Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-406/2017 ~ М-164/2017 от 12.01.2017

Дело № 2-406/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пенза    10 марта 2017 года

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Жогина О.В.,

при секретаре Крюковой М.В.,

с участием прокурора Рофель И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Смирновой Г.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 к Генеральной прокуратуре РФ, прокуратуре Пензенской области о признании незаконным решения о расторжении договора найма служебного жилого помещения и признании права собственности и встречному иску прокурора Пензенской области к Смирновой Г.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Смирнова Г.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Смирновой С.С., Смирнов С.В. обратились в суд с иском к Генеральной прокуратуре РФ, прокуратуре Пензенской области о признании незаконным решения о расторжении договора найма служебного жилого помещения и признании права собственности, указав, что Смирнова Г.Н. с 01.12.1997 и ее муж ФИО4 с 11.12.1996 являются сотрудниками прокуратуры. За весь период службы в органах прокуратуры безвозмездно жилое помещение из состава приобретенных прокуратурой Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, ни Смирнова Г.Н., ни ее муж ФИО4 не получали. С 2000 года семья состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В указанный период времени Смирнова Г.Н. и члены ее семьи (муж - ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ г.р., несовершеннолетние дети: сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) проживали в однокомнатной квартире, общей площадью 37,1 кв. м (жилой площадью 19.2 кв.м) по адресу: <адрес>. Решением жилищной комиссии прокуратуры Пензенской области от 31.03.2010 ее семье предоставлено жилое помещение, состоящее из однокомнатной квартиры, общей площадью 44,1 кв. м (жилой площадью 18,9 кв.м) по <адрес> (протокол от 31.03.2010) со снятием с учёта после предоставления жилого помещения, при этом были учтены требования ч. 7 ст. 57 ЖК РФ и положения ст. 58 ЖК РФ. После получения указанной квартиры Смирнова Г.Н. снята с учёта, как нуждающаяся в улучшении жилья. Из органов прокуратуры на данный момент она уволена по собственному желанию в отставку, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет (приказ прокурора Пензенской области от 19.02.2015 -л). В настоящее время является пенсионером органов прокуратуры РФ. Данная квартира является собственностью Российской Федерации с 10 мая 2012 года на основании государственного контракта от 27.07.2010 , дата регистрации 12.08.2010, . Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и свидетельства о государственной регистрации права от 23.10.2010 года , за прокуратурой Пензенской области было зарегистрировано прав оперативного управления, на основании государственного контракта от 27.07.2010г. , дата регистрации 12.08.2010, . Назначение объекта, согласно выписке из ЕГРП, жилое. 23 августа 2010 года между Смирновой Г.Н. и прокуратурой Пензенской области был заключен договор найма служебного жилого помещения , в соответствии с которым наймодатель - прокуратура Пензенской области - передает истцу и членам ее семьи в пользование жилое помещение в связи с работой в прокуратуре Пензенской области. Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены члены ее семьи: ФИО4 - муж, ФИО8 - сын, ФИО3 - дочь. В настоящее время данный договор не расторгнут, Смирновы продолжают проживать в данном жилом помещении. На момент предоставления (2010 г.) вышеуказанной квартиры в соответствии со ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предоставление служебного жилого помещения на период службы с позиции требований Федерального закона не может рассматриваться как исполнение государством обязанности по обеспечению прокуроров отдельным жилым помещением. Спорная квартира в соответствии с требованием законодательства не отнесена к специализированному жилищному фонду. Данное жилое помещение является федеральной собственностью, в соответствующем реестре в качестве служебного жилого помещения не зарегистрировано, прокуратура Пензенской области, у которой в оперативном управлении находится спорное жильё, не наделена полномочиями органа, предусмотренного ст. 92 ЖК РФ, по включению и исключению данного жилого помещения в другой вид его назначения. Таким образом, правовой статус спорного жилого помещения не может быть определён в качестве служебного, в связи с чем, при разрешении споров необходимо применение правового режима, установленного для жилых помещений социального найма. Смирнова Г.Н. является гражданином РФ, ранее правом на приватизацию не пользовалась, обладает правом на бесплатную передачу в собственность занимаемого жилого помещения, предоставленного на условиях социального найма. В данном случае, в отношении занимаемого Смирновыми жилого помещения установленный действующим законодательством порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду соблюден не был, оно не может быть признано служебным. Истцы считают, что проживают в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, поэтому имеют право на приватизацию в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Кроме того, на данный момент в квартире и по <адрес> зарегистрированы и фактически проживают Смирнова Г.Н., муж, сын, а также несовершеннолетняя дочь, на которую зарегистрировано право собственности квартиры по <адрес> г. Пензы. Иного жилого помещения Смирнова Г.Н. и ФИО4 не имеют. Из органов прокуратуры Смирнова Г.Н. уволена по собственному желанию в отставку, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. В соответствии с п. 1 ч. 14 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утверждённого приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12.11.2014 № 616 «Об утверждении временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений», определён конкретный круг лиц, за которыми сохраняется право на получение в собственность жилого помещения, в том числе за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, проживающими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета. Требования вышеуказанного положения истцом соблюдены в полном объеме. Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.02.2016 не были приняты во внимание требования и нормы предоставления площади жилого помещения в собственность прокурору, предусмотренные п. 15 Временного положения от 12.11.2014, а также период предоставления служебного помещения (2010 год), после чего Смирнова Г.Н. была снята с учета, как нуждающаяся в улучшении жилищных условии. В связи с чем, просили признать незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.02.2016 г., признать за Смирновой Г.Н. и членами ее семьи право на получение в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного в соответствии с договором от 23.08.2010.

