Дело № 2-121/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2014 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
при секретаре Моисеевой В.Ю.,
с участием истца Беловой Н.П.,
представителя третьего лица – Администрации Пряжинского национального муниципального района Мартыновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беловой Н.П. к СНТ «Родники», Климочкину А.В. о восстановлении срока принятия наследства,
у с т а н о в и л:
Белова Н.П. обратилась в суд с данным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее брат Б., после смерти которого осталось наследственное имущество в виде дачного участка № в СНТ «Родники» <адрес>. Истица является единственной наследницей после смерти Б. Их родители А. и В. умерли в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. До настоящего времени оформить юридически свои наследственные права на указанное наследственное имущество истица не смогла по той причине, что только в ДД.ММ.ГГГГ. ей стало известно о том, что за братом закреплен участок в СНТ «Родники». Ранее брат Б. говорил, что дачный участок у него отобрали, т.к. он его своевременно не разработал, не оплачивал взносы, документов на участок не было, сам он туда не ездил. Истица считает, что срок принятия наследства пропущен ею по уважительной причине. На основании ст. ст. 1141 и 1155 ГК РФ Белова Н.П. просит суд восстановить срок принятия наследства – дачного участка № в СНТ «Родники» по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истица Белова Н.П. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснив, что о наличии у брата Б. дачного участка № в СНТ «Родники» в <адрес> узнала ДД.ММ.ГГГГ. При жизни брат пояснял, что данный участок у него изъяли. Белова Н.П. указала, что после смерти брата до лета ДД.ММ.ГГГГ на дачный участок не ездила, никаких работ там не производила, наследственное дело к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ Б. не заводилось.
От исковых требований к Климочкину А.В. о восстановлении срока принятия наследства истица Белова Н.П. отказалась. В порядке ст. ст. 39, 220 ГПК РФ судом принят отказ истца от исковых требований в части, вынесено определение о прекращении производства по делу в части исковых требований Беловой Н.П. к Климочкину А.В. о восстановлении срока принятия наследства.
Представитель третьего лица – Администрации Пряжинского национального муниципального района Мартынова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований Беловой Н.П. оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика СНТ «Родники» в судебное заседание не явился, о времени и о месте слушания дела извещен надлежащим образом, отзыва по делу не представил.
Третьи лица – нотариус Ш., представители Администрации Чалнинского сельского поселения, ГУП РК РГЦ «Недвижимость», ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Постановлению Мэрии Пряжинского района № от ДД.ММ.ГГГГ. «О закреплении земельных участков в собственность коллективу граждан садоводческого товарищества «Родники» земли садовых участков общей площадью <данные изъяты> предоставлены коллективу граждан СТ «Родники», в том числе в собственность Б. – <данные изъяты> га.
ДД.ММ.ГГГГ Б. умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ
Наследником второй очереди по закону после смерти Б. является его сестра Белова (до брака Б.) Н.П.
В силу п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями, данными в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05. 2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст. 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом.
Обосновывая свои требования в исковом заявлении, истица указывала, что ей не было известно о том, что после смерти брата осталось наследственное имущество (дачный участок в СНТ «Родники»).
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Согласно ст. 1113 Гражданского кодекса РФ наследство открывается со смертью гражданина. В силу п. 1 ст. 1114 Гражданского кодекса РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Из пояснений истицы в суде следует, что ей было известно о смерти брата Б.
Таким образом, истице стало известно об открытии наследства со смертью брата Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ
Приведенные положения закона не связывают возможность восстановления срока для принятия наследства с моментом, когда наследник узнал о наличии наследственного имущества. Обстоятельством, имеющим юридическое значение, является то, когда наследнику стало известно об открытии наследства.
Согласно разъяснениям, данным в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", отсутствие сведений о составе наследственного имущества не является уважительной причиной пропуска срока для принятия наследства.
Истицей не представлено суду доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо препятствий для выяснения обстоятельств о составе наследственного имущества, а именно: обращения в регистрирующие органы, к нотариусу и т.п.
Материалами дела не подтверждается то обстоятельство, что в течение 12 лет с момента открытия наследства истица была лишена возможности заявить о принятии наследства после смерти брата. Объективных обстоятельств, не зависящих от воли истицы, указывающих на уважительность причин пропуска ею срока для принятия наследства, в ходе судебного разбирательства не установлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования Беловой Н.П. о восстановлении срока принятия наследства удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Беловой Н.П. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Кемпинен
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено 08.04.2014г.