Дело № 2-9031/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2021 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кузьминой А.В.
При ведении протокола помощником судьи Фоминой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лахановой Агафьи Илларионовны к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о снятии земельного участка с кадастрового учета, исключении сведений из ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о снятии с кадастрового учета земельного участка с К№ площадью 66 кв.м. по адресу: АДРЕС и исключении из ГКН сведений о земельном участке в следующих координатах:
Точка 1 № у №
Точка 2 х № у №
Точка 3 х № у №
Точка 4 х № у №
Точка 1 х № у №
В обоснование иска указано, что Лахановой А.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 1.03.2019г. на праве собственности принадлежит земельный участок с К№ площадью 1141 кв.м. по адресу: АДРЕС В 2006г. ФИО. (.....) Администрацией Одинцовского муниципального района МО дано разрешение на оформление дополнительного земельного участка площадью 66 кв.м., к земельному участку, принадлежащему Лахановой А.И. Дополнительный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с К№. ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ. Позднее, стало известно, что процедура оформления земельного участка не была завершена. В связи с изменением процедуры по оформлению дополнительных земельных участков была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для заключения соглашения о перераспределении земель. Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района поручено предоставить в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по МО заявление о снятии с государственного кадастрового учета в отношении земельного участка 66 кв.м. с к№. В 2019г. истица обратилась в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом с заявлением о внесении изменений в постановление Администрации №2373 от 17.05.2017г., а именно заменить: «ФИО» на «Лаханова Агафья Илларионовна», однако требование удовлетворено не было. Постановлением №1655 от 13.07.2020г. была вновь утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для заключения соглашения о перераспределении земель, после чего истица обратилась в адрес Росреестра, из ответа которого следует, что обнаружено пересечение земельного участка с земельным участком с К№. В связи с тем, что у истицы имеется предусмотренное законом право на оформление дополнительного участка в порядке перераспределения к уже имеющемуся, однако отсутствует ограничение в виде пересечения с иным участком, Лаханова А.И., посчитав свои права нарушенными, обратилась в суд с данным иском.
Истица Лаханова А.И. в судебное заседание не явилась, извещена, в письменном заявлении на иске настаивала, просила дело рассмотреть без ее участия.
Представитель ответчика Администрации Одинцовского района МО в судебное заседание не явился, извещены, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не представлено. Возражений по существу иска не представили.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по МО в судебное заседание не явился, извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд в силу ст.ст.12, 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае выдела земельного участка или раздела земельного участка преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно положениям п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).
Согласно одному из принципов ведения государственного кадастра недвижимости (п. 9 ст. 4 Закона о кадастре) сведения, которые носят временный характер и внесены в государственный кадастр недвижимости, до утраты ими в установленном названным Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Статья 5 Закона о кадастре в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости и если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
Анализ положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Закона о кадастре, регулирующие основания и порядок снятия с кадастрового учета земельных участков, позволяет сделать вывод об отсутствии правового регулирования снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенные», «учтенные» по обстоятельствам, установленным при рассмотрении настоящего спора.
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», «учтенные», не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой статьи).
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что Лахановой А.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 01.03.2019г. на праве собственности принадлежит земельный участок с к№ площадью 1141 кв.м. по адресу: АДРЕС В 2006г. ФИО (.....) Администрацией Одинцовского муниципального района МО дано разрешение на оформление дополнительного земельного участка площадью 66 кв.м., к земельному участку, принадлежащему ФИО Дополнительный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с К№(л.д.13-18). ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ Позднее, стало известно, что процедура оформления земельного участка не была завершена. В связи с изменением процедуры по оформлению дополнительных земельных участков была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для заключения соглашения о перераспределении земель. Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района поручено предоставить в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по МО заявление о снятии с государственного кадастрового учета в отношении земельного участка 66 кв.м. с К№. В 2019г. истица обратилась в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом с заявлением о внесении изменений в постановление Администрации №2373 от 17.05.2017г., а именно заменить: «ФИО» на «Лаханова Агафья Илларионовна», однако требование удовлетворено не было(л.д.43-46).
Постановлением № от 13.07.2020г. была вновь утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для заключения соглашения о перераспределении земель(л.д.47-49), после чего истица обратилась в адрес Росреестра, из ответа которого следует, что обнаружено пересечение земельного участка с земельным участком с К№(л.д.50-51).
В силу ст.56 ГПК РФ доказательств опровержение доводов истца суду не представлено.
Требования истицы о снятии с кадастрового учета и исключении из ГКН сведений о земельном участке суд считает обоснованными, что достоверно подтверждается представленными по делу доказательствами.
Принимая во внимание изложенное, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Снять с кадастрового учета земельный участок с К№ площадью 66 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: АДРЕС в следующих координатах:
Точка 1 х № у №
Точка 2 х № у №
Точка 3 х № у №
Точка 4 х № у №
Точка 1 х № у №
Исключить из ГКН сведения о земельном участке с К№ площадью 66 кв.м. по адресу: АДРЕС в следующих координатах:
Точка 1 х № у №
Точка 2 х № у №
Точка 3 х № у №
Точка 4 х № у №
Точка 1 х № у №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд МО в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2021 года