Впоследствии истцы уточнили исковые требования, просили признать незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.02.2016 г., обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации передать в собственность Смирновой Г.Н., ФИО4, ФИО3 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставленное в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор Пензенской области предъявил встречный иск к Смирновой Г.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета, который принят к производству определением Октябрьского районного суда г. Пензы от 31.01.2017, указалв, что Смирнова Г.Н. проходила службу в органах прокуратуры на различных должностях с 01.12.1997, уволена приказом прокурора области от 26.09.2016 -л с должности прокурора отдела уголовно-судебного управления. Протоколом собрания жилищной комиссией прокуратуры области от 31.03.2010 оформлено решение о приобретении за счет средств федерального бюджета жилого помещения в целях его предоставления Смирновой Г.Н., состоящей на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с государственным контрактом от 27.07.2010 на приобретение жилья для работников прокуратуры прокуратурой области приобретено жилое помещение - однокомнатная квартира, общей площадью 44,1 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение находится в собственности РФ и закреплено на праве оперативного управления за прокуратурой Пензенской области. В соответствии с пунктами 1 и 2 договора найма служебного жилого помещения от 23.08.2010 , заключенного между прокуратурой области и Смирновой Г.Н., данная квартира предоставлена для временного проживания в связи с работой в прокуратуре области нанимателю, с которым вселяются члены её семьи - ФИО4 (муж), ФИО8 (сын), ФИО3 (дочь). Договор заключен на время трудовых отношений (пункт 5). 23.08.2016 Смирновой Г.Н. предложено подписать соглашение о расторжении договора найма жилого помещения от 23.08.2010 и освободить служебную квартиру до 30.09.2016. Смирнова Г.Н., ФИО4, ФИО3 в настоящее время зарегистрированы и проживают в служебном жилом помещении, соглашение о расторжении договора найма нанимателем не подписано. В силу абзаца 2 пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, действовавшей на момент предоставления спорной квартиры) прокуроры, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок был предусмотрен в спорный период времени постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями». Согласно указанному порядку, ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год, используются Генеральной прокуратурой Российской Федерации на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации исключает возможность присвоения приобретенному для указанных целей жилью иного правового статуса. Таким образом, жилые помещения, предоставляемые по основаниям, предусмотренным части 4 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 № 192, являются специализированным жилым фондом в силу прямого указания закона и принятие специального решения об отнесении указанных жилых помещений к специализированному жилищному фонду не требуется. Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на иных условиях законодательство не содержит. Таким образом, обеспечение прокуроров жилыми помещениями осуществляется по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", путем предоставления прокурору служебного жилого помещения. В действующем законодательстве отсутствуют положения, допускающие возможность возникновения у нанимателей права пользования такими жилыми помещениями на ином основании, в том числе, на условиях договора социального найма. В соответствии с пунктом 19 договора найма жилого помещения от 23.08.2010 № 20, заключенного со Смирновой Г.Н., в случае расторжения или прекращения договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ. Принимая во внимание положения указанных выше норм права, а также, учитывая, что трудовые отношения между прокуратурой и Смирновой Г.Н. прекращены 26.09.2016, дальнейшее проживание Смирновой Г.Н. и членов ее семьи в спорной квартире нарушает права прокуратуры Пензенской области по распоряжению жилым помещением в соответствии с целями, предусмотренными действующим законодательством. На основании изложенного, ссылаясь на ст. ст. 93, 99-103 ЖК РФ, просил признать Смирнову Г.Н., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4, зарегистрированных по адресу: <адрес>, прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, с последующим снятием их с регистрационного учета по данному месту жительства, выселить Смирнову Г.Н., ФИО4, ФИО3 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Истец Смирнова Г.Н. (ответчик по встречному иску), действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Смирновой С.С., в судебном заседании просила уточненные исковые требования удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске и заявлении об уточнении требований.

