч.2 ст. 333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
На основании ч.4 ст. 103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Солецкого муниципального района <адрес> предоставить Белову А.В., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям, не менее нормы предоставления площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий Д.А.Киселёв