УИД 63RS0025-01-2021-004268-92
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2023 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Демиховой Л.В.,
с участием старшего прокурора г. Сызрани Антоновой В.М.
при секретаре судебного заседания Шкариной Д.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-22/2023 по исковому заявлению Колпакова НС к БСМЭ № 13 филиал ФКУ «ГК МСЭ по Самарской области» Минтруда России, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Минтруда России, Отделению фонда пенсионного
и социального страхования Российской федерации Самарской области о признании акта освидетельствования № 180/41287 от 28.12.2010 действующим до 15.01.2020, признании незаконным решения о прекращении выплат страховой пенсии по инвалидности; возложении обязанности на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области выплатить убытки в виде невыплаченной пенсии по инвалидности 3 группы бессрочно,
у с т а н о в и л:
Колпаков Н.С. обратился в суд с исковым заявлением к БСМЭ № 13 филиал ФКУ «ГК МСЭ по Самарской области» Минтруда России, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Минтруда России, Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области о признании акта освидетельствования № 180/41287 от 28.12.2010 действующим до 15.01.2020, признании незаконным решения о прекращении выплат страховой пенсии по инвалидности; возложении обязанности на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области выплатить убытки в виде невыплаченной пенсии по инвалидности 3 группы бессрочно.
В обоснование заявленных требований указал, что 01.02.2011 ему установлена 3 группа инвалидности бессрочно на основании Акта освидетельствования № 180/41287 от 28.10.2010 г., БМСЭ № 13 г. Сызрани, филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, выдана справка, подтверждающая факт установления инвалидности серия МСЭ-2009 № 2673268 от 03.02.2011.
12.10.2018 ГБУЗ Самарской области «Сызранская городская поликлиника» Колпакову Н.С. оформлено направление на медико-социальную экспертизу с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее-ИПРА).
13.11.2018 БМСЭ № 13 «ГБ МСЭ по Самарской области» проведена МСЭ, по результатам проведения которой Колпакову Н.С. группу инвалидности не усилили, установлена 3 группа инвалидности по ограничению способности к трудовой деятельности 1 ст., способности к передвижению 1 ст., способности к самообслуживанию 1 ст. с причиной «общее заболевание» бессрочно, разработана ИПРА с показаниями к проведению реабилитированных или абилитационных мероприятий.
С решением бюро истец не согласился, обжаловав данное решение в ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России.
В порядке обжалования в период с 06.12.2018 по 13.12.2018 Колпаков Н.С. был освидетельствован в экспертном составе (далее - ЭС) № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области», по результатам проведения которого решение филиала № 13 г. Сызрани ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России отменено, инвалидность Колпакову Н.С. не установлена.
Также указал, что 06.12.2018 ему выдана справка № 183.104.Э.63/2018 от 06.12.2018,
о результатах МСЭ ЭС № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, составленная на основании Акта освидетельствования гражданина № 1037.104.Э.63/2018 от 13.12.2018, в которой указано: «Принято решение: «Инвалидность не установлена». По результатам освидетельствования составлен Акт/протокол МСЭ № 1037.104.Э.63/2018 от 13.12.2018, содержащий формулировку: «Решение БМСЭ № 13 изменено (Акт
№ 1258.13.63/2018 Группа инвалидности не установлена»).
В период проведения освидетельствования с 06.12.2018 по 13.12.2018 руководителем ЭС № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России из медицинских документов истца изъята справка, подтверждающая факт установления инвалидности
3 группы бессрочно серия МСЭ-2009 №2673268 от 03.02.2011, выданная на основании Акта освидетельствование № 180/41287 от 28.10.2010.
Истец считает, что в нарушении Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» руководителем ЭС № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, без результатов МСЭ, не имея формального документа в виде решения МСЭ (акта) об отмене акта № 180/41287 от 28.12.2010 на основании, которого установлена 3-я бессрочная группа инвалидности, истцу была выдана справка о результатах МСЭ и произведено изъятие справки, подтверждающей факт установления инвалидности 3 группы бессрочно серия МСЭ-2009 №2673268 от 03.02.2011, выданной на основании акта освидетельствования № 180/41287 от 28.10.2010.
С 01.01.2019 Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в
г. Сызрани Самарской области (Межрайонное) (далее - УПФР в г. Сызрани Самарской области (Межрайонное) прекратило Колпакову Н.С. выплаты пенсии по инвалидности.
