Дело № 2-1172/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2017 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего Бушнева В.В.
при секретаре Ивлеве В.А.
с участием:
истца Хондкарян Л.А.,
представителя истца Денейкина Р.А.,
ответчика Татанашвили Л.А.,
адвоката ответчика Татанашвили Л.А. Абрамян Р.В.,
ответчика Задорожный С.Г.,
заместителя военного прокурора
55 военной прокуратуры (гарнизона) Лосев Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Хондкарян Л.А. к Татанашвили Л.Г., Задорожный С.Г., ФГКУ «Южное региональное управление Жилищного обеспечения» МО РФ, Администрации г. Пятигорска об обеспечении права на жилище, восстановлении жилищных прав,
УСТАНОВИЛ:
Истец Хондкарян Л.А. предъявила иск к Татанашвили Л.Г., Задорожный С.Г., ФГКУ «Южное региональное управление Жилищного обеспечения» МО РФ, Администрации г. Пятигорска об обеспечении права на жилище, восстановлении жилищных прав.
В судебном заседании истец Хондкарян Л.А., а также ее представитель Денейкина Р.А., действующая на основании правомочной доверенности, исковые требования поддержали и пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ начальником УНР-330 истцу и двум ее дочерям, как семье военнослужащего, была предоставлена одна комната площадью 15 кв.м, в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, комната №, (ордер №). Площадь на каждого члена семьи составляет менее 12 кв.м.
В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Пятигорскую КЭЧ (Квартирно-Эксплуатационную часть района) с заявлением о предоставлении дополнительно для проживания комнаты №, (площадью 11,8 кв.м.) в квартире № и получила ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на право занимать комнаты № указанного общежития.
В последующем, спустя шесть месяцев, указанный ордер № от ДД.ММ.ГГГГ начальником Пятигорской КЭЧ района полковником ФИО12 был у нее изъят и аннулирован, без каких-либо объяснений.
ДД.ММ.ГГГГ она узнала, что ордер № на комнату № передали водителю УНР Задорожный С.Г. проживающему в квартире № с членами своей семьи указанного общежития.
ДД.ММ.ГГГГ начальником УНР полковником ФИО13 выдан ордер № на проживание в комнате № квартиры № общежития иностранной гражданке ФИО14, которая являлась матерью ответчицы Татанашвили Л.Г. Мать Ответчицы не являлась работником УНР. Более того ФИО14 заняла и комнату №, которую у нее изъяли и передали Задорожный С.Г., в которой ни Задорожный С.Г., ни члены его семьи, не проживали в ней ни дня.
В ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца была проведена проверка 55 военной прокуратурой (гарнизона). Из ответа на заявление ей стало известно, что в ходе проверки было установлено: ФИО14 с членами ее семьи были незаконно вселены в комнаты № и №. В дальнейшем ФИО14 приватизировала комнату №, тогда когда приватизация комнат не производилась (была запрещена) из-за того, что до конца не были оформлены документы, необходимые для передачи имущества в Муниципальную собственность. Дом являлся специализированным жилым фондом, и приватизация была запрещена. Однако ФИО14 приватизировав комнату №, получила Свидетельство о праве собственности. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 умерла.
Согласно Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ Ответчица Татанашвили Л.Г. (дочь ФИО14) является собственником комнаты № и № квартиры №. Как она стала собственником еще и комнаты № истцу не известно.
На основании изложенного, просят суд восстановить жилищные права истца на комнату № площадью 10.9 кв.м., квартиры № в доме №, расположенную по адресу <адрес>; признать ордер № выданный на комнату № кв. №, в доме №, расположенную по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Задорожный С.Г. незаконным; признать вселение, право пользование и приобретение в собственность комнат №, площадью 15.2 кв.м, и №, площадью 10.9 кв.м., квартиры №, в доме №, расположенной по адресу <адрес> ответчицей Татанашвили Л.Г. и членами ее семьи незаконной; прекратить право собственности Татанашвили Л.Г. на комнаты № и №, кв. №, в доме №, расположенной по адресу: <адрес> и считать решение суда основанием для регистрации в Федеральной Службе Государственной Регистрации, кадастра и картографии»; выселить Татанашвили Л.Г. из комнат № и №, кв. №, в доме №, расположенной по адресу: <адрес>.
