Решение в окончательной форме изготовлено 09 февраля 2015 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2015 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Бохолдиной Е.Г.
при секретаре Гунченко В.Ю.
с участием представителя истцов Лукичевой С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-190/2015 по иску Соболевой Л.В,, Татариновой М.Г. к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию и признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Соболева Л.В, Татаринова М.Г. обратились в суд с иском к Государственному учреждению <данные изъяты> (далее - ГУ <данные изъяты>) о признании права на приватизацию и понуждении к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность граждан по адресу: <адрес>, жилое помещение №. В обоснование требований указали, что спорное жилое помещение предоставлено истцам на основании договоров найма жилого помещения от 01 января 1994 года, в котором истцы зарегистрированы с 14.01.1994 года по настоящее время. В 2014 году истцы решили приватизировать занимаемое ими жилое помещении, для чего они обратились с заявлением к ГУ <данные изъяты>, от которого был получен отказ. Полагают, что данный отказ является незаконным, так как занимаемое истцами жилое помещение, утратило статус специализированного, поскольку в соответствии с законом подлежало передаче в муниципальную собственность. Просили суд признать за ними право на приватизацию жилого помещения №, в доме № по <адрес> в городе Мурманске, и обязать ответчика заключить с ними договор на бесплатную передачу жилого помещения в собственность.
В ходе судебного разбирательства судом произведена замена ответчика, в качестве надлежащих ответчиков привлечены Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «СЗТУ ИО» МО РФ), Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее ДЖО МО РФ).
В судебное заседание истцы Соболева Л.В. и Татаринова М.Г. не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель истцов на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд признать за истцами право на приватизацию жилого помещения №, в доме № по <адрес> в городе Мурманске, и признать за ними право равнодолевой собственности в порядке приватизации на вышеуказанное жилое помещение, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представители ответчиков ФГКУ «СЗТУ ИО» МО РФ, ДЖО МО РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, возражений не представили.
При таких обстоятельствах, исходя из требований законодательства, суд, учитывая мнение представителя истцов, считает возможным рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства в соответствии с частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Мурманской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица - ГУПТИ Мурманской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, представил отзыв.
Представитель третьих лиц ГУП «Севвоенморстрой» - дочернего предприятия государственного унитарного предприятия «Северо-Западное строительное управление Министерства Обороны Российской Федерации», Комитета имущественных отношений города Мурманска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 №1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Судом установлено, что истцы Соболева Л.В. и Татаринова М.Г. постоянно зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, жилое помещение № с 14.01.1994 года по настоящее время (л.д.43,75).
Жилое помещение, обозначенное на плане пятого этажа дома № по <адрес> за №, является изолированным и состоит из жилой комнаты площадью *** кв.м., и вспомогательных помещений: кухни площадью *** кв.м., ванной комнаты площадью *** кв.м., туалета площадью *** кв.м., прихожей площадью *** кв.м, шкафа площадью *** кв.м (л.д.22-23).
По сведениям ГУПТИ, в соответствии с решением Исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов № 294-6 от 30 декабря 1987 года в эксплуатацию было введено общежитие № по <адрес> в городе Мурманске. Указанному объекту был присвоен городской почтовый адрес: <адрес>.
Согласно выписки из реестра федерального имущества от 11 сентября 2009 года, здание, расположенное по адресу: <адрес>, является общежитием, находится в федеральной собственности, реестровый номер <данные изъяты>, дата присвоения реестрового номера – 20 февраля 2008 года.
Как видно из указанного документа, ранее указанное здание было закреплено за ГУ <данные изъяты> на праве оперативного управления, однако в соответствии с актом приема-передачи от 28 марта 2014 года оно было передано на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ «СЗТУ ИО» МО РФ на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 1381 от 18 августа 2011 года (л.д.52-56).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации и пунктом 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020-1 предусмотрено, что управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 года
№ 61-ФЗ (ред. от 30. декабря 2012) определено, что имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения.
Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» от 25 ноября 1996 года № 1592 поручено Правительству Российской Федерации в соответствии с реальной социально-экономической и военно-политической обстановкой в государстве в срок до 01 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1131 от 06 октября 1999 года (действовавшее до 14 июля 2006 года) «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», которым определены объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд (социального пользования).
Порядок передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность определен постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 235.
Из выписки из реестра федерального имущества № от 11 сентября 2009 года следует, что указанное здание было передано в собственность Российской Федерации на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 и в настоящее время находится в Федеральной собственности.
Таким образом, указанное здание общежития должно было быть передано в собственность либо субъекта Российской Федерации, либо в муниципальную собственность, однако этого сделано не было в нарушение действующего на тот период времени законодательства.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года
№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно данной норме, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в общежитиях заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Пунктом 6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 определено, что к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчёта не менее 6 кв.м. жилой площади на 1 человека.
В силу пункта 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно пункту 14 Правил орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Судом установлено, что в связи с обязанностью передать здание по <адрес>, дом № в городе Мурманске в муниципальную собственность либо в собственность субъекта Российской Федерации им был утрачен статус общежития. Доказательств того, что после вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, жилое помещение № по указанному адресу в установленном законом порядке было включено в число специализированных, суду не представлено.
Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилого фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договорам социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Материалами дела подтверждается, что в настоящее время здание по адресу: <адрес>, являющееся федеральной собственностью, ранее находившееся у ГУП ВМСУ «Севвоенморстрой» на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления у ГУ <данные изъяты>, в настоящее время находится в пользовании ФГКУ «СЗТУ ИО» МО РФ.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» жилое помещение №, расположенное в доме № по <адрес> в городе Мурманске утратило статус общежития и в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указанное жилое помещение подлежит приватизации.
Законность вселения истцов в спорное жилое помещение участвующими в деле лицами не оспаривалась и подтверждена представленными в адрес суда документами.
Судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено истцам на основании договоров найма жилого помещения от 14.01.1994 года (л.д.38,39). С 14.01.1994 года по настоящее время истцы постоянно зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.
Договора, заключенные с истцами не устанавливают конкретный срок проживания истцов в спорном помещении, не заключены в связи с трудовыми отношениями истцов и наймодателя, и, учитывая, длительное проживание в спорном жилом помещении, не могут быть признаны договорами найма специализированного жилого помещения.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, закрепленное Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» государство, закрепляя в Законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Доказательств того, что истцы не имеют права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ответчиком суду не представлено, а судом не добыто.
Занимаемое истцами жилое помещение является изолированным, состоит из жилой комнаты и вспомогательных жилых помещений, соответствует требованиям СНиПа 2.08.01-89 «Жилые здания», введенным в действие Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16 мая 1989 года № 78, и СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятым и введенным в действие Постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 года № 109, установленным для квартир в многоквартирных домах, предусмотренных для проживания граждан.
Истцы ранее свое право на приватизацию жилых помещений не использовали, указанное обстоятельство подтверждено материалами дела и не оспаривалось ответчиками.
Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование истцов о передаче в их собственность в порядке приватизации жилого помещения №, расположенного в доме № по <адрес> в городе Мурманске, и признания за ними права собственности на указанное жилое помещение подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соболевой Л.В,, Татариновой М.Г. к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию и признании права собственности на жилое помещение - удовлетворить.
Признать за Соболевой Л.В,, Татариновой М.Г. право на приватизацию изолированного жилого помещения № в доме № по <адрес> в городе Мурманске.
Признать за Соболевой Л.В,, Татариновой М.Г. право собственности в равных долях на изолированное жилое помещение, расположенное на пятом этаже дома № по <адрес> в городе Мурманске, обозначенное на поэтажном плане за №, общей площадью *** кв.м, состоящее из комнаты жилой площадью *** кв.м, кухни площадью *** кв.м, ванной площадью *** кв.м, туалета площадью *** кв.м, прихожей площадью *** кв.м, шкафа площадью *** кв.м.
Разъяснить ответчикам, что они вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Судья Е.Г.Бохолдина