УИД RS0014-01-2021-009243-75
№2-5508/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 08 сентября 2021 года
Ленинский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Крошухиной О.В.,
при ведении протокола секретарем Баржак С.С., Леоновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рамазанова Махача Солтахановича к Управлению Росреестра по Тюменской области об обязании зарегистрировать переход права собственности, УФССП по Тюменской области об обязании снять запрещение регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Рамазанов М.С. обратился в суд с заявлением к Управлению Росреестра по <адрес> об обязании зарегистрировать переход права собственности, к УФССП по <адрес> об обязании снять запрещение регистрации, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Рамазановым М.С. и Рамазановой Э.М. в <адрес> были поданы документы в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ямало-Ненецкому автономному округу для государственной регистрации соглашения о разделе общего имущества супругов от ДД.ММ.ГГГГ. Ялуторовским отделом Управления Росреестра ДД.ММ.ГГГГ было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав № в котором было предложено устранить замечания. В связи с введением карантинных мер и заболеванием Ковид-19 указанные нарушения были устранены только ДД.ММ.ГГГГ и в адрес Ялуторовского отдела Росреестра был направлен ответ на уведомление с приложением копий соответствующих документов. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца было направлено уведомление, которое дублировало уведомление от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительно было предложено самим разбираться в вопросе снятия запрета на регистрацию жилого помещения. В связи с карантинными мероприятиями обращение в ФССП отправлялись электронной почтой, в ответ пришло сообщение, что запрет снят. В управлении Росреестра пояснили, что информации о снятии запрета не поступало. ДД.ММ.ГГГГ истцом было направлено письмо в Управление Росреестра по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в регистрации перехода права собственности, поскольку доли в праве собственности на жилое помещение уже определены, общей совместно собственности на такое имущество не возникло и не может быть разделено по соглашению между супругами. Просит обязать УФССП России по <адрес> снять запрещение регистрации в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> отношении собственников Рамазанова М.С., Рамазановой Э.М., Рамазановой (Байгишевой) К.М., обязать Управление Росреестра зарегистрировать переход <данные изъяты> доли в общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру.
Истец и третьи лица Рамазанова Э.М., Рамазанова (Байгишева) К.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (том №1, л.д.132).
Представитель ответчика Управления Росреестра по <адрес> в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (том №1, л.д. 95-98), после перерыва в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель ответчика ООО УК «СибЭнергосервис» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (том №2, л.д.79).
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Рамазанова М.С. в части требований об обязании Управления ФССП по <адрес> снять запрещение регистрации в отношении объекта недвижимости, расположенного <адрес> отношении собственников Рамазановой Эммы Махтарпашаевны, Рамазановой (Байгишевой) Камиллы Махачевны оставлено без рассмотрения.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу положений ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственного кадастрового учета предусмотрены в ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Ялуторовский отдел Управления Росреестра по <адрес> поступило заявление от Рамазанова М.С. и Рамазановой Э.М. о государственной регистрации перехода права, права общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное <адрес>: <адрес>, на основании соглашения о разделе общего имущества супругов от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> государственная регистрация была приостановлена, поскольку спорное имущество принадлежит заявителям на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> каждому на основании Договора предоставления жилья для переселения за пределы Ямало-ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ на безвозмездной основе, в связи с чем общей совместной собственности на указанное имущество не возникло. Кроме того, на государственную регистрацию не представлен документ, подтверждающий, что Рамазанов М.С. и Рамазанова Э.М. являются или являлись супругами. Также регистрирующим органом указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости в отношении жилого помещения внесена запись о государственной регистрации запрещения № на основании постановления о запрете регистрационных действий в отношении объекта недвижимости от 09.04.2019 РОСП Восточного АО г.Тюмени УФССП России по <адрес> в рамках исполнительного производства № (том №, л.д. 51-52).
В рамках заявлений на государственную регистрацию было представлено заключенное в простой письменной форме соглашение о разделе общего имущества супругов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Рамазановой Э.М. переходит право на 1/3 доли в общей собственности на объект – квартиру, расположенную <адрес>, которая принадлежит Рамазанову М.С. на основании договора о предоставлении жилья для переселения за пределы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (том №1, л.д. 17-18).
ДД.ММ.ГГГГ Рамазановым М.С. и Рамазановой Э.В. в Ялуторовский отдел Управления Росреестра по Тюменской области направлены копия постановления о снятии запрета на совершение действий по регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о расторжении брака (том №, л.д.58-59).
По результатам рассмотрения обращения Ялуторовским отделом Управления Росреестра по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ сообщено заявителям о том, что причины приостановления государственной регистрации перехода права указаны в Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением <данные изъяты> принято решение об отказе в государственной регистрации прав поскольку спорное имущество принадлежит заявителям на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> каждому на основании Договора предоставления жилья для переселения за пределы Ямало-ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ на безвозмездной основе, в связи с чем общей совместной собственности на указанное имущество не возникло (том №1, л.д. 82-83).