В судебное заседание не явился представитель ответчика ФГКУ «Южное региональное управление Жилищного обеспечения» МО РФ, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте слушания дела, обратившись к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, а также предоставив письменные возражения относительно заявленных требований, ссылаясь на те обстоятельства, что на сегодняшний день отсутствует правовой механизм и нормативные документы, определяющие порядок постановки на учет в ФГКУ «Югрегионжилье» и обеспечения жильем «граждан-бывших членов семьи военнослужащего».
Согласно положений законодательства, члены семьи военнослужащего (в том числе и бывшие) не обладают самостоятельным правом на обеспечение жильем от военного ведомства.
Военнослужащий Нигарян не признавался нуждающимся в обеспечении жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, в том числе вместе с Хондкарян Л.А. Жилищное дело Нигарян (бывшего супруга Хондкарян Л.А.) в ФГКУ «Югрегионжилье» не передавалось.
На сегодняшний день, основания для постановки бывшей супруги военнослужащего на жилищный учет в целях обеспечения жильем от военного ведомства отсутствуют, в связи с чем обеспечение жильем гражданки Хондкарян Л.А. возможно только через органы местного самоуправления - Администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска в порядке Главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии соответствующих оснований.
В установленный срок Хондкарян Л.А. не были оспорены действия начальника Пятигорской КЭЧ района по изъятию и аннулированию у Хондкарян Л.А., ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия комнаты № кв. №, д. №, по адресу: <адрес>.
Действия начальника Пятигорской КЭЧ района по изъятию и аннулированию у Хондкарян Л.А., ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия комнаты № кв. №, д. №, по адресу: <адрес> не могут служить основанием для возникновения обязанности ФГКУ «Югрегионжилье» по обеспечению гражданки Хондкарян Л.А. жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации. Дом №, по адресу: <адрес> не является жилым помещением специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, на балансе Министерства обороны Российской Федерации не состоит.
Исковое заявление Хондкарян Л.А. не содержит указаний на конкретные нарушения ее жилищных прав, допущенные со стороны ФГКУ «Югрегионжилье».
Учитывая фактические обстоятельства дела, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, дополнительно пояснив, что истцом в соответствии со ст. 199 ГК РФ пропущен срок исковой давности, что также является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований истца.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика ФГКУ «Южное региональное управление Жилищного обеспечения» МО РФ.
Ответчик Татанашвили Л.Г., а также ее адвокат Абрамян Р.В., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, принявшие участие в судебном разбирательстве, представили письменные возражения по существу иска и пояснили, что изложенные в исковом заявлении доводы не соответствуют действительности и являются надуманными по следующим основаниям.
ФИО14 являлась служащей в/ч №.
ДД.ММ.ГГГГ между матерью Татанашвили Л.Г. - ФИО14 и Министерством Обороны РФ в лице командира в/ч №, был заключен жилищный договор, согласно которого командир войсковой части обязуется предоставить для проживания служащему и совместно проживающим с ним членам его семьи общежития по нормам и в порядке, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учётом права на дополнительную площадь.
Во исполнение условий данного договора, ДД.ММ.ГГГГ ей выдан ордер на вселение в комнату № кв. № в доме № по <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора о передаче жилья в собственность, указанная комната была приватизирована. ДД.ММ.ГГГГ УФРС по Ставропольскому краю было выдано свидетельство о государственной регистрации права №.
ДД.ММ.ГГГГ мать Татанашвили Л.Г. - ФИО14 умерла.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик получила свидетельство о праве на наследство по закону № на помещение № кв. № в доме № по <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ею получено свидетельство о государственной регистрации права №.
ДД.ММ.ГГГГ между ней и Задорожный С.Г. был заключен нотариальный договор купли-продажи комнаты № кв. № в доме № по <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права №.
Как усматривается из представленных суду документов, комната № кв. № в доме № по <адрес> в <адрес> принадлежала Задорожный С.Г. на основании решения Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ дело №.
Таким образом, доводы, изложенные истицей Хондкарян Л.А. не нашли своего подтверждения.
Истица не указывает, в чём заключается нарушение именно её жилищных прав.
