Дело № 2а-1894/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Фоминой Т.А.
при секретаре судебного участка Узоевой И.Ш.,
с участием представителя административного истца Косяевского Б.П. по доверенности Минаева М.В.,
представителя административных ответчиков - администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района по доверенности Липова Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Косяевского Б. П. к администрации Каширского муниципального района, комитету по управлению имуществу Каширского муниципального района и Министерству имущественных отношений Московской области об обязании заключить договор аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
Косяевский Б.П. обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к администрации Каширского муниципального района, комитету по управлению имуществу Каширского муниципального района и Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании заключить договор аренды.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что в <адрес> году Косяевский Б.П. обратился в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для садоводства. ДД.ММ.ГГГГ в газете «<адрес>» № <данные изъяты> было опубликовано информационное сообщение Администрации Каширского муниципального района о намерении предоставления в аренду спорного земельного участка. В этом же сообщении указано, что заявление принимаются в течение месяца, с даты опубликования данной информации в Администрации Каширского муниципального района Каширского муниципального района сообщил истцу, что с момента публикации объявления в газете и до настоящего времени других заявлений, а также предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступило. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и размеры его границ площадью <данные изъяты> к.м., вид разрешенного использования – для садоводства, категория земель – земли населенных пунктов, из земель государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, и на ответчика возложена обязанность обеспечит за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ, обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и предоставить кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения. Сведения о земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и ему был присвоен кадастровый номер №. после постановке участка на кадастровый учет, истец ДД.ММ.ГГГГ письменно обратился в администрацию Каширского муниципального района о предоставлении спорного земельного участка в аренду. Однако комитет по управлению имуществом в ответ на обращение истца сообщил, что в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, по результатам рассмотрения на заседании межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Каширского муниципального района отказано в согласовании проекта договора аренды спорного земельного участка и рекомендовано реализовать право на торгах. Истец считает данный отказ нарушающим его законные права, а также нормы действующего законодательства. Заявленные требования истец основывает на положениях ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российскоё Федерации», просит признать незаконным отказ Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № в согласовании проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования для садоводства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию Каширского муниципального района принять решение о предоставлении в аренду спорного земельного участка и обязать комитет по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района заключить с истцом договор аренды земельного участка.
Представитель административного истца по доверенности в судебном заседании поддержал уточненные заявленные требования в полном объеме, по доводам указанным в нем.
Представитель административных ответчиков администрации Каширского муниципального района и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района возражал против удовлетворения заявленного иска по основаниям изложенным в возражениях.
Административный истец, представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. В соответствии со ст. 151 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Как усматривается из материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ году Косяевский Б.П. обратился в администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении для садоводства в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Каширского муниципального района Московской области опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации - газете «<адрес>» за № № объявление о намерении предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, для садоводства, установив месячный срок с даты опубликования сообщения для приема заявлений (<данные изъяты>).
Из письма Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № №, направленного в адрес заявителя и органа местного самоуправления, следует, что с момента публикации объявления о намерении предоставления спорного земельного участка других заявлений, а также предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступило (л.д. <данные изъяты>).
Постановлением администрации Каширского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории» администрацией Каширского муниципального района утверждена схема расположения оспариваемого земельного участка с указанием Косяевскому Б.П. обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового земельного учета земельного участка и представить кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения. Из схемы расположения земельного участка, являющейся неотъемлемым приложением к данному постановлению, видно, что она подписана как со стороны заказчика, так и со стороны должностных лиц органа местного самоуправления (л.д. <данные изъяты>).
Кадастровый паспорт земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ удостоверяет, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № (л.д. <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ комитетом по управлению имуществом администрация Каширского муниципального района Московской области сообщила истцу о том, что по результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Каширского муниципального района отказано в согласовании проекта договора аренды земельного участка и рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах (л.д. <данные изъяты>).
Выписка из протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ содержит решение под № в отношении заинтересованного лица - Косяевского Б.П. об отказе в согласовании проекта договора аренды администрации Каширского муниципального района Московской области о предоставлении земельного участка в аренду по результатам публикации в СМИ с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства, местоположение: <адрес> <адрес> <адрес>, в связи с нарушением процедуры опубликования (не указано место и сроки подачи заявлений). Администрации Каширского муниципального района Московской области предоставить земельный участок путем проведения торгов или организовать процедуру предоставления в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ.
При разрешении заявленных истцом требований суд применяет закон, действовавший на период возникновения спорных отношений, то есть до 01.01.2015 года.
Согласно ст. 34 ЗК РФ, в редакции действующей до 01.03.2015г., граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
01 января 2015 года вступил в силу Закон Московской области от 24.07.2014 года №107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления полномочиями Московской области», в соответствии с ч.3 ст.2 которого, принятие решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
В соответствии с ч.2 п.3 Постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 г. № 1154/51 определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района.
В силу положений ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в силу.
В соответствии со ст.34 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» N171-ФЗ от 23июня2014года, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Кроме того, Министерством экономического развития России в ответах на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", опубликованных на сайте http://economy.gov.ru по состоянию на 24.04.2015, разъяснено, что юридические последствия в виде обязанности уполномоченного органа предоставить заинтересованному лицу земельный участок, предназначенный для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, возникают только при наличии утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Кроме того, переходные положения, установленные частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распространяются на вновь образуемые земельные участки, предоставляемые для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений.
Реализация органом местного самоуправления права на заключение договора аренды, связана с утверждением схемы расположения земельного участка, которое выполнено со стороны Администрации Каширского муниципального района в полном объеме. Заявителем со своей стороны также исполнены обязательства предусмотренные нормой ст. 34 ЗК РФ, а именно за свой счет произведено меженание спорного земельного участка.
Таким образом, суд считает, что принцип эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления заявителю Косяевским Б.П. земельного участка соблюден. Отказ в предоставлении земельного участка не основан на нормах права и является недействительным.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд учитывает, что ответчики не опровергли доводов истца, что информация о предоставлении участка размещалась в официальном печатном органе местного самоуправления Каширского муниципального района, и не нарушены права третьих лиц на подачу заявлений в отношении оспариваемого земельного участка.
В силу ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
У администрации Каширского муниципального района Московской области возникла обязанность выделить истцу в аренду испрашиваемый земельный участок.
Представленный представителем администрации Каширского муниципального района Московской области в судебное заседание проект договора аренды земельного участка не является доказательством предоставления спорного земельного участка в аренду истцу, поскольку отсутствуют регистрационный номер документа и дата, а также не подписан со стороны администрации Каширского муниципального района. Кроме того, договор не направлен в адрес истца для его подписания.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что право аренды земельного участка должно быть подтверждено соответствующим договором.
Согласно ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу перечисленных норм закона, в связи с принятым на себя обязательством по выделению земельного участка, у ответчиков возникла обязанность по заключению с истцом договора аренды.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 180 КАС РФ,
р е ш и л:
административный иск Косяевского Б. П. к администрации Каширского муниципального района, комитету по управлению имуществу Каширского муниципального района и Министерству имущественных отношений Московской области об обязании заключить договор аренды земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № в согласовании проекта договора Администрации Каширского муниципального района о предоставлении земельного участка в аренду Косяевского Б. П. по результатам публикации в СМИ площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – садоводство, местоположение: <адрес>
Обязать администрацию Каширского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в аренду Косяевскому Б. П.земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – садоводство, местоположение: <адрес>, <адрес>
Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района <адрес> заключить с Косяевским Б. П. договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – садоводство, местоположение: <адрес>, <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.
Федеральный судья Т.А. Фомина