Дело №2-326/2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2019 года г. Пенза
Первомайский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Гошуляк Т.В.,
при секретаре Беспаловой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Ромашиной И.Г., Кондратьева С.Н., Кондратьева М.С., Луниной Р.Ю., Лунина Д.Л., Россиева А.В. к администрации г. Пензы о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Ромашина И.Г., Кондратьев С.Н., Кондратьев М.С., Лунина Р.Ю., Лунин Д.Л., Россиев А.В. обратились в суд с иском к администрации г. Пензы, указав в его обоснование, что являются собственниками квартир №№5, 6, 7, 8, расположенных в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером №.. по адресу: ... Вышеуказанный жилой дом находится на земельном участке с кадастровым номером №.. площадью 1 102 кв.м. В ЕГРН связь объектов недвижимости установлена, однако разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером №.. указано как «для размещения административно-хозяйственных помещений». Данный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, имеет адресный ориентир. Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Однако, учитывая разрешенное использование земельного участка, собственники не вправе произвести оформление общей долевой собственности на указанный земельный участок в порядке ст. 16 Федерального закона от 29.12.004 г. №189-ФЗ. Генеральным планом г. Пензы, утвержденным решением Пензенской городской думы 28.03.2008 г. №916-44/4, рассматриваемая территория отнесена к производственной функциональной зоне (коммунально-складских объектов). На указанной территории недопустимо размещение жилых домов. Вместе с тем, многоквартирный жилой дом кирпичный, двухэтажный с кадастровым номером №.. по адресу: ... построен в 1979 г. Начиная с 1979 г., в указанном доме проживают жители, вселенные в жилые помещения на основании ордеров, выданных Исполкомом Первомайского районного совета народных депутатов; они зарегистрированы по месту жительства, являются собственниками квартир. Таким образом, указанный жилой дом не относится к возведенным после 2008 г., и на момент утверждения Генерального плана г. Пензы находился на указанном земельном участке, и в нем проживали люди. Отнесение указанной территории к производственной функциональной зоне (коммунально-складских объектов) нарушает права собственников квартир. Собственники неоднократно обращались с заявлениями о внесении изменений в Генеральный план г. Пензы в части изменения производственной функциональной зоны на жилую зону в отношении территории, расположенной по адресу: ... однако получали отказы.
Просили признать незаконным отказ администрации г.Пензы во внесении изменений в Генеральный план г.Пензы об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №.., площадью 1102 кв.м.
Определением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 23.10.2017 г. отказано в принятии искового заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 14.11.2017 г. вышеуказанное определение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 23.10.2017 г. - отменено, материал направлен в Первомайский районный суд г. Пензы со стадии принятия к производству.
Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 20.11.2017 г. вышеуказанное исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства, возбуждено производство по административному делу.
Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 29.11.2017 г. постановлено перейти к рассмотрению административного искового заявления Ромашиной И.Г., Кондратьева С.Н., Кондратьева М.С., Луниной Р.Ю., Лунина Д.Л., Россиева А.В. к администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка по правилам искового производства и возбудить производство по гражданскому делу.
От истцов Ромашиной И.Г., Кондратьева С.Н., Кондратьева М.С., Луниной Р.Ю., Лунина Д.Л., Россиева А.В. поступило ходатайство об изменении предмета исковых требований. Просили признать за Ромашиной И.Г., Кондратьевым С.Н., Кондратьевым М.С., Луниной Р.Ю., Луниным Д.Л., Россиевым А.В. право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №.., площадью 1102 кв.м. пропорционально общей площади квартиры каждого.
Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 29.11.2017 г. исковые требования с учетом изменения предмета иска приняты к производству суда.
Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 03.12.2018 г. производство по делу прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 05.02.2019 г. вышеуказанное определение суда отменено, гражданское дело направлено в Первомайский районный суд г. Пензы для рассмотрения по существу.
В судебном заседании истец Ромашина И.Г. и представитель истца Ромашиной И.Г. - адвокат Тарасова В.В. поддержали исковые требования, дали объяснения, аналогичные содержанию искового заявления и возражений на отзыв ответчика по исковому заявлению.
Истцы Кондратьев С.Н., Кондратьев М.С., Лунина Р.Ю., Лунин Д.Л., Россиев А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, в письменном заявлении просили о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации г. Пензы по доверенности - Холодова И.В. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, дала объяснения, аналогичные содержанию письменных отзывов на исковое заявление.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, представители ФГБУ «ФКП по Пензенской области», ПАО «Ростелеком», Управления Росреестра по Пензенской области, Управления муниципального имущества администрации г. Пензы, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Пензы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, консультацию эксперта, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), в пункте 2.1 постановления №12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Из ч.ч. 2 - 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает необходимость формирования земельного участка под многоквартирным домом, причем под каждым жилым домом в отдельности, и возникновение права собственности на земельный участок только после проведения кадастровых работ по его формированию (в том числе работ по межеванию) и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч.1 ст. 11.2, ст. 70 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участок или выделе из земельных участок, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 5, ст. 16 Закона №221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 1 ст. 1).
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (ч. 1 ст. 5).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона №221-ФЗ (ч. 1 ст. 16).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно положениям ч.ч. 2 и 4 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В судебном заседании установлено, что истцы Ромашина И.Г., Кондратьев С.Н., Кондратьев М.С., Лунина Р.Ю., Лунин Д.Л., Россиев А.В. являются собственниками квартир №№5,6,7,8, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: ... с кадастровым номером №.., что подтверждается данными соответствующих свидетельств о государственной регистрации права собственности, материалами дел правоустанавливающих документов (т.1 л.д. 10-19, т.3 л.д. 64, т.2 л.д. 1-155).
Вышеуказанные квартиры в многоквартирном жилом доме, 1979 года постройки, принадлежали на праве собственности Техническому узлу союзных магистральных связей и телевидения №1 на основании решения Исполнительного комитета Пензенского городского совета народных депутатов Пензенской области от 14.04.1987 г. №158/1 (т.1 л.д. 20-29).
23.11.2006 г. четырехквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу передан по акту ОС-1а жильцам Луниной Р.Ю., Ромашиной И.Г., Кондратьеву С.Н., Кондратьевой Н.А., Кондратьеву М.С., Лунину Д.Л., Россиеву А.В. (т.1 л.д. 183, 194-196)
На основании постановления главы администрации г. Пензы от 02.09.1994 г. №928/3 ТУСМ-I в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок (шифр №..) площадью 2, 1302 га, занимаемый административно-бытовыми помещениями и жилым сектором по ... (т.4 л.д. 65).
Впоследствии в результате проведения межевых работ земельный участок площадью 5019+25 кв.м. с кадастровым номером №.. с разрешенным использованием: для размещения административно-хозяйственных помещений (фактическое использование: размещение индивидуальных жилых домов) по адресу: ... (т.2 л.д. 183-184, т.3 л.д. 185-193) разделен на земельные участки с кадастровыми номерами №.. площадью 12 028 кв.м. с разрешенным использованием: для размещения административно-хозяйственных помещений (т.4 л.д. 51-52), №.. площадью 1102 +/- 12 кв.м., с разрешенным использованием: для размещения административно-хозяйственных помещений (т.2 л.д. 159-226), №.. площадью 5 019 кв.м. с разрешенным использованием: для размещения административно-хозяйственных помещений и жилого сектора (т.3 л.д. 113-184).
Согласно выписке из ЕГРН на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером №.. площадью 1 102 +/- 12 кв.м. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: ..., с разрешенным использованием: для размещения административно-хозяйственных помещений, расположен многоквартирный жилой дом с кадастровым номером №.. в котором находятся принадлежащие истцам на праве собственности квартиры (т.3 л.д. 195-196).
Как следует из выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером №.. площадью 1 102 +/- 12 кв.м. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: ..., поставлен на кадастровый учет 23.01.2009 г.; права на вышеуказанный земельный участок не зарегистрированы (т.3 л.д. 81-92).
При таких обстоятельствах, поскольку, исходя из вышеуказанных требований п. 4 ч.1 ст. 36 ЖК РФ, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером №.., на котором расположен многоквартирный жилой дом, имеет разрешенное использование: для размещения административно-хозяйственных помещений, у суда отсутствуют основания полагать, что вышеуказанный земельный участок сформирован для целей размещения многоквартирного дома, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что по смыслу требований ч.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» право общей долевой собственности на указанный земельный участок у истцов не возникло.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
П. 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Положения указанной нормы устанавливают общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с 1 января 2017 г. к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу указанного закона подлежит применению данный нормативно - правовой акт, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Согласно ч. 3 ст. 61 Закона о регистрации, воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (пункт 4).
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (пункт 6).
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы АНО «НИЛСЭ» от 10.04.2019 г. за №112/16 на земельном участке с кадастровым номером №.., расположенном по адресу: ..., находятся следующие объекты недвижимого имущества: двухэтажный многоквартирный (квартиры №№5, 6, 7, 8) жилой дом (лит. З) по адресу: ... хозяйственные кладовые, которыми пользуются собственники квартир №5, №6, №7, №8 двухэтажного многоквартирного жилого дома (лит. З) по вышеуказанному адресу; хозяйственные кладовые, на настоящий момент которыми никто не пользуется.
Давая оценку вышеуказанному заключению судебной строительно-технической экспертизы по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что оно является законным, обоснованным, непротиворечивым, подготовлено экспертом, имеющую соответствующую квалификацию и стаж работы, подтверждается другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Так, как следует из консультации эксперта Фатуева А.В. в судебном заседании, при проведении кадастровых работ по разделу земельного участка, в результате которого был образован земельный участок с кадастровым номером №.., кадастровый инженер должен был указать, что на данном земельном участке располагается жилой дом, однако этого не было сделано, в связи с чем, разрешенное использование спорного земельного участка указано как для размещения административно-хозяйственных зданий.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлено, что на спорном земельном участке с разрешенным использованием: для размещения административно-хозяйственных зданий, фактически расположен многоквартирный жилой дом, имеются основания полагать, что имеет место реестровая ошибка в сведениях ЕГРН, в указании разрешенного использования земельного участка, подлежащая исправлению в установленном законом порядке. Предметом настоящих исковых требований вопрос об исправлении реестровой ошибки, об оспаривании межевого плана не является.
В судебном заседании также установлено, что согласно сообщению Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Пензы от 12.11.2018 г. Генеральным планом г. Пензы, утвержденным решением Пензенской городской думы 28.03.2008 г. №916-44/4, территория в районе ..., отнесена к производственной функциональной зоне (коммунально-складские объекты) и входит в объединенную санитарно-защитную зону от промпредприятий, коммунально-складских объектов, гаражных кооперативов.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. №74) в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
В соответствии с п. 5.1 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Пензы, утвержденных решением Пензенской городской думы от 22.12.2009 г. №229-13/5, земельный участок с кадастровым номером №.. визуально расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4).
Зона выделена для обеспечения правовых условий формирования коммунально-производственных предприятий и складских баз V класса с низким уровнем шума и загрязнения. Допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований (т.3 л.д. 20-204).
Как следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы АНО «НИЛСЭ» от 10.04.2019 г. №112/16, определить, расположен ли многоквартирный жилой дом с кадастровым номером №.. по адресу: ... ... в границах санитарно-защитной зоны относительно здания Декоративные культуры Тепличного комбината не представляется возможным, поскольку местоположение санитарно-защитной зоны относительно здания Декоративные культуры Тепличного комбината не вынесено на государственный кадастровый учет.
На основании изложенного, учитывая, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Пензы, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 г. N 229-13/5, земельный участок с кадастровым номером №.. визуально расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), сам по себе факт того, что санитарно-защитная зона относительно здания Декоративные культуры Тепличного комбината не поставлена на кадастровый учет в уточненных границах, не может свидетельствовать о том, что спорный земельный участок не расположен в территориальной зоне ПК-4.
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 марта 2017 г. №10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
П. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
В силу ч.ч. 1 и 8 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа, за исключением случая, упомянутого в части 8.1 данной статьи (если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры).
Из анализа приведенных норм материального права следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов градостроительного зонирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки городского округа предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в том числе обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.
В судебном заседании установлено, что истцы не обращались в администрацию г. Пензы с соответствующим заявлением о проведении публичных слушаний, утверждении проекта межевания территории в районе спорного земельного участка.
