Судья Якимчик Д.И. дело № 33а – 26414/2020 (№ 2а-392/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Зенина В.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Филипчуком Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Емельяновой Н.Н. по доверенности Надеждина Д.В. на решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 20 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Емельянова Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Белореченского городского поселения Белореченского района о признании решения № 02-12/2892 от 30.10.2019г. об отказе в заключении соглашения незаконным, возложении на административного ответчика обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о перераспределении и заключить соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности административного истца и прилегающего земельного участка, государственная собственность на который не разграничена; признании постановления администрации Белореченского городского поселения <Адрес...> <№..> от 24.12.2019г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного но адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ул. <№..>, незаконным, возложении обязанности аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <№..>, расположенном по адресу: <Адрес...>, ул. <№..>, в том числе границ и координат характерных точек.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 30 июля 2019 года она обратилась в администрацию Белореченского городского поселения <Адрес...> с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <№..>, по адресу: <Адрес...> улица 40 лет ВЛКСМ, 220, находящегося у нее в собственности и прилегающего земельного участка площадью 804 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, находящийся на территории Белореченского городского поселения.
Ответом от 30.10.2019г. № 02-12/2892 административный ответчик принял решение об отказе в заключении соглашения, так как испрашиваемый земельный участок находится в фактическом пользовании собственника земельного участка, находящегося по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ул. <Адрес...>
Емельянова Н.Н. полагает, что данное решение администрации Белореченского городского поселения Белореченского района является незаконным и создающим препятствия к осуществлению прав на образование и возмездное приобретение земельного участка путем перераспределения собственного земельного участка и земель государственной или муниципальной собственности, в связи с чем, обратилась в суд с вышеуказанным административным иском.
Обжалуемым решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 20 февраля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Емельяновой Н.Н. отказано.
С указанным решением суда представитель Емельяновой Н.Н. по доверенности Надеждин Д.В. не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Ападжян В.С. полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда Емельянова Н.Н. и представитель администрации Белореченского городского поселения Белореченского района не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Емельяновой Н.Н. по доверенности Надеждина Д.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований Емельяновой Н.Н., суд первой инстанции указал, что оспариваемые решения администрации Белореченского городского поселения Белореченского района являются законным и обоснованным, не нарушают права и законные интересы административного истца.
Однако, судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Так, из материалов дела следует, что Емельянова Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№..>, площадью 616 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ул. <Адрес...>, <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
30.07.2019г. Емельянова Н.Н. обратилась в администрацию Белореченского городского поселения Белореченского района с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка и (или) земельных участков, расположенных на территории МО Белореченский район, приложив изготовленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Образование земельного участка предполагалось путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <№..>, площадью 616 кв.м, находящегося в собственности административного истца, и земельного участка, площадью 804 кв.м, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в том числе, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.
Положением ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрены следующие требования к образуемым и измененным земельным участкам: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами; границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса РФ. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ.
Положением п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как указано в пункте 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом, указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Согласно пункту 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Письмом главы администрации Белореченского городского поселения Белореченского района от 30.10.2019г. № 02.12/2892 Емельяновой Н.Н. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, так как испрашиваемый земельный участок находится в фактическом пользовании собственником земельного участка по адресу: <Адрес...>, ул. <Адрес...>, 222. Также собственником указанного земельного участка подано заявление о заключении соглашения о его перераспределении.
Вместе с тем, указанные в оспариваемом решении главы администрации Белореченского городского поселения Белореченского района от 30.10.2019г. № 02.12/2892 причины отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка не основаны на вышеуказанных нормах действующего законодательства.
При этом, из представленных материалов дела судом апелляционной инстанции усматривается, что доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав Емельяновой Н.Н. оспариваемым решением администрации Белореченского городского поселения Белореченского района установлен судебной коллегией, что указывает на необоснованное отклонение требований административного истца судом первой инстанции в этой части.
Между тем, в силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Однако, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих доводы о незаконности оспариваемого постановления администрации Белореченского городского поселения <Адрес...> <№..> от 24.12.2019г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного но адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ул. <Адрес...>.
Таким образом, судебная коллегия находит административные исковые требования Емельяновой Н.Н. в части признания незаконным решения главы администрации Белореченского городского поселения Белореченского района от 30.10.2019г. № 02.12/2892 подлежащими законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку, приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований Емельяновой Н.Н. в полном объеме, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неверному толкованию норм материального права.
Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене.
Однако, разрешая заявленные Емельяновой Н.Н. административные исковые требования, судом апелляционной инстанции исходя из требований действующего законодательства, установлено, что суд не должен подменять государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями в сфере градостроительной деятельности, поскольку такое действие противоречит конституционному принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, в связи с чем, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в части возложения на административного ответчика обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о перераспределении и заключить соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности административного истца и прилегающего земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Руководствуясь ст. ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 20 февраля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, резолютивную часть которого изложить в следующей редакции: «Признать решение администрации Белореченского городского поселения Белореченского района № 02.12/2892 от 30.10.2019г. об отказе Емельяновой Н.Н. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Обязать административного ответчика рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на основании заявления о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, поданного административным истцом Емельяновой Н.Н.
В остальной части требования оставить без удовлетворения».
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Е.В. Цехомская
Судья В.А. Зенин
Судья В.В. Сидоров