Истец считает действия Пенсионного Фонда г. Сызрани в части прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности неправомерными, поскольку на момент принятия УПФР в г. Сызрани Самарской области (Межрайонное) решения о прекращении выплаты указанной выше пенсии, справка серии МСЭ-2009 № 2673268 от 03.02.2011, выписка из акта освидетельствования серия МСЭ-2009 № 2673268 от 03.02.2011, первичный акт освидетельствования № 180/41287 от 28.12.2010, в установленном законом порядке не оспаривались, недействительными признаны не были.
Также указал, что при наличии имеющихся у него ранее заболеваний 16.01.2020 он прошел освидетельствование в Бюро № 13 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области и ему была установлена 3 группа инвалидности по причине «Общее заболевание» сроком на 1 год. 13.04.2021 в порядке контроля он был заочно освидетельствован в ЭС № 1 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России и ему была установлена 2 группа инвалидности с причиной «Общее заболевание».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, неоднократно уточняя заявленные требования Колпаков Н.С. просил признать акт 180/41287 от 28.12.2010 Бюро № 13 г. Сызрани филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России действующим до 15.01.2020, так как он до 15.01.2020 никем не оспорен, не отменен, недействительным не признан, судебных решений по данному акту не имеется;
признать справку № 183.104.Э.63/2018 от 06.12.2018г. о результатах медико-социальной экспертизы ЭС № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России не действительной, поскольку нарушен ГОСТ Р 7.0.97-2016 Требования к оформлению документов, документооборот и формулировка «инвалидность не установлена» не соответствует записи в протоколе МСЭ № 1037.104.Э.63/2018 от 13.12.2018;
признать акт/протокол № 1037.104.Э.63/2018 от 13.12.2018 ничтожными, поскольку оформлены в нарушении пункта 29 Постановления Правительства № 95 от 20.02.2006,
ГОСТ Р 7.0.97-2016 (Требование к оформлению документов) и содержат недостоверную информацию;
признать письмо № 533 от 14.12.2018 направленное в УПФР (Межрайонное)
г. Сызрань руководителем ЭС № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России Чиляковой В.В. не действительным, поскольку формулировка «инвалидность не установлена» не соответствует записи в протоколе МСЭ № 1037.104.Э.63/2018 от 13.12.2018;
признать незаконным решение о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности;
возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области обязанность выплатить в пользу истца убытки в виде невыплаченной пенсию по инвалидности 3 группы бессрочно на основании выписки из акта освидетельствования серия МСЭ-2009 № 2673268 от 03.02.2011 за период с 01.01.2019 года по 15.01.2020, ЕДВ за период с 16.01.2020 по 17.02.2020 года (2 группы инвалидности бессрочно) в размере 108 186, 44 коп., в том числе пенсия - 105 160 руб. 84 коп., ЕДВ -
3025 руб. 60 коп.
В судебном заседании представитель истца Колпакова Н.С. – КолпаковаТ.К., действующая на основании доверенности, уточнённый иск поддержала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что решение ответчика об отмене группы инвалидности вынесено незаконно, поскольку 3 группа инвалидности Колпакову Н.С. была установлена бессрочно, первичный акт освидетельствования № 180/41287 от 28.12.2010, в установленном законом порядке не оспаривался, недействительным признан не был. При обращении в ФКУ «ГБМСЭ по Самарской области» истец не просил устанавливать ему группу инвалидности, а обжаловал решение филиала № 13 г. Сызрани ФКУ ГБ МСЭ в части усиления группы инвалидности с 3 на 2. Более того, справка № 183.104.Э63/2018 от 06.12.2018, протокол и акт от 13.12.2018 № 1037.104.Э63/2018, выполненные ФКУ «ГБМСЭ» по Самарской области вынесены с нарушением установленных ГОСТов, норм п.29 Постановления Правительства РФ № 95 от 20.02.2006, содержат недостоверную информацию, подписаны от имени руководителя учреждения Драча Д.А. иным лицом, не имеющим полномочий на подписание данных документов, в связи с чем являются незаконными. Также указала, что по результатам проведённой в рамках настоящего гражданского дела экспертизы установлены расхождения между диагнозами указанными врачебной комиссией ГБУЗ СО «Сызранской Городской Поликлиники» в направлении от 12.10.2018 № 3089/КДО и диагнозами указанными ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России в протоколе № 1037.104.Э.63/2018 от 06.12.2018 г. (дата вынесение решения 13.12.2018), которые привели к ненадлежащей оценке, и необоснованному экспертному решению, то есть имело место недооценка степени выраженности стойких нарушений функций, что по мнению истца является основанием для признания указанных выше актов, протоколов недействительными, считает.
Представитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Минтруда России Кузнецова С.Е., действующая на основании доверенности иск не признала, сослалась на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, указала, что судебно-медицинская экспертиза, проведенная на основании определения суда, проведена с нарушением процессуального законодательства, в частности п. 2 постановления Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 "О признании лица инвалидом", из которой следует, что признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро), т.е. врачами-экспертами, которые обладают специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы. Эксперт, проводивший экспертизу в рамках рассмотрения данного дела не обладает специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы.
Представитель ответчика БСМЭ № 13 филиал ФКУ «ГК МСЭ по Самарской области» Минтруда России, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и мест судебного заседания, причин неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области по доверенности Шульга Е.А. в судебном заседании иск не признала, указала, что согласно ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Прекращение выплаты страховой пенсии производится по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», к которым в том числе относятся утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению
в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица. В отделение пенсионного фонда г. Сызрани поступили сведения о прекращении у Колпакова Н.С. статуса инвалид, в связи с чем отделением пенсионного фонда было принято решение о прекращении Колпакову Н.С.
с 01.01.2019 выплаты пенсии по инвалидности.
Заслушав пояснения представителя истца, возражения представителей ответчиков, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма ( ч.1 ст. 7).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч.2 ст.7).
В силу ст. 8 указанного выше Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются, в частности установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты ( п.1 ч.3 ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (действовавшим на момент спорных правоотношений) утверждены Правила признания лица инвалидом.
Согласно пункту 1 Правил, признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (Пункт 5 Правил).
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Приказом Минтруда России от 11.10.2012 N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" к которым относятся:Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее - главные бюро), имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро) (пункт 1 Порядка).
Согласно п. 4 Порядка, медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы» (далее - ЕАВИИАС).
В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее- Положение о лицензировании медицинской деятельности) медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Как следует из материалов дела, и установлено судом на основании справки, выданной филиалом № 13 г. Сызрани ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Колпакову Н.С. с 01.02.2011 установлена 3 группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности «общее заболевание», что подтверждается выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2009 № 2673268, справкой серии МСЭ-2009 № 2673268 (л.д. 10 том.1).
12.10.2018 ГБУЗ Самарской области «Сызранская городская поликлиника» Колпакову Н.С. оформлено направление на медико-социальную экспертизу с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее-ИПРА) (л.д.143 том 1).
Как следует из пункта 33 указанного направления, целью направления на медико-социальную экспертизу являлось «разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида».
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», в редакции действовавшей на период спорных правоотношений, медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) в соответствии
с указанными в нем одной или несколькими целями, предусмотренными пунктом 24(1) настоящих Правил.
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
24(1). Целями проведения медико-социальной экспертизы могут являться:
а) установление группы инвалидности; б) установление категории "ребенок-инвалид";
в) установление причин инвалидности; г) установление времени наступления инвалидности; д) установление срока инвалидности; е) определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах; ж) определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации; з) определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);и) определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;к) разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида); л) разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; м) выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах; н) выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина; о) иные цели, установленные законодательством Российской Федерации.
Пунктом 39 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (действовавшим на период спорных правоотношений) определено, что переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Из представленного в материалы дела заявления о предоставлении государственной услуги по проведению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы от 24.10.2018 Колпакова Н.С. следует, что основанием обращения с данным заявлением являлось проведение медико-социальной экспертизы с целью: установления группы инвалидности; разработки индивидуальной программы реабилитации ила абилитации инвалида (ребенка-инвалида)» (л.д. 131 том.1).
13.11.2018 на основании направления на медико-социальную экспертизу ГБУЗ Самарской области «Сызранская городская поликлиника» от 24.10.2018, личного заявления от 12.10.2018, медицинской карты амбулаторного больного, БМСЭ № 13 «ГБ МСЭ по Самарской области» с целью установления группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида Колпаков Н.С. прошел освидетельствование в БМСЭ № 13 «ГБ МСЭ по Самарской области», где врачи-эксперты вынесли экспертное решение об определении 3 группы инвалидности с причиной "общее заболевание", бессрочно, согласно пункту 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2006 № 95 (далее по тексту - Правила), разработали индивидуальную программу реабилитации. Врачи-эксперты изучили представленные медицинские документы по диагнозу: * * *" (л.д. 132 том.1).
С решением БМСЭ № 13 «ГБ МСЭ по Самарской области» по вопросу включения ИПРА трудовых рекомендаций и группы инвалидности истец не согласился, обжаловав данное решение в ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России.