Также непонятно требование о признании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Задорожный С.Г. незаконным, о признании вселения, право пользования и приобретения в собственность комнат № и №. В чём заключается «незаконность» и какие нормы закона нарушены, истица не указывает.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
На протяжении более 10 лет, истица Хондкарян Л.А. писала жалобы в различные инстанции о незаконности предоставления комнаты № и комнаты №, что свидетельствует о её информированности по этому вопросу. Более того, как следует из искового заявления, ордер № на комнату № изъяли у неё и передали Задорожный С.Г. в ДД.ММ.ГГГГ., о чём она узнала ДД.ММ.ГГГГ, то есть 13 лет назад.
Обращение в 2015 г. с заявлением в военную прокуратуру и получение соответствующего ответа в ДД.ММ.ГГГГ., не свидетельствует о неосведомлённости Хондкарян Л.А.A.
В силу ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании изложенного, просят в удовлетворении заявленных требований отказать полностью как в связи с необоснованностью, так и в связи с пропуском срока исковой давности, а также заявили ходатайство о взыскании судебных расходов в размере 40 000 рублей в виде оплаты услуг представителя.
В судебном заседании ответчик Задорожный С.Г., возражал относительно удовлетворения заявленных требований, считая их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, дополнительно пояснив, что он в соответствии с действующим законодательством вступил в право собственности на помещение № в <адрес>, расположенной в жилом доме, литер «А», по адресу: <адрес>, впоследствии, заключив договор купли-продажи, продал указанную комнату Татанашвили Л.Г., которая в настоящее время и является собственником спорного недвижимого имущества.
Помимо указанных обстоятельств, в соответствии со ст. 199 ГК РФ просит суд применить срок исковой давности, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований истца.
Представитель ответчика Администрации г. Пятигорска Григорян А.С. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, посчитав их несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, в том числе и в связи с пропущенным сроком на подачу искового заявления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства, соглашаясь с заключением заместителя военного прокурора 55 военной прокуратуры (гарнизона) Лосев Е.А., полагающего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, применив ст. 199 ГК РФ, - суд также находит заявленные исковые требований не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией, или законом.
Согласно ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством, правильность рассмотрения и разрешения гражданского дела взаимосвязана с понятием законности в гражданском судопроизводстве, поскольку предполагает, прежде всего, точное соблюдение при осуществлении правосудия норм процессуального права и полное соответствие постановления суда нормам материального права.
Согласно статье 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно с положениями ст. ст. 1, 9, 10 ГК РФ, граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора; при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом по общему правилу добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Так, согласно пунктам 1 и 2 данного Постановления № 405, установить, что военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск жилые помещения, находящиеся в обособленных военных городках при воинских частях, расположенных вне черты населенных пунктов, и в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей. В закрытых и обособленных военных городках, находящихся в ведении органов Комитета государственной безопасности СССР. предоставление жилых помещений военнослужащим этих органов производится по распоряжению руководства соответствующего органа. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ № не исключалась возможность обеспечения лиц служебного персонала Вооруженных Сил, как служебным жильем, так и жильем по найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Следовательно, во владении Министерства обороны Российской Федерации находились в военных городках не только ведомственные служебные помещения, но и ведомственные жилые помещения социального назначения, предназначенные для предоставления служебному персоналу (военнослужащие, рабочие служащие) войсковых частей для проживания.
Такой порядок и условия были установлены Советом Министров СССР еще ДД.ММ.ГГГГ в Постановлении №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения», которые действовали вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Порядок и форма заключения договора найма служебного жилого помещения и Договора найма жилого помещения в общежитии регулируется гл. 10 раздела IV ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. № 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба», Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типовых договоров найма специализированных жилых помещений», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ.
Согласно правилам предоставления жилья военнослужащим, право человека на жилище предусмотрено важнейшими международными правовыми актами, в которых закреплены основные права человека и гражданина, закрепленное право в отношении военнослужащих.
В федеральном законе «О статусе военнослужащих» в ст. 15 установлена государственная гарантия предоставления военнослужащим жилых помещений. В ч.ч. 1, 2, 3 п. 1 ст. 15 указано: «1. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях».
Конституционный правовой смысл права на служебное жилое помещений в Определении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 115-0.
