Дело № 3а-66/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 22 февраля 2019 г.
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дьяченко Ю.Л.,
при секретаре Емелиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кафеевой Марины Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Правительству Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
установил:
Кафеева М.А. обратилась 5 февраля 2019 г. в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее – Управление Росреестра по Курганской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, а именно 208 100 руб.
В обоснование административного иска указывает, что является собственником указанного земельного участка, общей площадью <...> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации и обслуживания павильона-кафе «Отдых», расположенного по адресу: <адрес>., его кадастровая стоимость, из которой исчисляется земельный налог, составляет 898 260 руб. 94 коп., что не соответствует его действительной рыночной стоимости, поскольку согласно отчету ООО «ДЛЛ» от 10 января 2019 г. № 01/2019/1 его рыночная стоимость составляет 208 100 руб. Тем самым нарушаются ее права, как плательщика земельного налога.
Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области).
В судебное заседание административный истец Кафеева М.А. не явилась, о месте и времени рассмотрения административного дела была уведомлена, что подтверждается телефонограммой, просила рассмотреть дело без ее участия, но с участием ее представителя Воинкова А.В.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Воинков А.В. на доводах административного искового заявления настаивал.
Представители административных ответчиков – Управления Росреестра по Курганской области и Правительства Курганской области, а также заинтересованного лица – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела уведомлены надлежащим образом, представили письменные отзывы на административный иск, в которых ходатайствовали о рассмотрении административного дела в свое отсутствие, оставляя разрешение заявленных административным истцом требований на усмотрение суда.
В соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов дела, Кафеева М.А. на основании договора купли-продажи от <...> является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации и обслуживания павильона-кафе «Отдых», расположенного по адресу: <адрес>, что усматривается из свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от <...>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 декабря 2018 г., кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 4 декабря 2018 г. составляет 898 260 руб. 94 коп. Данные о дате определения кадастровой стоимости отсутствуют.
Вместе с тем кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена постановлением Правительства Курганской области № 454 от 26 сентября 2011 г. по состоянию на 1 января 2010 г. и данные о вышеуказанном земельном участке содержатся в приложении № 1 к данному постановлению
Таким образом, именно на эту дату в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка.
В обоснование административных исковых требований Кафеевой М.А. представлен отчет от 10 января 2019 г. № 01/2019/1 об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленный оценщиком ООО «ДЛЛ» Л.В.В. и утвержденный директором ООО «ДЛЛ» Д.А.В., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, рассчитанная в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж по состоянию на 1 января 2010 г., составляет 208 100 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Участвующими в деле лицами, представителями государственных органов власти и местного самоуправления доказательств, опровергающих обоснованность заявленных административных исковых требований, суду не представлено, результаты оценки по определению рыночной стоимости земельного участка не оспорены и ходатайства о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявлены.
Давая оценку отчету от 10 января 2019 г. № 01/2019/1 об определении рыночной стоимости земельного участка, суд учитывает, что рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, отчет составлен компетентным оценщиком, в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки, содержит подробное описание проведенного исследования, в нем приведены источники информации, использованные оценщиком, выводы оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка надлежащим образом мотивированы.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета о рыночной стоимости земельного участка недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу. В связи с этим не усматривает суд и оснований для назначения по делу судебной экспертизы.
Поскольку представленные доказательства свидетельствуют о значительной разнице между кадастровой стоимостью принадлежащего административному истцу земельного участка и его рыночной стоимостью, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности собственника земельного участка Кафеевой М.А. как плательщика земельного налога на данный участок, так как этот налог исчисляется из его кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах заявленные Кафеевой М.А. административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, в размере, равном его рыночной стоимости, а именно в размере 208 100 руб., подлежат удовлетворению.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 175-177, 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Кафеевой Марины Александровны, обратившейся в суд 5 февраля 2019 г., об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации и обслуживания павильона-кафе «Отдых», расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г., а именно в размере 208 100 руб.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Решение в окончательной форме вынесено 27 февраля 2019 г.
Судья Ю.Л. Дьяченко