Оценивая правомерность принятого регистрационным органом решения об отказе государственной регистрации права, суд отмечает, что государственная регистрация и кадастровый учет недвижимого имущества осуществляются в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 21 Федерального закона N 218-ФЗ обозначены требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Так, в соответствии с требованиями, обозначенными в указанной статье, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.
В силу ч. 1 ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Согласно п. 2 ст. 38 СК РФ (в редакции действующей на момент составления соглашения, т.е. на 15.05.2014) общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, может быть нотариально удостоверено.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Рамазановым М.С. и Рамазановой Э.М заключен брак, который расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (том №1, л.д. 101).
ДД.ММ.ГГГГ между НО «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» и Рамазановым М.С., Рамазановой Э.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Байгишевой К.М., заключен договор о предоставлении жилья для переселения за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно пункту 2.1. которого Фонд безвозмездно предоставляет в собственность (общую долевую собственность) участника, а участник принимает в собственность (общую долевую собственность) квартиру, распложённую <адрес> (том 2, л.д. 15-19).
Из выписки ЕГРН следует, что собственниками указанного помещения являются Байгишева К.М. (1/3 в общей долевой собственности), Рамазанова Э.М. (1/3 в общей долевой собственности), Рамазанов М.С. (1/3 в общей долевой собственности).
Из статьи 36 СК РФ (в редакции действующей на момент составления соглашения, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ) имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Поскольку, как следует из договора о предоставлении жилья для переселения за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа, заключенного между Рамазановым М.С., Рамазановой Э.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Байгишевой К.М., спорное жилое помещение передается указанным лицам в общую долевую собственность безвозмездно, на указанный объект недвижимости режим совместной собственности не распространяется.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Вместе с тем, поскольку доли в праве на спорный объект недвижимости уже определены, режим общей совместной собственности на такое имущество не распространяется, следовательно, оно не может быть разделено на основании соглашения супругов.
При таких обстоятельствах требования искового заявления об обязании Управления Росреестра совершить государственную регистрацию перехода права собственности не подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд отказывает в удовлетворении требований истца к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в связи с тем, что указанное лицо является ненадлежащим ответчиком по делу.
Деятельность Управления, как органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
На основании ст. ст. 1, 3 Закона о регистрации Управление является органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, которые не затрагивают самого содержания права и имеют правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
В п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 указано, что к Управлению могут быть предъявлены требования в случае оспаривания решения, действия (бездействия) органа государственной власти. Решение об обязании органа государственной власти совершить определенные действия может быть принято судом только в рамках рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений, в случае признания акта, действия или решения незаконными.
Учитывая изложенное, Управление Росреестра в рассматриваемом споре не может выступать в качестве ответчика, в связи с чем требования к нему не подлежат удовлетворению и по указанным основаниям.
Статья 2 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в том числе: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
В соответствии со ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Статьей 64 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1). Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение (п. 7 ч. 1).
В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Закона об исполнительном производстве арест на имущество должника применяется, в том числе для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации.
Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества (часть 4 статьи 80 Закона).
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 42 Постановления N 50 от 17.11.2015"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий). Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определенного имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).
Порядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, которые могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства, определяется статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве.
Должностное лицо службы судебных приставов по результатам рассмотрения заявления, ходатайства выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 5 и 7 указанной статьи).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в производстве РОСП Восточного административного округа г.Тюмени УФССП России по <адрес> находилось на исполнении исполнительное производство № о взыскании задолженности по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи в пользу ООО УК «СибЭнергосервис» в размере <данные изъяты> руб., которое ДД.ММ.ГГГГ было окончено в связи с фактическим исполнением (том №2, л.д. 59).
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления судебного пристава-исполнителя РОСП Восточного административного округа г.Тюмени УФССП России по Тюменской запрет на совершение регистрационных действий в отношении 1/3 доли, принадлежащей Рамазанову М.С. в квартире, расположенной <данные изъяты>, снят, а указанное постановление направлено в Управление Росреестра по Тюменской области и поступило ДД.ММ.ГГГГ (вх.№), что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
При таких обстоятельствах, поскольку в настоящее время запрет на распоряжение имуществом снят, оснований для удовлетворения требований истца об обязании УФССП России по Тюменской области снять запрещение регистрации в отношении объекта недвижимости, расположенного <адрес> отношении собственника Рамазанова М.С. не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 100, 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Рамазанова Махача Солтахановича к Управлению Росреестра по Тюменской области об обязании зарегистрировать переход <данные изъяты> доли в общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное <адрес>, к УФССП по Тюменской области об обязании снять запрет регистрации в отношении объекта недвижимости, расположенного <адрес> отношении Рамазанова Махача Солтахановича, передать постановление о снятии запрета на совершение действий по регистрации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий судья подпись О. В.Крошухина
Мотивированное решение составлено 14.09.2021
Председательствующий судья подпись О. В.Крошухина