Конституционный Суд РФ говорит, что Военная служба - вид государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляемый в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции. Данный вывод Конституционного Суда основан на смысле ст. 37 (часть 1) и ст. 59 Конституции РФ, во взаимосвязи со ст. 32 (ч. 4), 71 (пункт «м»), 72 (п. «б» ч. 1), и 111 (п. «д», «е»). Этот вывод подтверждается и абзацем 2 ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: «На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни». «Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение специфических задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения службы, обуславливается правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке обеспечения их жильем на основе специального законодательства и по специальным правилам» (п. 3 Определения Конституционного Суда).
Исходя из приведенных положений закона, на жилые помещения распространяется правовой режим служебного жилого помещения, при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
В ч. 1, 2, 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указан ряд наиболее важных правовых категорий, которые используются законодателем для регулирования жилищных правоотношений военнослужащих. Анализ данных категорий позволит более полно уяснить нормативно-правовое регулирование правоотношений по заключению договора найма служебного жилого помещения и найма жилого помещения в общежитии.
К указанным категориям относятся: 1 Специальный субъект правоотношений — военнослужащий; 2) совместно проживающие с военнослужащим члены его семьи; 3) служебное жилое помещение и общежитие.
В соответствие с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»: «Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими». Под военной службой согласно п. 1 ст. 2 указанного закона понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Более подробно о гражданах, имеющих статус военнослужащих, говорится в ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Согласно указанной нормы к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Практически подобным же образом раскрывается понятие «военнослужащий» в Уставе внутренней служ"бы Вооруженных Сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»).
К членам семьи военнослужащих ч. 2 п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относит супруга (супругу); несовершеннолетних детей; детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лиц, находящихся на иждивении военнослужащих. Данный перечень не является закрытым, так как в ч. 2 п. 5 ст. 2 закона под членами семьи понимаются указанные лица, «если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами».
В соответствие с Федеральном законе «О статусе военнослужащих» в ст. 15 установлена государственная гарантия предоставления военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях».
Согласно ч. 10 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» «Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются Правительством Российской Федерации».
В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером и трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений (ч.1 ст. 103). При применении данной нормы необходимо руководствоваться разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. № 2 «О практике применения судами жилищного законодательства». Так, в п. 19 указанного Постановления разъяснено: При рассмотрении исков о выселении из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения рабочих и служащих, прекративших трудовые отношения... судам необходимо проверить, включено ли в установленном порядке это помещение в число служебных, относится ли ответчик к категории работников, которым в связи с характером трудовых отношений могут быть предоставлены служебные жилые помещения». Данное правило должно применяться и при рассмотрении вопроса о выселении из жилых помещений в общежитии.
Согласно Приказу от 15 февраля 2000 г. N 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах Российской Федерации от 14.11.2002 N ВКПИ02-77, от 06.10.2004 N ВКПИ04-100, Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах Российской Федерации», Решением Верховного Суда РФ от 13.11.2003г., N ВКПИ 03-96:
В соответствии с п. 21 вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается.
Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно - эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя. При вселении несовершеннолетних детей такого разрешения не требуется.
Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей.
Материалами гражданского дела подтверждаются те обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ начальником УНР-330 Хондкарян Л.А. и двум ее дочерям в соответствии с ордером №, «как бывшей семье военнослужащего» была предоставлена комната № кв. №, д. №, по адресу: <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ Пятигорской КЭЧ района Хондкарян Л.А. был выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия дополнительно комнаты № жилого помещения по указанному адресу.
Как сообщается истцом, спустя 6 месяцев указанный ордер, выданный на имя Хондкарян Л.А. был изъят и аннулирован у Хондкарян Л.А., а ДД.ММ.ГГГГ ордер № на право занятия комнаты № был передан Задорожный С.Г.
Далее в указанную комнату № и в комнату № кв. №, д. №, по адресу: <адрес> вселена ФИО14
В настоящее время Татанашвили Л.Г. (дочь ФИО14) является собственником комнаты № вместе с комнатой № кв. №, д. №, по адресу: <адрес>, что подтверждается:
- выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной по запросу суда;
- свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №;
- договором купли-продажи комнаты № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ.
ФГКУ «Югрегионжилье» создано и осуществляет свои функции в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», является учреждением Министерства обороны Российской Федерации, структурным подразделением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, органом военного управления и, следовательно, имеет статус органа государственной власти.
В соответствии с п. 3 Приказа специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации осуществляют следующие функции:
принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях;
признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными постановлением, а также пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280;
снимают военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 14 Правил и пунктом 10 Инструкции;
принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2011 года № 1850 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512», и пунктом 16 Инструкции.