Истец Смирнов С.В. (ответчик по встречному иску), будучи извещенным надлежаще о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истцов (ответчиков) – адвокат Желонкина Е.Н., действующая на основании ордера, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Генеральной прокуратуры РФ, а также ответчика (истца по встречному иску) прокуратуры Пензенской области Рофель И.В., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании против исковых требований Смирновых возражал, на удовлетворении встречного иска настаивал.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (Росимущество), будучи извещенным о месте и времени слушания дела надлежаще, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УМВД России по г.Пензе, будучи извещенным о месте и времени слушания дела надлежаще, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав мнение явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности в частности: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В судебном заседании установлено, что Смирнова Г.Н. проходила службу в органах прокуратуры на различных должностях с 01.12.1997.

С 2000 года Смирнова Г.Н. состояла в списке работников прокуратуры Пензенской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Собранием жилищной комиссии прокуратуры Пензенской области, оформленным протоколом от 31.03.2010 (п.1.) постановлено приобрести однокомнатную квартиру в микрорайоне Запрудный Октябрьского района г. Пензы с учетом технических характеристик жилого помещения, предложенных Смирновой Г.Н.

27.07.2010 между прокуратурой Пензенской областью (заказчик) и ООО ИСК «Мегастрой» (поставщик) заключен государственный контракт , согласно п.1.1 которого поставщик обязуется передать заказчику недвижимое имущество (квартиру) с последующим оформлением права собственности РФ и оперативного управления заказчиком по адресу: <адрес>, общеполезной площадью 44,1 кв.м, в том числе жилой площадью 18,2 кв.м.

Указанная квартира передана поставщиком ООО ИСК «Мегастрой» заказчику – прокуратуре Пензенской области – на основании акта приема-передачи от 28.07.2010.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.08.2010 спорная квартира находится в оперативной управлении прокуратуры Пензенской области.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 10.05.2012 квартира находится в собственности Российской Федерации.

23.08.2010 между прокуратурой Пензенской области, наймодателем, и Смирновой Г.Н., нанимателем, заключен договор найма служебного жилого помещения .

Согласно п. 1 договора наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставляется в связи с работой в прокуратуре Пензенской области (п. 2 договора).

В связи с предоставлением жилого помещения Смирнова Г.Н. была снята с учета нуждающихся в жилом помещении.

04.03.2015 приказом прокурора области -л от 19.02.2015 Смирнова Г.Н. уволена из органов прокурату в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

01.07.2015 Смирнова Г.Н. принята на федеральную государственную службу в прокуратуру Пензенской области по срочному трудовому договору на период нахождения основного работника в отпуске по уходу за ребенком.

05.08.2015 Смирнова Г.Н. обратилась с заявлением в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ о передаче ей в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, указав, что проработала в органах прокуратуры Пензенской области с 01.12.1997 по 05.03.2015, квартира, общей площадью 44,1 кв.м, жилой площадью 18,9 кв.м по <адрес> в г.Пензе ей предоставлена в соответствии с решением жилищной комиссии прокурату Пензенской области (протокол от 31.03.2010). Ни она, ни ее муж другого жилья не имеют, за весь период службы в органах прокуратуры безвозмездно жилое помещение из состава жилых помещений, приобретенных прокуратурой РФ за счет средств федерального бюджета, не получали.

Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ, оформленным протоколом от 25.02.2016, решено не выходить с предложением к Генеральному прокурору РФ о передаче Смирновой Г.Н. занимаемого ею служебного помещения в собственность, так как представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают нуждаемость в жилом помещении, прокуратуре Пензенской области поручено провести мероприятия по расторжению договора найма служебного жилого помещения от 23.08.2010 и освобождению служебной квартиры.

Не согласившись с указанным решением, Смирнова Г.Н. обратилась в суд с настоящим иском, просила признать незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от 25.02.2016, ссылаясь на то, в соответствии с п. 1 ч. 14 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утверждённого приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12.11.2014 № 616, не предусмотрено наличие нуждаемости в жилом помещении на момент рассмотрения вопроса о передаче служебного помещения в собственность, как это предусмотрено ч. 13 данного положения, согласно ч. 7 Временного положения служебные жилые помещения предоставляются прокурорам в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы. Кроме того, жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации не были приняты во внимание требования и нормы предоставления площади жилого помещения в собственность прокурору, предусмотренные п. 15 Временного положения от 12.11.2014, а также период предоставления служебного помещения (2010 год), после чего Смирнова Г.Н. была снята с учета как нуждающаяся в улучшении жилищных условии. Указанные обстоятельства не учтены в полном объем при принятии решения жилищной комиссией.

Согласно абз.1 п. 13 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утверждённого приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12.11.2014 № 616 «Об утверждении временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений», прокурор, прослуживший в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в жилом помещении в соответствии с настоящим Положением

Пункт 14 указанного Положения содержит разъяснения касательно того, за кем сохраняется право на получение в собственность жилого помещения. Так, подп. 1 п. 14 гласит, что такое право сохраняется за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, проживающими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета.

Согласно подп. 2 п. 5 Положения нуждающимися в жилых помещениях признаются прокуроры, являющиеся, в том числе, собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Как установлено судом, в спорной квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы: Смирнова Г.Н., ФИО4 (муж), ФИО3 (дочь).

ФИО3 – дочери Смирновой Г.Н. – на праве собственности на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 07.05.2010 П принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 48,4 кв.м. Дата государственной регистрации права собственности 25.01.2012.

В соответствии с п.8 Положения к членам семьи прокурора в целях настоящего Положения относятся: … несовершеннолетние дети,…

Таким образом, член семьи прокурора – Смирновой Г.Н. – несовершеннолетняя дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая с ней совместно, является собственником жилого помещения, общей площадью 48,4 кв.м.

При этом на каждого из членов семьи из числа зарегистрированных по адресу: <адрес> приходится более 15 кв.м жилой площади, что свидетельствует о том, что Смирнова Г.Н. на момент обращения в жилищную комиссию – 05.08.2015 – не являлась нуждающимся в жилом помещении прокурором.

Согласно подп. 2 п. 12 Положения прокурор снимается с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания предоставления жилого помещения в соответствии с настоящим Положением.

Доводы Смирновой Г.Н. об обратном не могут быть приняты во внимание судом, поскольку основаны на неверном толковании закона.