Согласно ответу администрации г. Пензы от 05.05.2017 г. на обращение Ромашиной И.Г. об оформлении прав на спорный земельный участок рассматриваемая территория расположена в Южном планировочном районе. Постановлением администрации г. Пензы №1604/2 от 26.12.2012 г. утвержден проект планировки территории.
Разработанный и утвержденный проект межевания территории в районе ... отсутствует.
Вместе с тем, согласно ч.8 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (т. 3 л.д. 22-23).
Таким образом, учитывая вышеуказанные требования норм материального права, а также то обстоятельство, что спорный земельный участок с кадастровым номером №.. был поставлен на кадастровый учет 23.01.2009 г. уже после утверждения Генерального плана г. Пензы решением Пензенской городской думы от 28.03.2008 г. №916-44/4, которым указанная территория отнесена к зоне ПК-4, а также к санитарно-защитной зоне, право общей долевой собственности на земельный участок у истцов также не может считаться возникшим.
Согласно ответу Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Пензы от 13.11.3018 г. 03.05.2018 г. в адрес администрации г. Пензы поступило коллективное предложение (Россиев А.В.) о внесении изменений в Генеральный план г. Пензы в отношении земельного участка с кадастровым номером №.., расположенного по адресу: ... в части изменения производственной функциональной зоны (коммунально-складские территории) на жилую зону (малоэтажная застройка 2-5 этажа). 20.06.2018 г. заключен муниципальный контракт с ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» по выполнению «научно-исследовательских и проектных работ по внесению изменений в местные нормативы градостроительного проектирования города Пензы, Генеральный план г. Пензы, Правила землепользования и застройки г. Пензы». Данное предложение о внесении изменений в генеральный план г. Пензы будет рассмотрено в рамках проведения вышеуказанных мероприятий. В соответствии с муниципальным контрактом срок выполнения научно-исследовательских и проектных работ по внесению изменений в местные нормативы градостроительного проектирования г. Пензы, Генеральный план г. Пензы, Правила землепользования и застройки г. Пензы» до 15.11.2019 г. (т.3 л.д. 205).
В соответствии с заключением Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Пензы от 17.05.2-018 г. №3-Кол-3096 по вопросу внесения изменений в Генеральный план г. Пензы, утвержденный решением Пензенской городской думы от 28.03.2008 г. №961-44/4, данное предложение о внесении изменений в Генеральный план г. Пензы будет рассмотрено в рамках проведения комплекса мероприятий, направленных на актуализацию градостроительной документации, запланированных администрацией г. Пензы в 2018-2019 гг., в том числе, с учетом сложившегося землепользования (т.3 л.д. 206).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, учитывая, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса и Вводного закона, истцы вправе требовать формирования границ этого участка в том числе и в случае, если многоквартирный жилой дом расположен в границах санитарно-защитной зоны, независимо от того, введен дом в эксплуатацию до создания указанной природной территории или после, что соответствует правилам п. 2 ст. 27 ЗК РФ.
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, суд приходит к выводу о том, что администрацией г. Пензы в настоящее время проводятся соответствующие мероприятия, в связи с чем, нарушение прав и законных интересов истцов отсутствует.
На основании изложенного, поскольку в силу вышеуказанных требований норм материального права для признания права собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом, судебного акта не требуется, равно как и не требуется внесение соответствующей записи в ЕГРН о признании права общей долевой собственности, суд считает, что истцами избран ненадлежащий способ защиты права и не представлено доказательств невозможности защиты своего права иными способами, в том числе во внесудебном порядке при формировании земельного участка, проведении процедуры публичных слушаний, либо в судебном порядке путем оспаривания Генерального плана г. Пензы, либо кадастровых работ при формировании спорного земельного участка.
Суд также учитывает то обстоятельство, что, исходя из положений ч. 8 ст. 36 ГрК РФ и ч. 4 ст. 85 ЗК РФ, в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Ромашиной И.Г., Кондратьева С.Н., Кондратьева М.С., Луниной Р.Ю., Лунина Д.Л., Россиева А.В. к администрации г. Пензы о признании права собственности на земельный участок - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2019 г.
Судья: