Судья Богданова Т.М. дело № 33-1063/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 7 июля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Юровой О.В.,
при секретаре Иванове И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл на решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 16 апреля 2015 года, по которому постановлено исковые требования Богданова М. А. удовлетворить. Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл № ... от 00.00.00 об отказе Богданову М. А. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным. Признать за Богдановым М. А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл включить в специальный трудовой стаж Богданова М. А. период работы с 00.00.00 по 00.00.00 в должности учителя МБОУ «<...> основная общеобразовательная школа». Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл назначить Богданову М. А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения за назначением пенсии – с 00.00.00. Взыскать в пользу Богданова М. А. с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Богданов М.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл (далее – ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе, ответчик), в котором просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на указанную пенсию, период работы в качестве директора и учителя МБОУ «<...> основная общеобразовательная школа» с 00.00.00 по 00.00.00, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе, то есть с 00.00.00. В обоснование иска указал, что ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе решением № ... от 00.00.00 отказало ему в назначении требуемой пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа, связанного с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей - 25 лет, и из его специального стажа исключен вышеуказанный период. Полагает, что данное решение пенсионного органа не основано на законе, нарушает его право на пенсионное обеспечение. При включении спорного периода в специальный стаж им на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии выработан 25-летний стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Богданов М.А. приводит доводы в поддержку решения суда, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения Богданова М.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
С 1 января 2015 года основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Согласно части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта «м» пункта 1, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», вступившего в силу с 1 января 2015 года, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список), а исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила).
Отказывая в зачете в специальный стаж истца периода работы Богданова М.А. в должности директора МБОУ «<...> основная общеобразовательная школа» с 00.00.00 по 00.00.00, ответчик сослался на положения подпункта «а» п. 8 Правил, согласно которому работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, за период начиная с 1 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), которая истцом в спорный период не выполнялась.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Одним из таких случаев в соответствии с п. 6 Правил является работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ), которая включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Из дела видно, что Богданов М.А. в спорный период с 00.00.00 по 00.00.00 занимал должность директора МБОУ «<...> основная общеобразовательная школа» Параньгинского района с выполнением преподавательской нагрузки учителя химии в объеме 4 часа в неделю в 2012-2013 учебном году и 2 часа в неделю в 2013-2014 учебном году.
Поскольку работа в должности учителя осуществлялась истцом Богдановым М.А. в общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, то в силу п. 6 Правил данная работа подлежит включению в специальный стаж истца независимо от объема выполняемой учебной нагрузки, на что обоснованно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с п. 6 Правил работа любым учителем, а не только учителем начальных классов общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ), расположенных в сельской местности, подлежит включению в специальный стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Эти доводы жалобы основаны на неправильном толковании содержания названного пункта Правил и подлежат отклонению.
Согласно решению ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе № ... от 00.00.00 об отказе в установлении пенсии Богданову М.А., специальный стаж истца, признанный пенсионным органом, составляет 23 года 5 дней (л.д.6). Таким образом, при включении вышеуказанного спорного периода на день обращения в пенсионный орган Богданов М.А. выработал 25-летний стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в силу пункта 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, поэтому суд первой инстанции верно возложил на ответчика обязанность назначить истцу требуемую пенсию с 00.00.00.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Клюкина
О.В.Юрова