При этом, из представленного в материалы дела заявления Колпакова Н.С. руководителю-главному эксперту по медико-социальной экспертизе ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России от 13.11.2018 следует, что основанием обращения с данным заявлением являлось проведение медико-социальной экспертизы по обжалованию решения БМСЭ № 13 «ГБ МСЭ» по Самарской области от 13.11.2018 по установлению инвалидности (л.д.155 том.1).
Таким образом, судом установлено, что 13.11.2018 Колпаков Н.С. лично, добровольно обратился с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы в порядке обжалования решения БМСЭ № 13 «ГБ МСЭ» по Самарской области от 13.11.2018 по установлению инвалидности, а не группы инвалидности.
В порядке обжалования, на основании личного заявления Колпакова Н.С., поданного в ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России (причина обращения «установление инвалидности») в период с 06.12.2018 по 13.12.2018 специалистами экспертного состава № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза с целью установления инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), по результатам проведения которой специалистами ЭС №4 (с учетом решения экспертного совета) единогласно вынесено решение: инвалидность не установлена. Решение БМСЭ № 13 «ГБ МСЭ по Самарской области» изменено с формулировкой «не инвалид» (л.д. 151 – 154, 155 том.1).
Таким образом, установлено, что ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России при проведении очной медико-социальной экспертизы в отношении Колпакова Н.С. действовало в рамках предоставленных ему законом полномочий по обжалованию решения нижестоящего бюро и принятия решения о наличии либо отсутствии оснований для признания лица инвалидом, а также в пределах указанных в заявлении от 13.11.2018 о проведению медико-социальной экспертизы в порядке обжалования решения БМСЭ № 13 «ГБ МСЭ» по Самарской области требований по установлению инвалидности. Экспертное решение принято в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, "Классификациями и критериями, используемыми при проведении медико-социальной экспертизы", утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н.
С решением ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России Колпаков Н.С. не согласился, обжаловав данное решение в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.
12.02.2019 в порядке обжалования Колпакову Н.С. экспертным составом № 14 Федерального бюро заочно, проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено экспертное решение об утверждении решения экспертного состава № 4 ФКУ «ГБ МСЭ» по Самарской области Минтруда России об отсутствии у Колпакова Н.С. критериев для установления инвалидности.
Таким образом, Федеральное бюро МСЭ подтвердило решение Экспертного состава
№ 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России об отсутствии у Колпакова Н.С. критериев для установления группы инвалидности.
Заявляя указанные выше требования Колпаков Н.С. указывает, что решение ответчика об отмене группы инвалидности вынесено незаконно, поскольку 3 группа инвалидности Колпакову Н.С. была установлена бессрочно, первичный акт освидетельствования
№ 180/41287 от 28.12.2010, в установленном законом порядке не оспаривался, недействительным признан не был. При обращении в ФКУ «ГБМСЭ по Самарской области» истец не просил устанавливать ему группу инвалидности, а обжаловал решение филиала № 13 г. Сызрани ФКУ ГБ МСЭ в части усиления группы инвалидности с 3 на 2, в связи с чем, в том числе просит признать справку № 183.104.Э.63/2018 от 06.12.2018г. о результатах медико-социальной экспертизы ЭС № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, и акт/протокол № 1037.104.Э.63/2018 от 13.12.2018, недействительными.
Между тем, из материалов дела также следует, что Колпаков Н.С. уже обращался
в суд с иском, в котором просил признать недействительными: акт и протокол
№ 1037.104.Э.63/2018 экспертного состава № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России от 13.12.2018; акт и протокол № 152.14.ФБ/2019 экспертного состава № 14 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 12.02.2019; справку о результатах МСЭ № 183.104.Э.63/2018 от 06.12.2018 экспертного состава № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России; справку о результатах МСЭ № 140.14.ФБ/2019 от 12.02.2019 экспертного состава № 14 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России; обязать ФКУ «ГБ МСЭ » по Самарской области Минтруда России восстановить третью бессрочную группу инвалидности от 01.02.2011, а также восстановить бессрочную индивидуальную программу реабилитации и абилитации от 13.11.2018 № 1130.13.63/2018.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 23.07.2019 в удовлетворении требований Колпакова Н.С. отказано в полном объеме (л.д.101-106 том 1).
При принятии указанного решения суд, с учетом представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, Классификацией и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н, установив, что на дату проведения медико-социальной экспертизы в ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» нарушение здоровья Колпакова Н.С., обусловленное патологией мочевыделительной системы, протекало со стойким незначительным нарушением функций организма, не ограничивало его способности к трудовой деятельности, способности к обучению, способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведения, и не обуславливали необходимость его социальной защиты, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для установления Колпакову Н.С. инвалидности в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил,
и законности принятых ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» решений об отмене решения филиала № 13 г. Сызрани, как постановленного с существенными нарушениями норм
и критериев установления инвалидности.
Данные выводы нашли свое подтверждение при рассмотрении апелляционной и кассационной жалоб на решение Самарского районного суда г. Самары от 23.07.2019 судебной коллегией по гражданским делам Самарского областного суда и судебной коллегией по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, которыми решение Самарского районного суда г. Самары от 23.07.2019 оставлено без изменения.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда.
Таким образом, установив, что заявленные выше Колпаковым Н.С. требования являлись предметом исследования при рассмотрении Самарским районным судом г. Самары гражданского дела № 2-748/2019 по иску Колпакова Н.С. к ФКУ «ГБМСЭ по Самарской области», ФКУ «ГБМСЭ» Минтруда России о признании решений незаконными, возложении обязанности по установлению группы инвалидности, в ходе рассмотрения данного дела судом указанным выше доводам дана надлежащая оценка, по результатам рассмотрения которого судом принято решение об отказе в удовлетворении заявленных Колпаковым Н.С. требований, учитывая положения ч.2 ст. 61, ч.2 ст.209 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Колпаковым Н.С. требований в части признания акта 180/41287 от 28.12.2010 Бюро № 13 г. Сызрани филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России действующим до 15.01.2020, признания справки
№ 183.104.Э.63/2018 от 06.12.2018 о результатах медико-социальной экспертизы
ЭС № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, акта/протокола
№ 1037.104.Э.63/2018 от 13.12.2018 не действительными.
Требования Колпакова Н.С. о признании недействительным письма № 533 от 14.12.2018, направленного руководителем ЭС № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России Чиляковой В.В. в УПФР (Межрайонное) г. Сызрань, суд также полагает необходимым оставить без удовлетворения, поскольку данные требования вытекают из ранее заявленных истцом требований о признания справки № 183.104.Э.63/2018 от 06.12.2018 о результатах медико-социальной экспертизы ЭС № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, акта/протокола № 1037.104.Э.63/2018 от 13.12.2018 не действительными, которые являлись предметом исследования при рассмотрении Самарским районным судом г. Самары гражданского дела № 2-748/2019, по результатам рассмотрения которого суд признал указанные выше справки № 183.104.Э.63/2018 от 06.12.2018г. о результатах медико-социальной экспертизы ЭС № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, акта/протокола № 1037.104.Э.63/2018 от 13.12.2018 законными и обоснованными, отказав Колпакову Н.С. в удовлетворении заявленных требований.
Заявляя указанные выше требования Колпаков Н.С. ссылается на заключение ООО «судебно-медицинский эксперт», проведенной в рамках рассмотрения данного гражданского дела, указав, что по результатам данной экспертизы установлены расхождения между диагнозами указанными врачебной комиссией ГБУЗ СО «Сызранской Городской Поликлиники» в направлении от 12.10.2018 № 3089/КДО и диагнозами указанными ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России в протоколе № 1037.104.Э.63/2018 от 06.12.2018 г. (дата вынесение решения 13.12.2018г.), которые привели к ненадлежащей оценке, и необоснованному экспертному решению, то есть имело место недооценка степени выраженности стойких нарушений функций, что по мнению истца является основанием для признания оспариваемых выше актов, протоколов недействительными (том 5 л. д. 1-23).
Разрешая требования истца в данной части суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся
в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно части 3 статьи 86 Кодекса заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 23.11.2022)
«О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») установлено, что признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).
Приказом Минтруда России от 30.12.2020 № 979н утверждён Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы».
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что в состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) формируется из врачей по медико-социальной экспертизе. При необходимости в состав специалистов бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) включается психолог, специалист по реабилитации инвалидов и специалист по социальной работе. Обязательным условием формирования состава специалистов бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является включение в него не менее чем 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Из содержания приведённых нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам)- по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
Согласно предоставленной к заключению лицензии Департамента здравоохранения г.Москвы № ЛО-77-01-015612 от 08.02.2018 общество с ограниченной ответственностью «судебно-медицинский эксперт» (ООО «СМЭ») осуществляет медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемыми медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково»).
