по делу № 2-168/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-254/2020
6 февраля 2020 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Вахитовой Г.Д.
судей Ишбулатовой Е.И.
Низамовой А.Р.
с участием прокурора Хайруллина И.Р.
при секретаре судебного заседания Хисматуллине И.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МВД по Республике Башкортостан, апелляционное представление прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан, апелляционное представление прокурора Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2019 года
по гражданскому делу по иску Абдрахманов В.Ш. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Ишбулатовой Е.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Абдрахманов В.Ш. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что с августа 2002 года проходил службу в органах внутренних дел, в последней должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с преступлениями в агропромышленном комплексе, в сферах игорного бизнеса, потребительского рынка, водных биоресурсов и защите интеллектуальной собственности Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Башкортостан с августа 2017 года, действующих дисциплинарных взысканий на момент увольнения не имел.
Приказом МВД по РБ №... от 24 сентября 2018 года он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел за непредставление сведений о своих расходах в связи с приобретением объектов недвижимости и самоходных средств за 2012-2017 годы, а также непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, выразившегося в безвозмездном личном пользовании автотранспорта, принадлежащего юридическому лицу.
Приказом МВД по РБ №... от 24 сентября 2018 года истец уволен из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, в связи с утратой доверия.
Основанием увольнения из органов внутренних дел послужил доклад по результатам осуществления контроля за расходами от 6 сентября 2018 года.
Решение о его увольнении принято ответчиком с нарушением действующего законодательства, и является незаконным.
Полагает, что проверкой в рамках контроля за расходами его вина в совершении коррупционного правонарушения не установлена, факты, изложенные в докладе от 6 сентября 2018 года, не подтверждены объективными доказательствами, отвечающим требованиям относимости и допустимости. Большая часть выводов проверки носит предположительный характер.
В докладе указано, что он является владельцем различных объектов недвижимости, оформленных на третьих лиц, однако доказательств этому в докладе не приведено. Проверка ограничилась лишь перечислением имущества, зарегистрированного на его родителей и бывших родственников.
Объекты недвижимости, зарегистрированные за ним, были приобретены в порядке приватизации и посредством участия в муниципальных торгах.
С 25 сентября 2018 года у истца начинается период вынужденного прогула. Среднедневной заработок за последние 12 месяцев, предшествующих увольнению, составляет 2 537,85 руб. В случае восстановления на работе с работодателя подлежит взысканию компенсация за вынужденный прогул.
Неправомерные действия работодателя повлекли нарушение его конституционных прав, причинили нравственные страдания, в результате чего был причинен моральный вред. Истец оценивает компенсацию за причинение ему морального вреда в размере 100 000 руб.
На основании вышеизложенного, с учетом уточнений истец просил: признать незаконным и отменить приказ МВД по РБ от 24 сентября 2018 №... о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в отношении Абдрахманов В.Ш.; признать незаконным и отменить приказ МВД по РБ от 24 сентября 2018 №... об увольнении со службы в органах внутренних дел Абдрахманов В.Ш.; восстановить Абдрахманов В.Ш. в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с преступлениями в агропромышленном комплексе, в сферах игорного бизнеса, потребительского рынка, водных биоресурсов и защите интеллектуальной собственности Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Башкортостан; признать незаконным и отменить доклад от 6 сентября 2018 года по результатам осуществления контроля за расходами в отношении Абдрахманов В.Ш.; взыскать с ответчика в пользу Абдрахманов В.Ш. заработную плату за время вынужденного прогула в период с 25 сентября 2018 года по день вынесения судебного решения из расчета среднедневного заработка в размере 3 027,37 руб.; взыскать с ответчика в пользу Абдрахманов В.Ш. компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2019 года, постановлено:
исковые требования Абдрахманов В.Ш. удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ МВД по РБ от 24.09.2018 №... о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в отношении Абдрахманов В.Ш.
Признать незаконным приказ МВД по РБ от 24.09.2018 №... об увольнении со службы в органах внутренних дел Абдрахманов В.Ш.
Восстановить Абдрахманов В.Ш. в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с преступлениями в агропромышленном комплексе, в сферах игорного бизнеса, потребительского рынка, водных биоресурсов и защите интеллектуально собственности Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Башкортостан.
Признать незаконным доклад от 06.09.2018 г. по результатам осуществления контроля за расходами в отношении Абдрахманов В.Ш.
Взыскать с МВД по РБ в пользу Абдрахманов В.Ш. заработную плату за время вынужденного прогула в период с 25 сентября 2018 года по 13 февраля 2019 года из расчета среднедневного заработка в размере 3 027,37 руб. в размере 287 600 рублей 15 копеек.
Взыскать с МВД по РБ в пользу Абдрахманов В.Ш. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2019 года решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2019 года отменено. Постановлено по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Абдрахманов В.Ш. к Министерству внутренних дел по адрес о признании приказа о применении дисциплинарного взыскания незаконным, приказа об увольнении незаконным, признании незаконным доклада от 6 сентября 2018 года, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Апелляционное представление прокурора Республики Башкортостан ФИО4 оставлено без рассмотрения.
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 ноября 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции.
В апелляционном представлении прокурора Уфимского района Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2019 года, полагая его незаконным и необоснованным. В обоснование представления указывает, что в ходе служебной проверки нашли подтверждение обстоятельства, изложенные ответчиком в приказе об увольнении истца с занимаемой им должности, в докладе о проверке, в связи с приобретением Абдрахманов В.Ш. движимого и недвижимого имущества на сумму, явно превышающую сумму доходов истца и его родственников. Кроме того, указывает, что служебная проверка, результаты которой оформлены заключением от 23 апреля 2018 года проведена в срок, предусмотренный ч. 4 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ. Взыскание в виде увольнения применено к истцу 24 сентября 2018 года с соблюдением установленных ч. 4 ст. 51.1 приведенного Федерального закона требований. Также заявитель выражает несогласие с оценкой суда относительно показаний свидетелей со стороны истца и иными добытыми доказательствами по делу касательно приобретения Абдрахманов В.Ш. движимого и недвижимого имущества. Указывает, что Абдрахманов В.Ш. при исполнении своих должностных обязанностей обязан был уведомить своего работодателя о возможном возникновении конфликта интересов с руководителями ООО «Башкапиталстрой» и ООО «Строительно-промышленный холдинг», которые на безвозмездной основе предоставляют ему для личного пользования автомобили, поскольку УЭБ и ПК МВД по РБ занимаются организацией и проведением мероприятий, направленных на защиту отраслей экономики от преступных посягательств. Также в апелляционном представлении заявитель указывает, что судом не был разрешен вопрос о привлечении к участию в деле прокуратуры Республики Башкортостан.
В апелляционном представлении прокуратуры Республики Башкортостан также ставится вопрос об отмене вышеуказанного решения. Обжалуемым решением суда одновременно признан незаконным доклад от 6 сентября 2018 года по результатам осуществления контроля за расходами в отношении оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с преступлениями в агропромышленном комплексе, в сферах игорного бизнеса, потребительского рынка, водных биоресурсов и защите интеллектуальной собственности УЭБ и ПК МВД по РБ подполковником полиции Абдрахманов В.Ш., что непосредственно затрагивает права и законные интересы прокуратуры Республики Башкортостан. Вместе с тем при рассмотрении дела суд не привлёк прокуратуру Республики Башкортостан к участию в деле. На основании поступившего из МВД по РБ доклада о результатах контроля за расходами прокуратура республики, руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан с иском к Абдрахманов В.Ш., ФИО5, ФИО6, ФИО7 об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неустановленные доходы. Все материалы, полученные в рамках контроля за расходами, подтверждающие выводы о несоответствии расходов семьи истца законно полученным доходам, приобщены к указанному исковому заявлению. Вместе с тем Уфимский районный суд Республики Башкортостан при рассмотрении настоящего иска Абдрахманов В.Ш., будучи осведомленным о передаче МВД по РБ доклада и материалов контроля за расходами в прокуратуру республики и предъявлении надзорным органом соответствующего иска в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан, не приостановил производство по делу до разрешения другого дела, несмотря на установление в его рамках имеющих значение фактов и правоотношений, не запрошены материалы гражданского дела. Кроме того, заявитель указывает, что Уфимский районный суд Республики Башкортостан, рассматривая данное дело, вышел за пределы полномочий, поскольку оценка фактов и правоотношений, установленных в ходе осуществления контроля за расходами, подлежит исключительно в рамках рассмотрения гражданских дела по названному иску прокурора республики. Прокурор республики также выражает несогласие с выводами суда в части признания доклада по результатам осуществления контроля за расходами от 6 сентября 2018 года незаконным, ссылаясь на то, что указанное в докладе имущество приобретено самим Абдрахманов В.Ш. Также прокурор не согласен с оценкой суда относительно имущества: нежилых помещений по адресу: адрес и автомобилей ... и .... Указанный подход суда, сделанный без учета юридически значимых доказанных обстоятельств, фактически направлен на легализацию и узаконение способов ухода государственных служащих от обязанности декларировать дорогостоящее имущество и объяснить источники дохода, за счет которого оно приобреталось и как следствие способствует уходу от ответственности должностных лиц, выполняющих служебные обязанности в условиях конфликта интересов.
В апелляционной жалобе МВД по Республике Башкортостан также ставится вопрос отмене решения суда первой инстанции. В обоснование жалобы приводится то, что братом супруги истца приобретены два нежилых помещения по адресу: адрес за 10 500 000 руб., которые после расторжения брака Абдрахманов В.Ш. с женой были подарены бывшей супруге истца ФИО5 Однако ни бывшая супруга, ни брат супруги не имели доходов для приобретения такой дорогостоящей недвижимости. При этом судом не дана оценка, что по результатам оперативно-розыскных мероприятий, проведенных ОРЧ СБ МВД по РБ Абдрахманов В.Ш. со своей супругой до настоящего времени ведут совместный образ жизни, что свидетельствует о фиктивности расторжения брака. Уровень доходов родственников истца несоизмеримо меньше расходов на приобретение объектов недвижимости, транспортных средств, находившихся в их собственности. Обстоятельства произведенных сделок и их стоимость по приобретению движимого и недвижимого имущества, явное отсутствие доходов у родственников, наряду со статусом Абдрахманов В.Ш. безусловно свидетельствует о наличии коррупционных отношений, влекущих безусловную утрату доверия к указанному государственному служащему. Оперуполномоченным по ОВД УЭБиПК МВД по Республике Башкортостан подполковником Абдрахманов В.Ш. в нарушение требований Федеральных законов от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ и 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, приказа МВД России от 14 декабря 2016 года №..., сведения о своих расходах в связи с приобретением объектов недвижимости и транспортных средств за 2012-2017 годы не представлены, уведомления о возможном возникновении конфликта интересов, не направлены.
Истец Абдрахманов В.Ш. на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом посредством телефонограммы, ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью его явки в заседание, а также в связи с невозможностью явки в заседание его представителя не представил.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (абзац первый части 3 настоящей статьи).
Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине (часть 6 данной статьи).
4 февраля 2020 года в ответ на запрос Верховного Суда Республики Башкортостан из ГБУЗ РБ ГКБ №... адрес получен ответ о том, что Абдрахманов В.Ш. находился на стационарном лечении в кардиологическом отделении с 22 января 2020 года по 30 января 2020 года.
Учитывая, что из представленной ГБУЗ РБ ГКБ №... адрес справки усматривается, что Абдрахманов В.Ш. выписан со стационарного лечения с 30 января 2020 года, на момент назначения судебного заседания сведений о невозможности его явки в заседание по состоянию здоровья, не имеется, судебная коллегия, учитывая положения ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание то, что рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции уже откладывалось, приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего дела в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте разбирательства дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционных представлений, возражений на апелляционную жалобу и представления, заслушав представителя МВД по Республике Башкортостан ФИО8, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора ФИО2, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника полиции в силу пункта 10 части первой статьи 27 Федерального закона «О полиции».
Одной из форм противодействия коррупции является осуществление контроля за расходами лиц, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также за расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (ст. 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Контроль за расходами устанавливается, в частности, в отношении лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами; должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации; государственные должности субъектов Российской Федерации; муниципальные должности; должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы, муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, других лиц, перечисленных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее также - лица, в отношении которых осуществляется контроль за расходами).
