Дело № 12-36/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
26 апреля 2019 года г. Кировск
Судья Кировского городского суда Мурманской области Верченко А.С., в помещении Кировского городского суда, расположенного по адресу: г. Кировск, пр. Ленина, 16а, с участием защитника АО «Хибинская тепловая компания» Бобровой Дианы Николаевны, которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица – генерального директора Акционерного общества «Хибинская тепловая компания» на постановление начальника отдела государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах управления контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области - заместителя главного государственного лесного инспектора Мурманской области № 11/2019-СВ от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах управления контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области - заместителя главного государственного лесного инспектора Мурманской области № 11/2019-СВ от 11 марта 2019 года Акционерное общество «Хибинская тепловая компания» (далее по тексту – АО «ХТК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением должностного лица органа административной юрисдикции, законный представитель юридического лица обратился с жалобой в Кировский городской суд Мурманской области, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого постановления, считая его незаконным и просит квалифицировать вмененное правонарушение как малозначительное. Приведя доводы о том, что с 2015 года в Обществе составлением ежегодного отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении занимался работник, который в 2018 году скончался, в связи с чем принять у неё дела не представилось возможным. Поскольку работник с дополнительными трудовыми обязанностями и со сроками представления отчетов не сразу сориентировался, в связи с чем было допущено нарушение в сроках подачи отчетов. Приступив к работе по окончанию новогодних праздников работником 10.01.2019 были составлены отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, о защите лесов и об охране лесов. Отчет об охране лесов был отправлен в Министерство природных ресурсов по Мурманской области почтовым отправлением 14.01.2019 и получен адресатом 18.01.2019. В Отчете о воспроизводстве лесов и лесоразведении, отчете о защите лесов была обнаруженная техническая ошибка, и данные отчеты были направлены в Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области почтовым отправлением 23.01.2018 и получены адресатом 29.01.2019. Ранее за весь период действия договора аренды лесного участка № 383/384-2009-01 общество представляло указанные отчеты в установленный срок. Указывает, что протокол и постановление не содержат доказательств использования Обществом арендуемого лесного участка с нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования. Утверждает, что общество не осуществляло действий (бездействий), характеризующихся длительностью противоправного поведения (состояния), которое продолжалось в течение всего времени с начала вменяемого правонарушения и до его прекращения, связанного с тем, что возложенная на юридическое лицо обязанность в течение определенного периода не исполнялась, как это отражено в постановлении. Представление Обществом указанных отчетов после установленного срока не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов граждан и общества, не причинило экономического ущерба интересам государства и не содержит существенной угрозы охраняемым законом. Оценивая характер правонарушения, обстоятельства его совершения, а также с учетом отсутствия нарушений требований законодательства в сфере природопользования, считает, что деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, срок представления отчетов пропущен на незначительное количество дней, данное деяние совершено Обществом единожды за все время исполнения договора аренды с 2009 года, в связи с чем указанное правонарушение является малозначительным. Просит оспариваемое постановление должностного лица органа административной юрисдикции отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, освободить АО «ХТК» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
До судебного разбирательства от законного представителя юридического лица поступило дополнение к поданной жалобе, в которой подателем жалобы приведены доводы об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
Указав, что обязанность лесопользователей предоставлять в уполномоченные органы отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении установлена нормами Лесного кодекса Российской Федерации (статьи 49, 60, 60.1, 60.16, 66), иными подзаконными актами. Невыполнение лесопользователем такой обязанности либо выполнение не в срок, само по себе не дает оснований для вывода о причинении (об угрозе причинения) вреда лесам как экосистеме, природному ресурсу, но может свидетельствовать о нарушении общественных отношений в сфере порядка управления. Административная ответственность за непредставление вышеуказанных сведений (информации) установлена специальной нормой - статьей 19.7 КоАП РФ. Таким образом, непредставление в установленном порядке в уполномоченные органы арендатором лесного участка отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ. Полагает, что действие Общества, допустившего нарушение лесного законодательства, выразившееся в непредставлении в срок отчета об использовании лесного участка, должно быть квалифицировано по статье 19.7 КоАП РФ. Просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Законный представитель юридического лица надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, сведений об уважительных причинах своей неявки не представил, отложить дело слушанием не просил.
В соответствии с п.п.4 п. 2 ст. 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя юридического лица.
Защитник АО «ХТК» Боброва Д.Н., в судебном заседании на удовлетворении жалобы с учетом представленных дополнений настаивала по доводам, изложенным в дополнении к жалобе.
Выслушав защитника юридического лица, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом являются одними из задач производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно протоколу об административном правонарушении, АО «Хибинская тепловая компания» являясь на основании договора аренды лесного участка № 383/384-2009-01 от 20 марта 2009 года арендатором лесного участка (... предоставило в Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, о защите лесов, об охране лесов за январь-декабрь 2018 года 29.01.2019, чем нарушило сроки предоставления отчетов, предусмотренные п. 11 (л) раздела 3 Договора аренды лесного участка № 383/384-2009-01 от 20.03.2019; ст.ст. 60, 60.11, 66 ЛК РФ; пунктами 2 Порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, Порядка представления отчета о защите лесов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 452 от 21.08.2017; п. 2 Порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 452 от 21.08.2017.
По данному факту 18 февраля 2019 года в отношении АО «ХТК» заместителем старшего государственного лесного инспектора Кировского лесничества ПДА составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях № 01/122.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «ХТК» начальником отдела государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах управления контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области - заместителем главного государственного лесного инспектора Мурманской области № 11/2019-СВ от 11 марта 2019 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Административная ответственность по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ наступает за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в форме действий (бездействия), направленных на сознательное отклонение от установленных специальными разрешительными документами или договорами условий использования лесов и их границ.
Не любое нарушение условий договора аренды лесного участка влечет наступление административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, а только то, которое непосредственно несет угрозу в виде причинения (возможности причинения) вреда лесам как экосистеме, природному ресурсу, при их использовании.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что основанием к привлечению АО «ХТК» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ послужило представление с нарушением установленного срока отчетов о воспроизводстве лесов и лесоразведении, защите лесов, об охране лесов за январь-декабрь 2018 года.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что между Комитетом по лесному хозяйству мурманской области и ОАО «Хибинская тепловая компания» (ныне АО «Хибинская тепловая компания») 20 марта 2009 был заключен договор № 383/384-2009-01 аренды лесного участка ... согласно которому Обществу предоставляется лесной участок для строительства, реконструкции и эксплуатации трубопровода теплоснабжения Апатитско-Кировского района.
Согласно п. 11 (л) раздела 3 договора аренды лесного участка 383/384-2009-01 от 20 марта 2009 года установлена обязанность Арендатора, предоставлять в установленном порядке и сроки (ежеквартально) отчет об использовании лесов, отчет об охране и защите лесов, отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
В соответствии с ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 60.11, ч. 1 ст. 66 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об охране лесов от пожаров, отчет о защите лесов, отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Пунктами 2 Порядка предоставления отчета об охране лесов от пожара, порядка предоставления отчета о защите лесов, порядка предоставления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, утвержденных приказом Минприроды России от 9 марта 2017 года N 78, предусмотрено, что отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, по защите лесов, Отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчет не представляется (п. 2 Порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 452 от 21.08.2017).
Невыполнение лесопользователем такой обязанности само по себе не дает оснований для вывода о причинении (об угрозе причинения) вреда лесам как экосистеме, природному ресурсу, но может свидетельствовать о нарушении общественных отношений в сфере порядка управления.
Доказательств того, что АО «ХТК» осуществляло лесопользование, не соответствующее целям и требованиям, установленного договора аренды, в материалах дела не содержится, должностным лицом административного органа обществу не вменено.
Таким образом, непредставление в установленном порядке в уполномоченные органы арендатором лесного участка отчетов об охране и защите лесов, отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Действия АО «ХТК», допустившего нарушение лесного законодательства, выразившееся в непредставлении отчета об использовании лесного участка, должно быть квалифицировано по ст. 19.7 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление.
Поскольку в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации (п. 20 Постановления от 24 марта 2005 года N 5), судья не вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, если отсутствует единый родовой объект посягательства и назначаемое наказание ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «ХТК» - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах управления контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области - заместителя главного государственного лесного инспектора Мурманской области № 11/2019-СВ от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Хибинская тепловая компания» - отменить, жалобу законного представителя юридического лица – генерального директора Акционерного общества «Хибинская тепловая компания» - удовлетворить.
Производство по данному делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья А.С. Верченко