Дело № 2-2701/2013 14 августа 2013 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Дракуновой Е.Л.,
при секретаре Ананьиной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по заявлению Иванова А. Е. о понуждении мэрии г.Архангельска к предоставлению места в детском дошкольном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Иванов А.Е. обратился в суд с заявлением о понуждении мэрии г.Архангельска к предоставлению места в детском дошкольном учреждении его сыну Иванову Д. А., <Дата> года рождения, мотивируя свои требования тем, что Иванов Д.А. на основании его заявления был поставлен на очередь в детский сад, однако при распределении мест в детских садах его ребенок местом в детском дошкольном учреждении не обеспечен. Просит обязать мэрию г.Архангельска предоставить место его сыну Иванову Д. А. в детском дошкольном учреждении: детский сад комбинированного вида №116 «Загадка», начиная с 02 сентября 2013 года.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица мэрии г.Архангельска, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
По определению суда в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя заинтересованного лица.
Заявитель Иванов А.Е. на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Заслушав пояснения Иванова А.Е., исследовав материалы дела, суд установил следующее:
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что заявитель Иванов А.Е. приходится отцом несовершеннолетнему Иванову Д. А., <Дата> года рождения.
Согласно справке <№> от <Дата> директора Департамента образования мэрии г. Архангельска, Иванов Д. А. зарегистрирован в общей очереди для дальнейшего устройства в муниципальное дошкольное образовательное учреждение территориального округа Майская горка г.Архангельска, по состоянию на <Дата> местом в детском дошкольном учреждении не обеспечен.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение правом каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.
Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста.
Постановлением мэра г. Архангельска № 80 от 25 апреля 2012 года был утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения Муниципального образования «Город Архангельске», реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящиеся в ведении Департамента образования мэрии города Архангельска». Согласно указанному Административному регламенту комплектование муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Архангельск», реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования осуществляется департаментом образования мэрии г. Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).
В соответствии с п.4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года №2562 дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Таким образом, при достижении несовершеннолетним указанного возраста и наличия заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в любом детском дошкольном образовательном учреждении, имеющемся на территории МО «Город Архангельск», а не в конкретном детском саду.
Как следует из материалов дела, Иванов Д. А. не обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.
Следовательно, мэрией г. Архангельска не исполнены требования закона по предоставлению места ребенку заявителя в детском саду.
Согласно п. 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 года №5-П, доступность образования определяется равными для всех правами и возможностями его получения, предполагает не только экономическую доступность, но и физическую доступность, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям. При этом говорится об экономической и физической доступности начального, среднего и высшего образования.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, согласно вышеуказанному Постановлению Конституционного Суда РФ, доступность образования означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по обеспечению несовершеннолетних детей местом в конкретном детском дошкольном учреждении.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению в части понуждения мэрии г.Архангельска предоставить место в детском дошкольном учреждении.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление Иванова А. Е. о понуждении мэрии г.Архангельска к предоставлению места в детском дошкольном учреждении удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска предоставить Иванову А. Е. для несовершеннолетнего ребенка Иванова Д. А., <Дата> года рождения, место в детском дошкольном учреждении на территории Муниципального образования «Город Архангельск», начиная с 02 сентября 2013 года.
Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу Иванова А. Е. государственную пошлину в размере <***> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г.Архангельска.
Председательствующий Е.Л. Дракунова