Таким образом, перечень задач, который Министр обороны РФ поставил перед вновь созданной структурой, которой является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его территориальные подразделения, четко сформулирован и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно положений ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Из буквального толкования вышеприведенного текста следует, что государство несет бремя ответственности по жилищному обеспечению самого военнослужащего и граждан, которые являются членами его семьи (а не бывших членов семьи военнослужащего).
При этом, право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти производно от права на получение жилья самого военнослужащего. Указанное означает, что члены семьи военнослужащего (в том числе и бывшие) не обладают самостоятельным правом на обеспечение жильем от военного ведомства. Данный вывод подтверждает и Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 20.10.2010 № 18-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, осуществлялся ранее жилищными комиссиями воинских частей и довольствующих КЭЧ района и документальным подтверждением принятия на учет является протокол заседания жилищной комиссии войсковой части, утвержденный командиром войсковой части.
В настоящее время уполномоченным органом по признанию нуждающимися в жилых помещениях в Южном военном округе является ФГКУ «Югрегионжилье» и документальным подтверждением признания нуждающимся в жилых помещениях является решение уполномоченного лица о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте (утв. приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285) военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий воинских частей, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами войсковых частей.
Обязательным условием получения жилого помещения является нахождение военнослужащего (вместе с членами его семьи) на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
Указанные требования предусмотрены также ныне действующей Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280. В силу положений указанной Инструкции следует, что могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях только военнослужащие и члены их семей.
На основании изложенного, суд приходит к следующим выводам:
На сегодняшний день отсутствует правовой механизм и нормативные документы, определяющие порядок постановки на учет в ФГКУ «Югрегионжилье» и обеспечения жильем «граждан-бывших членов семьи военнослужащего».
Согласно положений законодательства, члены семьи военнослужащего (в том числе и бывшие) не обладают самостоятельным правом на обеспечение жильем от военного ведомства.
Судом установлено, и подтверждено материалами гражданского дела, что военнослужащий Нигарян не признавался нуждающимся в обеспечении жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, в том числе вместе с Хондкарян Л.А. Жилищное дело Нигарян (бывшего супруга Хондкарян Л.А.) в ФГКУ «Югрегионжилье» не передавалось, данные обстоятельства подтверждены и истцом по делу в ходе судебного разбирательства.
Также судом бесспорно установлено в судебном заседании, и это обстоятельство подтверждается материалами дела, что ответчик Задорожный С.Г. являлся нанимателем квартиры №, помещение №, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, состоящей из одной комнаты, общей площадью - 10,9 квадратных метров.
В данной квартире он был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ и проживал длительное время.
Постановлением главы города Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ общежитие, расположенное по адресу: <адрес> принято в муниципальную собственность.
Решением Думы города Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ, категория использования общежитий, находящихся в муниципальной собственности города изменена и отнесена к категории жилищного фонда социального использования. Жилые дома, использовавшиеся в качестве общежитий и переданные в муниципальную собственность из состава специализированного жилищного фонда, исключены с правом нанимателей последующей приватизацией жилой площади.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, по договору найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) приобрести эти помещения в собственность.
Ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» перечисляет основания отказа в приватизации занимаемого жилья. Суду не представлено доказательств наличия таких оснований.
Ответчик Задорожный С.Г. вселился в спорную квартиру на законном основании, что не опровергается в условиях состязательности процесса истцом, согласно паспортным данным он был зарегистрирован и имел постоянное место жительство в данной квартире.
Спорная квартира расположена в жилом доме, не соответствует требованиям Положения об общежитиях, что подтверждено в ходе судебного разбирательства дела пояснениями сторон, а также письменными доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела.
Суд установил, что спорное жилое помещение использовалось ответчиком Задорожный С.Г. для проживания, утратило статус общежития. Данная квартира является отдельным жилым помещением и может быть передана бесплатно в собственность в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541- 1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам, занимающим жилые помещения по договору найма.
Данные обстоятельства послужили основанием для признания права собственности за Задорожный С.Г. на помещение № в квартире №, расположенной в жилом доме, литер «А», по адресу: <адрес> государственный учетный №, состоящую из одной комнаты, общей площадью - 10,9 квадратных метров, что подтверждается решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №.