При этом, из представленной лицензии не усматривается, что ООО «СМЭ» является федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, находящемся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и не относится
к медицинской организации государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющий лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам)- по медико-социальной экспертизе.
Более того, в силу приведенных выше норм законодательства экспертный состав формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, в который должно входить не менее 3 специалистов.
Между тем, как следует из указанного выше заключения, судебно- медицинская экспертиза в отношении Колпакова Н.С. проведена в составе 1 специалиста – врача судебно медицинского эксперта ООО «СМЭ».
Таким образом, установлено, что судебно-медицинская экспертиза, проведенная ООО «СМЭ» в отношении Колпакова Н.С. в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела выполнена с нарушением норм законодательства, в связи с чем названное выше экспертное заключение ООО «СМЭ» не может быть признано судом достоверным доказательством,
а потому не может быть положено в основу настоящего решения.
Заявляя требования в части признания незаконным решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области
о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности Колпаков Н.С. также указывает, что поскольку в реестре инвалидов в период с 14.12.2018 по 12.02.2020 УПФР г. Сызрани не были отменены сведения об установлении Колпакову Н.С. 3 группы инвалидности бессрочно от 2011 года, то Управление пенсионного фонда без подтверждающих документов в виде решения о признании справки и выписки из акта освидетельствования МСЭ-2009
№ 2373268 от 03.02.2011 недействительными, не имело оснований для исключения истца из федерального реестра инвалидов и прекращении выплаты пенсии по инвалидности. Также указывает, что при принятии УПФР г. Сызрани решения о прекращении Колпакову Н.С. выплаты пенсии по инвалидности, ответчиком не осуществлен комплекс мер направленных на проверку достоверности предоставленных документов и информации, подтверждающих наличие оснований для прекращения пенсии по инвалидности.
Разрешая данные требования суд исходит из следующего.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2016 № 674 «О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений», статьи 5.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных илиабилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Оператором федерального реестра инвалидов является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Формирование, ведение федерального реестра инвалидов, использование содержащихся в нем сведений, в том числе установление формы и сроков представления в этот реестр сведений, указанных в части четвертой настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.
Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.
В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом: фамилия, имя, отчество (при его наличии); пол;) дата рождения; место рождения; сведения о гражданстве; данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность); данные свидетельства о рождении (для детей-инвалидов, не достигших возраста 14 лет); адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания); страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; сведения об образовании: наименование и год окончания образовательной организации (учебного заведения), полученные специальность и квалификация (при наличии); место работы и занимаемая должность (при наличии); сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты); сведения о законном представителе (при наличии); сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ; сведения о предоставленных путевках на санаторно-курортное лечение в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; размер и период предоставления установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, перечень которых для включения в федеральный реестр инвалидов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в том числе периоды трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и иные периоды, засчитываемые в страховой стаж; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Минтруда России от 29.12.2016 № 843н (ред. от 21.08.2018) утвержден состав представляемых поставщиками информации сведений для включения в федеральный реестр инвалидов» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2017 № 45938).
Между тем, наличие информации в ГИС ФРИ, содержащей сведения об отсутствии у граждан, в частности Колпакова Н.С. инвалидности (признании не инвалидом) приведенными выше нормами законодательства не предусмотрено.
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ определены меры социальной защиты инвалидов РФ, в том числе материальное обеспечение инвалидов.
Согласно ст. 27 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Среди таких денежных выплат - страховая пенсия по инвалидности, условия, порядок выплаты и назначения которой регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), ежемесячная денежная выплата инвалидам (ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Основанием для назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности является наличие у гражданина статуса инвалида, подтвержденного документально, в том числе справкой учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, сведениями о лице, признанном инвалидом, содержащимися в федеральном реестре инвалидов (ст. 27, ст. 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Главой 5 «Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» (ст. 21 - 29) Федерального закона "О страховых пенсиях" определены, в том числе, условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.
В ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.
Так в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 названного федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее также - Правила выплаты пенсий).
Пунктом 61 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях». Решение (распоряжение) о прекращении выплаты пенсии принимается в течение одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок приостановления выплаты пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона "Остраховых пенсия", либо поступили документы (сведения) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии (п. 77 Правил выплаты пенсий).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Как следует из материалов дела, с 01.02.2011 Колпакову Н.С. установлена 3 группа инвалидности бессрочно на основании Акта освидетельствования № 180/41287 от 28.10.2010 г., БМСЭ № 13 г. Сызрани, филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России (т.1 л.д.10).