В связи с изложенным решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ, оформленное протоколом от 25.02.2016, принято в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, оснований для признания его незаконным у суда не имеется. Таким образом, требование Смирновой Г.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 о признании незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.02.2016 г. об отказе в передаче Смирновой Г.Н. занимаемого ею служебного помещения в собственность, расторжении договора найма служебного жилого помещения, подлежит оставлению без удовлетворения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).

Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, действовавшей на момент предоставления спорной квартиры) прокуроры, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Такой порядок был предусмотрен в спорный период времени постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями».

Пунктом 1 постановления установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Таким образом, порядок предоставления Смирновой Г.Н. спорной квартиры соответствует изложенным требованиям закона, которые исключают возможность присвоения приобретенному для указанных целей жилью иного правового статуса, кроме как служебного помещения.

При этом жилые помещения, предоставляемые по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 № 192, являются специализированным жилым фондом в силу прямого указания закона и принятие специального решения об отнесении указанных жилых помещений к специализированному жилищному фонду не требуется.

Вместе с тем, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области -Р от 01.03.2017 наряду с иными жилыми помещениями квартира общей площадью 44,1 кв.м по адресу: <адрес>, включена в специализированный жилищный фонд Российской Федерации с отнесением к служебным жилым помещениям, закрепленным на праве оперативного управления за Прокуратурой Пензенской области.

При указанных обстоятельствах издание такого распоряжения после заключения договора найма служебного жилого помещения со Смирновой Г.Н., не оспариваемого сторонами, не свидетельствует о незаконном включении в специализированный жилищный фонд квартиры, являющейся собственностью Российской Федерации и предоставленной Смирновой Г.Н. для временного проживания в связи с работой в прокуратуре Пензенской области, и не противоречит Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42.

Каких-либо положений, позволяющих отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на иных условиях законодательство не содержит.

Таким образом, обеспечение прокуроров жилыми помещениями осуществляется по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", путем предоставления прокурору служебного жилого помещения. В действующем законодательстве отсутствуют положения, допускающие возможность возникновения у нанимателей права пользования такими жилыми помещениями на ином основании, в том числе, на условиях договора социального найма.

Поскольку, как было указано выше, в порядке улучшения жилищных условий по основаниям, предусмотренным ФЗ «О прокуратуре», подлежат предоставлению жилые помещения специализированного жилищного фонда, что исключает возможность возникновения у их нанимателей права пользования такими жилыми помещениями на условиях договора социального найма, доводы Смирновой Г.Н. о том, что при разрешении спора необходимо применение правового режима, установленного для жилых помещений социального найма, судом отклоняются, как основанные на неверном толковании закона.

Учитывая, что жилое помещение было предоставлено Смирновой Г.Н. в качестве служебного, в настоящее время относится к служебному фонду и является федеральной собственностью, решения о передаче его в муниципальную собственность, либо об отнесении к фонду социального использования ни собственником, ни владельцем жилого помещения не принималось, то оснований для удовлетворения требований Смирновой Г.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 о признании права собственности на квартиру в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" у суда не имеется.

Прокурором Пензенской области заявлен встречный иск к Смирновой Г.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с п. 2 и п. 5 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, а также прекращения жилищного правоотношения.

Статья 104 ЖК РФ устанавливает, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывание на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Частью 3 статьи 101 ЖКРФ предусмотрено, что договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.

В силу ч. 1 ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

Согласно части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 ЖК РФ и частью 2 настоящей статьи.

Статьей 35 ЖКРФ установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Согласно вышеуказанному договору найма служебного жилого помещения от 23.08.2010, заключенному между прокуратурой Пензенской области и Смирновой Г.Н., жилое помещение предоставляется в связи с работой в прокуратуре Пензенской области (п. 2 договора).

Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО4 – муж, ФИО8 – сын, ФИО3 – дочь.

В соответствии с п. 5 договора настоящий договор заключается на время трудовых отношений.

Из под. 4 п. 18 договора усматривается, что настоящий договор прекращается с окончанием срока службы.

Согласно п. 19 договора в случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.

Указанный договор подписан сторонами, не оспорен в судебном порядке, не признан не заключенным либо недействительным.

Тот факт, что договор подписан Смироновой Г.Н. лично, его содержание ей известно, не оспаривался в судебном заседании.

Приказом прокурора области от 26.09.2016 -л Смирнова Г.Н. уволена с должности прокурора отдела уголовно-судебного управления в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.

23.08.2016 за Смирновой Г.Н. прокурором области ФИО11 направлено уведомление о расторжении договора найма служебного помещения, согласно которому Смирнова Г.Н. уведомлена о необходимости в срок до 01.09.2016 подписать соглашение о расторжении договора найма служебного помещения от 23.08.2010 и дальнейшем освобождении служебной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, предоставленной для временного проживания, в срок до 30.09.2016.

Указанное уведомление направлено Смирновой Г.Н. 23.08.2016.

Однако до настоящего времени Смирнова Г.Н., а также члены ее семьи ФИО3 и ФИО4 проживают в спорном жилом помещении и зарегистрированы в нем, что не отрицается ответчиками.

Между тем, суд приходит к выводу, что поскольку спорная квартира является служебной, как установлено выше, была предоставлена Смирновой Г.Н. и членам ее семьи в связи со службой в органах прокуратуры по договору найма служебного жилого помещения от 23.08.2010, в настоящее время Смирнова Г.Н. уволена из органов прокуратуры в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, обстоятельств, при которых в соответствии с ч.2 ст.103 ЖК РФ выселение из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не допускается, судом не установлено, дальнейшее проживание Смирновой Г.Н. и членов ее семьи в квартире по адресу: <адрес> нарушает права прокуратуры Пензенской области по распоряжению жилым помещением в соответствии с целями, предусмотренными действующим законодательством, встречный иск прокурора Пензенской области к Смирновой Г.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании ст.7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, наряду с прочим, в случае признания утратившим право пользования жилым помещением (по аналогии – прекратившими) - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Таким образом, суд приходит к выводу, что встречный иск прокурора Пензенской области к Смирновой Г.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 о снятии с регистрационного учета также подлежит удовлетворению, так как ответчики прекратили право пользования квартирой в доме по <адрес> в г.Пензе.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче настоящего иска в суд, вследствие чего суд считает, что на основании ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина в доход муниципального образования г.Пенза в размере 600 рублей подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Смирновой Г.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 к Генеральной прокуратуре РФ, прокуратуре Пензенской области о признании незаконным решения о расторжении договора найма служебного жилого помещения и признании права собственности оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования прокурора Пензенской области к Смирновой Г.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Признать Смирнову Г.Н., ФИО3, ФИО4 прекратившими право пользования жилым помещением - квартирой по адресу: <адрес>.

Снять Смирнову Г.Н., ФИО3, ФИО4 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.

Выселить Смирнову Г.Н., ФИО3, ФИО4 из мслужебного жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать со Смирновой Г.Н., ФИО3, ФИО4 в солидарном порядке государственную пошлину в доход муниципального образования г.Пенза в размере 600 (Шестиста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления его в мотивированной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2017 года.

2-406/2017 ~ М-164/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Станислав Валерьевич
Смирнова Галина Николаевна, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Смирновой Софии Станиславовны
Ответчики
прокуратура Пензенской области
Генеральная прокуратура РФ
Другие
УМВД России по г.Пензе
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (Росимущество)
Суд
Октябрьский районный суд г. Пензы
Судья
Жогин О.В.
Дело на сайте суда
oktyabrsky--pnz.sudrf.ru
12.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2017Передача материалов судье
17.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2017Подготовка дела (собеседование)
13.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2017Судебное заседание
10.03.2017Судебное заседание
15.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.02.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.02.2018Судебное заседание
28.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
05.02.2019Дело оформлено
05.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее