Дело № 5-3558/2015
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Город Волжский Волгоградской области 03 сентября 2015 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Бахтеева Н.М.,
при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.1 КоАП РФ в отношении р.р..
У С Т А Н О В И Л:
"."..г. по сопроводительному письму в виде ответа на запрос за подписью начальника р.р. из отдела полиции №... Управления МВД России по городу <адрес> от "."..г. в суд во второй раз поступил протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении Фролова Д.Н. для рассмотрения.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Изучив при подготовке к рассмотрению административный материал в отношении Фролова Д.Н., считаю, что в связи с неправильным составлением протокола и ввиду его неполноты, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, которое составило протокол.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении в отношении Фролова Д.Н. вышеуказанные нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исполнены.
Ранее, 26 июня 2015 года, указанный протокол и приложенные к нему материалы уже поступали в суд и были возвращены в отдел полиции для устранения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, определения судьи 26 июня 2015 года не было исполнено в полном объеме, несмотря на то, что в них было указано на наличие существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: в протоколе об административном правонарушении указано, что данные о личности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и о документе, удостоверяющем его личность, установлены по информационной базе данных, копия документа, удостоверяющего личность Фролова Д.Н. к материалам дела не приложена, что свидетельствует о ненадлежащем установлении личности лица, привлекаемого к административной ответственности, препятствует её установлению, а также делает невозможным восполнение представленных материалов; копия протокола не была вручена лицу в отношении которого ведется производство по административному правонарушению и не направлена в его адрес, в протоколе об административном правонарушении не указано место жительства свидетелей (населенный пункт), эти сведения отсутствуют и в иных документах, что препятствует вызову свидетелей в суд для установления события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности; Фролова Д.Н. в суд для рассмотрения протокола доставлена не был.
Поскольку при повторном направлении в суд не устранены нарушения, допущенные составителем протокола об административном правонарушении, носящие существенный характер, наличие вышеуказанных недостатков протокола и неполнота представленных материалов вновь не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, при направлении в суд повторно материала по делу об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не обеспечена явка лица, привлекаемого к административной ответственности, несмотря на то, что на это было указано в определении судьи от 26 июня 2015 года, в то время как часть 1 статьи 20.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания за мелкое хулиганство в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 40).
При изложенных обстоятельствах стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Таким образом, необеспечение должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, относится к существенным недостаткам протокола об административном правонарушении, поскольку отсутствие такого лица в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией статьи Особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16 апреля 2014 года № 7-АД13-8.
При изложенных обстоятельствах при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол, в связи с недоставлением в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем назначение административного наказания в виде административного ареста, а также в связи с неправильным составлением протокола и других материалов дела, для устранения изложенных выше нарушений закона.
Руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Фролова р.р. части 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвратить в отдел полиции №... Управления МВД России по городу <адрес> для устранения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток.
Судья: