Именем Российской Федерации
11 сентября 2014 года город Саратов
Саратовский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - судьи Науменко С.Н.,
при секретаре судебного заседания Крымском С.А.,
с участием:
представителей истца - Бискулова М.А. и Капелина А.О.,
в открытом судебном заседании в помещении суда рассмотрев гражданское дело по иску военного комиссариата <адрес> к бывшему военнослужащему военного комиссариата <адрес> <данные изъяты> Игнатову ФИО7 о привлечении к материальной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Игнатов С.А. проходил военную службу по контракту в распоряжении Командующего войсками Центрального военного округа с содержанием при военном комиссариате <адрес>, состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений и в период с ноября 2010 года по апрель 2011 года получал денежную компенсацию за наем жилого помещения.
Полагая, что за период с ноября 2010 года по апрель 2011 года денежная компенсация за наем жилого помещения выплачена Игнатову С.А. незаконно, а военному комиссариату <адрес> причинен реальный ущерб, военный комиссар <адрес> обратился в военный суд с иском, в котором просил привлечь его к материальной ответственности и взыскать 21600 руб.
В обоснование заявленных требований представители истца Бискулов М.А. и Капелин А.О. в судебном заседании указали, что согласно действующему законодательству правом на получение денежной компенсации обладают военнослужащие, которые состоят на учете нуждающихся в получении служебных жилых помещений в структурном подразделении нуждающихся, в данном случае - в Федеральном государственном казенном учреждении «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ». Игнатов С.А. с заявлением о постановке на такой учет не обращался, в связи с чем, не имел оснований для получения денежной компенсации за наем жилья.
Ответчик Игнатов С.А., надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в него не явился и просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав объяснения представителей истца, исследовав имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается пояснениями представителей истца в период с ноября 2009 года по апрель 2011 года Игнатов С.А. действительно проходил военную службу по контракту в военном комиссариате <адрес>.
Как следует из сообщения начальника территориального отделения (заселения) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Игнатов С.А. встал на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» и Игнатовым С.А., последнему и членам его семьи передается в бессрочное владение и пользование двухкомнатная квартира по адресу: г. <адрес> им. Блинова Ф.А., <адрес>, общей площадью 39,0 кв.м. при этом указанный договор подписан Игнатовым С.А.. ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с решением Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ Игнатов С.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением жилья.
Как следует из рапорта Игнатова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ он просил выплатить денежную компенсацию за наем жилья с ДД.ММ.ГГГГ, одновременно с чем берет на себя обязательство уведомить об изменении семейного положения и условий проживания. На данном рапорте имеется резолюция о его положительном рассмотрении, что также подтвердили в суде представители истца. Договором от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт его проживания на условиях найма жилья за плату 6000 руб. в месяц.
Из выписок из приказов военного комиссара <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что Игнатову С.А. назначалась к выплате денежная компенсация за поднаем жилого помещения в размере 3600 руб.
В силу положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров. Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Пунктом 14 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 909, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 235, установлено, что выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются: дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах, в том числе в случаях поступления членов семьи на военную или правоохранительную службу в федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов:
копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме) справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего;
выписки из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации);
копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.
В соответствии с пунктами 1, 3 Федерального закона «О материальной ответственности» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб; не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что военнослужащие привлекаются к полной материальной ответственности в случаях, когда ущерб причинен:
военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.
Анализируя приведенные положения нормативных правовых актов, суд приходит к выводам, что обеспечение денежной компенсацией за наем жилых помещений не является безусловной социальной гарантией, положенной военнослужащему после подачи им рапорта с приложениями, а окончательное решение о ее выплате принимается должностными лицами после проверки представленных документов; материальная ответственность военнослужащих как один из видов деликтной ответственности, в отличие от института последствий неосновательного обогащения в гражданском праве, наступает лишь при наличии вины, под которой понимается психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию), его последствиям и означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вытекающих из этого поведения результатов.
По настоящему делу установлено, что получение Игнатовым С.А. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ноября 2010 года по апрель 2011 года в сумме 21600 руб. имело место при отсутствии вины ответчика и явилось следствием ошибочного толкования должностными лицами военного комиссариата <адрес> нормативных правовых актов без учета их положений, регламентирующих, что указанная компенсация выплачивается ежемесячно с денежным довольствием и обусловлена не только прибытием военнослужащего к новому месту службы и отсутствием возможности его обеспечения служебным жилым помещением либо общежитием, но и постановкой такого военнослужащего на жилищный учет. При таких обстоятельствах Игнатов С.А. не подлежит привлечению к материальной ответственности по указанным основаниям. Иное было бы возможно в случае выявления виновных действий ответчика, выразившихся, например, в представлении заведомо ложных сведений либо поддельных документов, обосновывающих его право на получение денежной компенсации за наем жилья.
Таким образом, суд находит заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ военный суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>░