Согласно ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона лицо, замещающее (занимающее) одну из указанных выше должностей, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Достаточная информация о том, что лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 данного Федерального закона, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены указанные сделки (сделка), является основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами такого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»).
Если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов лица, в отношении которого осуществляется такой контроль, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, соответствующие материалы в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации (ч. 3 ст.16 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»).
Как следует из материалов дела, Абдрахманов В.Ш. проходил службу в органах внутренних дел в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с преступлениями в агропромышленном комплексе, в сферах игорного бизнеса потребительского рынка, водных биоресурсов и защите интеллектуальной собственности УЭБиПК МВД по РБ.
9 июля 2018 года в связи с поступившим заключением проверки, проведенной ОРЧ СБ МВД по РБ в отношении Абдрахманов В.Ш., было принято решение об осуществлении контроля за расходами.
10 июля 2018 года Абдрахманов В.Ш. был уведомлен об установлении контроля за его расходами, а также разъяснены его права. Получение указанного уведомления подтверждается подписью Абдрахманов В.Р. от 10 июля 2018 года.
31 августа 2018 года Абдрахманов В.Ш. было дано объяснение.
6 сентября 2018 года Министром внутренних дел по Республике Башкортостан ФИО10 было принято решение о применении к Абдрахманов В.Ш. мер юридической ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
7 сентября 2018 года начальником ОПКиП УРЛС МВД по РБ майором внутренней службы ФИО11 по результатам осуществления контроля составлен доклад, который был представлен Министру внутренних дел по Республике Башкортостан с предложением о применении к Абдрахманов В.Ш. мер юридической ответственности в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ.
24 сентября 2018 года с Абдрахманов В.Ш. проведена беседа, составлен лист беседы, оформлено представление к увольнению со службы в органах внутренних дел, с которым он был ознакомлен.
В этот же день издан приказ МВД по РБ №... об увольнении Абдрахманов В.Ш. со службы в органах внутренних дел по п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от дата № 342-ФЗ (в связи с утратой доверия).
24 сентября 2018 года МВД по РБ был издан приказ №... о наложении на Абдрахманов В.Ш. взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в непредставлении сведений о своих расходах в связи с приобретением объектов недвижимости и самоходных средств, а также в непринятии мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, выразившегося в личном пользовании дорогостоящими транспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам.
Абдрахманов В.Ш. ознакомлен с данным приказом в день увольнения, копию приказа получил 24 сентября 2018 года и в этот же день ему вручена трудовая книжка.
Копию доклада Абдрахманов В.Ш. получил 24 сентября 2018 года.
Утрата доверия к сотруднику органа внутренних дел в связи с совершением им коррупционного правонарушения является самостоятельным основанием увольнения со Службы.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности совершения истцом нарушений при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе, находящемся в пользовании Абдрахманов В.Ш. и членов его семьи, также не усмотрел в действиях истца и наличие конфликта интересов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается.
Доводы жалобы и представления прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан о непредставлении сведений о своих расходах в связи с приобретением объектов недвижимости и самоходных средств, а также в непринятии мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, выразившегося в личном пользовании дорогостоящими транспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам, сводятся к обоснованию незаконности источников дохода и приобретения движимого и недвижимого имущества, оформленных на Абдрахманов В.Ш. и его близких родственников и свойственников, непредставление сведений о расходах на приобретение имущества и сведений об источниках их приобретения, наличие конфликта интересов с ООО «Башкапиталстрой» и ООО «Строительно-промышленный холдинг».
18 июля 2018 года прокурором Республики Башкортостан в адрес министра внутренних дел по Республике Башкортостан внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором потребовано обеспечить качественное и оперативное проведение в отношении Абдрахманов В.Ш. контроля за расходами в соответствии со ст. ст. 6, 7, 11 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» проверки соблюдения им требований к служебному поведению, в том числе путем проведения в установленном порядке оперативно-розыскных мероприятий.
По результатам проведенного УРЛС МВД по РБ контроля за расходами Абдрахманов В.Ш. и членов его семьи выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов служащего по приобретению в 2012-2016 годах объектов недвижимости, транспортных средств его доходам.
Так, в период с 2012 по 2016 годы в собственность Абдрахманов В.Ш. и близких родственников (лиц) зарегистрированы следующие объекты недвижимости:
- два нежилых помещения площадью ... кв.м и ... кв.м, расположенные по адресу: адрес, стоимостью 10 500 000 руб., приобретенные 28 января 2014 года по договору участия в долевом строительстве, которые первоначально 9 апреля 2015 года были зарегистрированы на имя брата супруги Абдрахманов В.Ш. - ФИО12 с последующим переоформлением 25 января 2016 года по договору дарения в собственность ФИО5;
- нежилое помещение площадью №... кв.м, расположенное по адресу: адрес, стоимостью 3 800 000 руб., приобретенное по договору купли-продажи от 20 марта 2015 года с регистрацией 30 марта 2015 года на имя сожительницы - ФИО5, которое 11 апреля 2018 года реализовано за 3 800 000 руб.;
- земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, приобретенный по договору купли-продажи от 28 июня 2012 года по результатам проведенного администрацией муниципального района адрес аукциона за 48 000 руб., 22 августа 2012 года оформлен на имя ФИО6, по договору купли-продажи от 24 мая 2017 года реализован за 45 000 руб.;
- земельный участок площадью ... кв.м с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, приобретенный по договору купли-продажи от 28 июня 2012 года по результатам проведенного администрацией муниципального района адрес аукциона за 48 000 руб., 22 августа 2012 года оформлен на имя ФИО6, 22 июля 2014 года реализован за 165 000 руб.;
- земельный участок площадью №... кв.м с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, приобретенный по договору купли-продажи от 21 мая 2014 года за 100 000 руб., 4 июля 2014 года зарегистрирован на имя Абдрахманов В.Ш., 9 октября 2014 года переоформлен на имя матери - ФИО6;
- земельный участок площадью №... кв.м с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, приобретенный по договору купли-продажи от 5 мая 2014 года за 1 397,12 руб. (выкупная цена) с регистрацией 20 мая 2014 года на имя ФИО6;
- жилой дом, площадью №... кв.м с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, кадастровой стоимостью 169 301,64 руб. который 10 декабря 2013 года зарегистрирован на имя ФИО6;
- жилой дом, расположенный по адресу: адрес площадью №... кв.м с кадастровым номером №..., кадастровой стоимостью 597 015,72 руб., который 1 июня 2016 года зарегистрирован на имя ФИО6
Помимо вышеуказанных объектов недвижимости в собственности членов семьи Абдрахманов В.Ш. находятся следующие объекты недвижимости:
- трехкомнатная квартира площадью №... кв.м по адресу: адрес, стоимостью 6 600 000 руб., приобретенная по договору купли-продажи от 21 ноября 2011 года на имя матери Абдрахманов В.Ш. - ФИО6 с последующим переоформлением 29 июня 2016 года на имя отца сожительницы Абдрахманов В.Ш. - ФИО13;
- земельный участок, расположенный по адресу: адрес стоимостью 273 435 руб. приобретенный Абдрахманов В.Ш. 7 сентября 2009 года на основании постановления администрации муниципального района адрес с последующим переоформлением 5 июня 2012 года по договору дарения на имя матери ФИО6
Более того, согласно данным ООО «Барс», занимающегося реализацией на территории Республики Башкортостан снегоходов, квадроциклов и иной техники:
- дата на имя ФИО5 приобретен снегоход ... г.в., стоимостью 629 000 руб. (изготовитель ...), заводской номер машины (рамы) №...;
- 7 декабря 2015 года на имя отца Абдрахманов В.Ш. - ФИО7 приобретен снегоход ... г.в. (изготовитель ...) стоимостью 849 000 руб., заводской номер машины (рамы) №....
Таким образом, в собственность Абдрахманов В.Ш. и его близких родственников в период за 2012-2016 годы оформлены: 4 земельных участка стоимостью 199 397, 12 руб., 3 нежилых помещения стоимостью 14 300 000 руб., два снегохода стоимостью 1 478 000 руб., два дома кадастровой стоимостью 766 317, 36 руб., всего объектов недвижимости и транспортных средств на сумму 16 743 714,48 руб.
Также в собственности членов семьи Абдрахманов В.Ш. имеется квартира и земельный участок, приобретенные в 2011 и 2009 гг., на сумму 6 873 435 руб.
В материалы дела представлены доказательства (справки о доходах, договора купли-продажи и т.д.), согласно которым стоимость всего указанного имущества существенно превышает доходы, отраженные в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Абдрахманов В.Ш., родственники истца, на которых зарегистрированы объекты недвижимости также не имели соответствующих доходов для совершения дорогостоящих сделок по приобретению перечисленного выше имущества.
Указанная информация в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера истца не отражена.
Так, доходы Абдрахманов В.Ш. по месту службы составили в 2011 году - 390 964,92 руб., в 2012 году - 771 764,23 руб., в 2013 году - 732 198,18 руб., в 2014 году – 791 429,06 руб., в 2015 году - 734 696,20 руб., в 2016 году - 765 992,25 руб., в 2017 году - 718 104,96 руб.
Доходы ФИО5 за 2013-2017 годы составили всего 369 718,10 руб., средний ежегодный доход - 73 943,62 руб., доходы ФИО6 и ФИО7 за 2011-2017 годы составили 1 298 009, 69 руб. (680 358, 97 руб. и 617 650, 72 руб., соответственно), средний годовой доход – 201 628, 97 руб. (113 393, 16 руб. и 88 235, 81 руб., соответственно), доходы ФИО12 за 2011-2017 составили 1 774 817,1 руб., средний годовой доход - 253 545,30 руб.
Проведенными в рамках контроля за расходами оперативно-розыскными мероприятиями установлено, что имущество, стоимостью существенно превышающее доходы близких лиц Абдрахманов В.Ш., фактически приобретено им за счет незаконных доходов.
При этом с целью ухода от обязанности их декларирования и представления сведений об источниках средств, за счет которых указанное имущество приобретено, оно Абдрахманов В.Ш. зарегистрировано на имя близких родственников.
Учитывая, что у оперуполномоченного по ОВД УЭБиПК МВД по РБ Абдрахманов В.Ш. ежегодный доход составляет около 750 000 руб., выше установленные обстоятельства свидетельствует о наличии у него иных доходов, за счет которых совершены сделки по приобретению недвижимости, транспортных средств, погашение денежных обязательств и о явном несоответствии расходов его доходам, грубом игнорировании им требований федерального законодательства о противодействии коррупции, в том числе обязанностей по представлению сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, предотвращению и урегулированию конфликта интересов на службе. При этом достоверно установлено, что процедура увольнения истца соблюдена, о проведении проверки истец был уведомлен, объяснения у него были отобраны, с докладом по результатам проверки и приказом об увольнении истец ознакомлен.
В ходе контроля за расходами Абдрахманов В.Ш. вопреки требованиям ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 230-ФЗ полные и достоверные сведения об источниках средств, за счет которых приобретены указанные объекты недвижимости и транспортные средства, им не представлены, что свидетельствует о грубом игнорировании Абдрахманов В.Ш. требований федерального законодательства о противодействии коррупции, в том числе обязанностей по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Таким образом, факт совершения истцом действий, повлекших за собой утрату доверия, нашел свое подтверждение, в связи с чем у ответчика имелись основания для привлечения Абдрахманов В.Ш. к дисциплинарной ответственности и увольнения из органов внутренних дел.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 82.1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
В данном случае Абдрахманов В.Ш. подвергнут не дисциплинарному взысканию за нарушение служебной дисциплины, а взысканию за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Порядок наложения на сотрудника органов внутренних дел взысканий за коррупционные нарушения определен ст. 51.1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 5 данной статьи (в редакции от 1 июля 2017 года) взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
То есть течение срока начинается не со дня совершения проступка, а со дня поступления информации о проступке.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что до получения письменной информации из прокуратуры Республики Башкортостан в МВД по Республике Башкортостан уже поступала в установленном порядке достаточная письменная информация иного органа, обладающего компетенцией на представление информации о совершении Абдрахманов В.Ш. как сотрудником органа внутренних дел сделок по приобретению движимого и недвижимого имущества на общую сумму, превышающую общий доход данного лица, его супруги, и их близких родственников.
Служебная проверка, результаты которой оформлены заключением от 23 апреля 2018 года проведена в срок, предусмотренный ч. 4 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.
Взыскание в виде увольнения применено к истцу 24 сентября 2018 года также с соблюдением требований приведенного закона.
В этой связи доводы иска о привлечении истца к дисциплинарной ответственности за пределами трёхлетнего срока давности привлечения к ответственности и как следствие незаконности приказа об увольнении является несостоятельным, поскольку события (проведение служебной проверки, оформление заключения о проведения проверки), предшествующие вынесению оспариваемого Абдрахманов В.Ш. приказа об увольнении имели место быть в период действия Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ в редакции от 1 июля 2017 года.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что увольнение истца было произведено в полном соответствии с требованиями и сроки, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения. Нарушений процедуры увольнения ответчиком в настоящем случае допущено не было.
Кроме того, установлено, что Абдрахманов В.Ш. использовал для личных целей автомобили Subaru Forester и Audi A7, принадлежащие предпринимателю ФИО14, являющимся руководителем ООО «Башкапиталстрой» и ООО «Строительно-промышленный холдинг».
Как приводилось выше, согласно должностному регламенту оперуполномоченного по особо важным делам Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РБ подполковника полиции Абдрахманов В.Ш., последний осуществляет изучение результатов оперативно-служебной деятельности по линии экономической безопасности и противодействия коррупции, обеспечивает слежение за оперативной обстановкой, своевременно докладывает о ее состоянии руководству, обеспечивая принятие соответствующих управленческих решений.
Соответственно, при выполнении своих служебных обязанностей у Абдрахманов В.Ш. мог возникнуть конфликт интересов с руководителями ООО «Башкапиталстрой», ООО «Строительно-промышленный холдинг», так как Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РБ занимается организацией и проведением мероприятий, направленных на защиту приоритетных отраслей экономики от преступных посягательств.
В силу ст. ст. 8, 8.1, 11, Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 82.1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, непринятие сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является основанием для увольнения в связи с утратой доверия.
Вместе с тем Абдрахманов В.Ш. не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, выразившегося в безвозмездном личном пользовании автотранспортами, принадлежащим юридическому лицу, путем уведомления своего работодателя о возможности возникновения и возникновении конфликта интересов.
Вследствие указанного не имеется оснований для удовлетворения требований о признании приказа о применении дисциплинарного взыскания, приказа об увольнении, признании доклада от 6 сентября 2018 незаконными.
Поскольку требования о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда являются производными от требований о признании приказа о применении дисциплинарного взыскания, приказа об увольнении, признании доклада от 6 сентября 2018 года незаконными, а потому также подлежат отклонению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 года № 7-П; определения от 21 декабря 2004 года № 460-О, от 16 апреля 2009 года № 566-О и от 25 ноября 2010 года № 1547-О-О).
Закрепляя особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел и устанавливая соответствующие требования, федеральный законодатель определяет правовые последствия их несоблюдения и вправе рассматривать совершение сотрудником какого-либо нарушения в качестве основания для прекращения служебных отношений как меры реагирования на такое поведение лица, проходящего службу в органах внутренних дел.
Учитывая, что к сотрудникам правоохранительных органов законодатель предъявляет повышенные требования по соблюдению действующего законодательства, увольнение сотрудника органов внутренних дел при вышеприведенных нарушениях действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства.
В пунктах 3 и 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
Судебная коллегия полагает необходимым оставить апелляционное представление прокурора Республики Башкортостан ФИО4 без рассмотрения, поскольку обжалуемым решением права и обязанности лица, подавшего представление, но не привлеченного к рассмотрению дела, не затрагиваются.
Таким образом, допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Абдрахманов В.Ш. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании приказа о применении дисциплинарного взыскания незаконным, приказа об увольнении незаконным, признании незаконным доклада от 6 сентября 2018 года, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, отказать.
Апелляционное представление прокурора Республики Башкортостан Назарова А.И. оставить без рассмотрения.
Председательствующий Г.Д. Вахитова
Судьи Е.И. Ишбулатова
А.Р. Низамова
Справка: судья Кузнецов А.В.