Согласно материалов пенсионного дела № 937355, Колпаков Н.С. является получателем пенсии по инвалидности с 01.02.2011, установленной в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на основании выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2009 № 2673268 (л.д. 91 пенсионного дела№ 937355).
Из материалов дела также следует, что решением экспертного состава № 4 ФКУ «ГБ МСЭ» по Самарской области Минтруда России от 06.12.2018 Колпаков Н.С. признан не инвалидом, что подтверждается актом № 1037.104.Э63/2018 от 13.12.2018 (л.д.152-154 том.1).
Судом также установлено, что 17.13.2018 посредством почтовой связи в Управление пенсионного фонда г. Сызрани поступила информация из ФКУ ГБМСЭ по Самарской области от 14.12.2018 № 533 (в.х № 22163), из которой усматривалось, что Колпакову Н.С., 1967 г.р. инвалидность не установлена, справку серии МСЭ-2009 № 2673268 от 03.02.2011 считать недействительной с 13.12.2018, что подтверждается материалами пенсионного дела № 937355 в отношении Колпакова Н.С.
Положениями ч. 9 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Между тем, установлено, что при поступлении указанных выше сведений каких либо сомнений в достоверности предоставленной ФКУ «ГБ МСЭ» по Самарской области Минтруда России информации о признании Колпакова Н.С. не инвалидом, у пенсионного фонда не возникло, в связи с чем Управлением Пенсионного фонда г. Сызрани (Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области) было принято решение о прекращении Колпакову Н.С. с 01.01.2019 выплаты пенсии по инвалидности.
Таким образом, принимая во внимание, что решением экспертного состава № 4 ФКУ «ГБ МСЭ» по Самарской области Минтруда России от 06.12.2018 Колпаков Н.С. признан не инвалидом, следовательно, утратил право на получение страховой пенсии по инвалидности, сведения об утрате Колпаковым Н.С. указанного права в установленном законом порядке поступили в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области, в связи с чем в силу статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", являлись обязательным для исполнения, суд приходит к выводу, что решение о прекращении Колпакову Н.С. с 01.01.2019 выплаты пенсии по инвалидности Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области принято обосновано, в связи с чем оснований для отмены решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области о прекращении Колпакову Н.С. выплаты страховой пенсии по инвалидности, не имеется.
Разрешая требования Колпакова Н.С. в части возложения на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области обязанности по выплате убытков в виде невыплаченной страховой пенсии по инвалидности за период с 01.01.2019 по 15.01.2020, суд исходит из следующего.
В пункте 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из положений статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность условий: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не допускается.
Установив, что решение о прекращении Колпакову Н.С. с 01.01.2019 выплаты страховой пенсии по инвалидности Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области принято обосновано, следовательно, обязанность по начислению и выплате Колпакову Н.С. страховой пенсии по инвалидности
в указанные выше периоды у пенсионного фонда отсутствовала, а также принимая во внимание, что истцом не предоставлено суду доказательств причинения действиями ответчика вреда, противоправности поведения в действиях ответчика, вины и причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями, суд приходит к выводу, что требования истца о возложения на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области обязанности по выплате убытков в виде невыплаченной страховой пенсии по инвалидности за период с 01.01.2019 по 15.01.2020.
Разрешая требования Колпакова Н.С. в части возложения на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области обязанности по выплате убытков в виде невыплаченной ЕДВ за период с 16.01.2020 по 17.02.2020, суд исходит из следующего.
В силу части 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
Приказом Минтруда России от 22.01.2015 № 35н утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации. Согласно пункту 2 Порядка граждане из числа инвалидов вправе обратиться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты и предъявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов, подтверждающих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка ежемесячная денежная выплата гражданам из числа инвалидов устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается на период, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктом 5 настоящего Порядка.
Исходя из приведенных выше норм законодательства право на ежемесячную денежную выплату граждан из числа инвалидов возникает со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату и устанавливается на период, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что из ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области Минтруда России в адрес Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области, поступила справка БМСЭ № 13 об установлении Колпакову Н.С. страховой пенсии по инвалидности, что подтверждается материалами пенсионного дела
№ 937355 Колпаков Н.С. (л.д. 160,128) оглашёнными в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
Также установлено, что 18.02.2020 Колпаков Н.С. обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области, с заявлением о выплате ему ежемесячной денежной выплаты, в связи с чем Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области, на основании поступивших сведений ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области Минтруда России об установлении Колпакову Н.С. страховой пенсии по инвалидности, а также личного заявления Колпакова Н.С. от 18.02.2020, с 16.01.2020 назначена ежемесячная денежная выплата, что подтверждается материалами пенсионного дела № 937355 в отношении Колпакова Н.С. (дело получателя ЕДВ № 786-248).