В условиях состязательности сторон, в соответствии со ст. 55, 56, 59 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, определяет предмет доказывания, и принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что никаких материальных доказательств, в подтверждение своих доводов истцом не представлено, в виду чего требования истца не подлежат удовлетворению.
Помимо указанных обстоятельств, согласно ч. 6 ст. 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд. При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд, судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Согласно ч. 1 ст. 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2005 №109-ФЗ «О внесении изменения в статью 181 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2005), установленный статьей 181 ГК ГФ (в редакции настоящего Федерального закона) срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки применяется также к требованиям, ранее установленный Гражданским кодексом Российской Федерации срок предъявления которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, Федеральный закон от 21.07.2005 №109-ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 21.07.2005 №109-ФЗ, официально опубликован в «Российской газете», № 161 от 26.07.2005.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 № 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Из указанных положений п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 № 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» следует вывод о невозможности принудительной (судебной) защиты прав истца по истечении срока исковой давности независимо от того, имело ли место в действительности нарушение этих прав, вследствие чего исследование иных обстоятельства спора не может повлиять на характер вынесенного по делу судебного решения.
Судом установлено, что на протяжении более 10 лет, истица Хондкарян Л.А. писала жалобы в различные инстанции о незаконности предоставления комнаты № и комнаты №, что свидетельствует о её информированности по этому вопросу. Более того, как следует из искового заявления, ордер № на комнату № изъяли у неё и передали Задорожный С.Г. в ДД.ММ.ГГГГ, о чём она узнала ДД.ММ.ГГГГ, то есть 13 лет назад.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом обоснованность своих требований и необоснованность возражений ответчика, истцом суду не представлено.
Требования истца о восстановлении жилищных прав на комнату №, расположенную по адресу: <адрес>, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, ходатайства ответчиков Татанашвили Л.Г., Задорожный С.Г., представителей ответчиков Администрации г. Пятигорска, ФГКУ «Югрегионжилье», а также заместителя военного прокурора 55 военной прокуратуры (гарнизона) о применении к возникшим гражданским правоотношениям ч. 2 ст. 199 ГК РФ, в качестве самостоятельного основания для отказа истцу в иске, суд находит основанным на законе и подлежащим удовлетворению.
Следовательно, в удовлетворении заявленных истцом к ответчикам требований следует отказать в полном объеме.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные судебные расходы.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Ответчиком Татанашвили Л.Г. в судебном заседании заявлено ходатайство о возмещении судебных расходов в сумме 40 000 рублей на оплату услуг представителя, которые подтверждаются, квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенной к материалам гражданского дела.
По смыслу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, разумные пределы расходов являются оценочным понятием. Размер подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя суд определяет в каждом конкретном случае с учетом характера заявленного спора, степени сложности дела, рыночной стоимости оказанных услуг, затраченного представителем на ведение дела времени, квалификации представителя, соразмерности защищаемого права и суммы вознаграждения, а также иных факторов и обстоятельств дела.
Правильность такого подхода к определению суммы подлежащих возмещению расходов на оплату услуг представителей подтверждена Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О и от 20.10.2005 N 355-О.
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 355-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, основным критерием размера оплаты труда представителя согласно ст. 100 ГПК РФ является разумность суммы оплаты, которая предполагает, что размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права.
На основании изложенного, в виду отказа в удовлетворении заявленных требований истца, суд в соответствии с положениями ст. 100 ГПК РФ с учетом количества судебных заседаний в суде первой инстанции, продолжительности и сложности дела, его объема, руководствуясь принципом разумности и соразмерности, соблюдая баланс между правами лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о необходимости взыскания с Хондкарян Л.А. в пользу Татанашвили Л.Г. 30000 руб. в счет расходов на оплату услуг представителя, в удовлетворении требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей Татанашвили Л.Г. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Хондкарян Л.А. к Татанашвили Л.Г., Задорожный С.Г., ФГКУ «Южное региональное управление Жилищного обеспечения» МО РФ, Администрации г. Пятигорска об обеспечении права на жилище, восстановлении жилищных прав, отказать в полном объеме.
Взыскать с Хондкарян Л.А. в пользу Татанашвили Л.Г. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 (три тысяч) рублей, а в остальной части в сумме 10 000 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Бушнев В.В.