Таким образом, принимая во внимание, что в период с 01.01.2019 по 15.01.2020
у Колпакова Н.С. отсутствовало право на назначение ему ЕДВ, а также учитывая, что с заявлением о назначении указанной выплаты после возникновения права на нее Колпаков Н.С. обратился только 18.02.2020, после чего решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области, истцу с 16.01.2020 назначена ЕДВ, то оснований для возложении на Отделение фонда пенсионного
и социального страхования Российской федерации Самарской области по выплате ЕДВ за период с 01.01.2019 по 15.01.2020, не имеется.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о возложения на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области обязанности по выплате убытков в виде ЕДВ за период 01.01.2019 по <дата>.
Доводы представителя Колпакова Н.С. о том, что справка № 183.104.Э63/2018 от 06.12.2018, протокол и акт от 13.12.2018 № 1037.104.Э63/2018 ФКУ «ГБМСЭ» по Самарской области вынесены с нарушением установленных ГОСТов, норм п.29 Постановления Правительства РФ № 95 от 20.02.2006, содержат недостоверную информацию, подписаны от имени руководителя учреждения Драча Д.А. иным лицом, не имеющим полномочий на подписание данных документов, в связи с чем являются незаконными, суд полагает несостоятельными, поскольку данные доводы опровергаются предоставленными суду письменными доказательства, в частности приказом ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России от 20.02.2018 № 19А «о праве подписи», из которого следует, что с целью исполнения приказа № 228н от 13.04.2015 «Об утверждении формы акта медико-социальной экспертизы гражданина и порядка его составления» Минтруда России (в редакции приказа Минтруда России № 1172н от 29.12.2015) и приказа № 1171н от 29.12.2015 «об утверждении формы протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в ФГУ медико-социальной экспертизы» Минтруда России, право подписи экспертных документов предоставляется заместителю руководителя по информационной работе, врачу по медико-социальной экспертизе Сорокиной С.А. (л.д. 158 том. 4).Сомневаться в подлинности данного документа и законности оснований его издания, у суда оснований не имеется.
Кроме того, данные доводы являлись предметом исследования и оценки при рассмотрении Самарским районным судом г. Самары гражданского дела № 2-748/2019 по иску Колпакова Н.С. к ФКУ «ГБМСЭ по Самарской области», ФКУ «ГБМСЭ» Минтруда России о признании решений незаконными, возложении обязанности по установлению группы инвалидности, в ходе рассмотрения данного дела судом указанным выше доводам дана надлежащая оценка ( л.д. 101-106 том. 1).
Доводы представителя Колпакова Н.С. о том, что справка № 183.104.Э.63/2018 от 06.12.2018 ему была выдана до завершения медико-социальной экспертизы, суд полагает несостоятельными, поскольку опровергаются предоставленными суду письменными доказательствами, а именно, скриншотом из Федеральной государственной информационной системы Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системы (ЕАВИИАС) которая используется при оказании услуги по проведению МСЭ на основании п. 25 Приказ Минтруда России № 979н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы», а также копией журнала учета выдачи справок МСЭ.
Доводы представителя Колпакова Н.С. о том, что после вынесения решения Самарским районным судом г. Самары Колпаков Н.С. 16.01.2020 прошел освидетельствование в Бюро № 13 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области по результатам которого, при наличии имеющихся у него ранее заболеваний ему была установлена 3 группа инвалидности по причине «Общее заболевание» сроком на 1 год, а затем в порядке контроля он был заочно освидетельствован в ЭС № 1 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, ЭС № 1 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России и ему была установлена 2 группа инвалидности
с причиной «Общее заболевание», не имеют правового значения по настоящему гражданскому делу и не влекут за собой основание для признания незаконными решений ответчиков.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, учитывая вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Колпакова НС к БСМЭ № 13 филиал ФКУ «ГК МСЭ по Самарской области» Минтруда России, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Минтруда России, Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области
о признании акта освидетельствования № 180/41287 от 28.12.2010 действующим до 15.01.2020, признании незаконным решения о прекращении выплат страховой пенсии по инвалидности; возложении обязанности на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации Самарской области выплатить убытки в виде невыплаченной пенсии по инвалидности 3 группы бессрочно, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения
в окончательной форме.
Судья Л.В. Демихова
Решение суда в окончательной форме принято <дата>.