Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-3628/2020 ~ М-2529/2020 от 23.03.2020

                                                                                                              Дело № 2-3628/2020

            УИД 35RS0010-01-2020-003461-15

            РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда                                             11 июня 2020 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,

при секретаре Которобай М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой Н. С. к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» (филиал по г. Вологде) об отмене решения, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Кузнецова Н.С. обратилась с исковым заявлением в суд, мотивируя тем, что решением казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» (филиал по г. Вологде) (далее – КУ ВО «Центр социальных выплат») от 05.03.2020 ей отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине отсутствия справки о выплаченной ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до трех лет за август и сентябрь 2020 года.

Требование о предоставлении справки о выплаченной ежемесячной компенсации в адрес истца не поступало. Также ответчик не уведомил о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении субсидии в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием оснований.

Ссылаясь на необоснованность отказа, а также на то обстоятельство, что Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» не содержит требований о предоставлении справки о выплаченной ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до трех лет, Кузнецова Н.С. просит суд отменить решение КУ ВО «Центр социальных выплат» от 05.03.2020, взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, 252 рубля 14 копеек – расходы на отправление почтовых писем в адрес ответчика, 86 рублей - расходы на отправление почтовых писем в адрес Департамента социальной защиты Вологодской области, 89 рублей и 95 рублей 50 копеек – расходы на отправление почтовых писем в адрес Вологодского городского суда, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а также штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом.

В судебном заседании истец Кузнецова Н.С., ее представитель по устному ходатайству Кузнецов А.Н. увеличенные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель ответчика КУ ВО «Центр социальных выплат», действующая на основании доверенности, Курочкина Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск, просила отказать в их удовлетворении.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

В части 2 той же статьи указано, что право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила).

Согласно пункту 3 Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (пункт 4 Правил).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием, в том числе, сведений о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.

19.02.2020 Кузнецова Н.С. обратилась в КУ ВО «Центр социальных выплат» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Решением КУ ВО «Центр социальных выплат» от 05.03.2020 Кузнецовой Н.С. отказано в предоставлении указанно субсидии в связи с тем, что предоставлено недостаточно документов, а именно не представлена справка Кузнецовой Н.С. о выплаченной ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до трех лет за август и сентябрь 2020 года.

Исходя из сопроводительного листа КУ ВО «Центр социальных выплат» 10.03.2020 в адрес истца направлено повторно решение об отказе в назначении субсидии, в связи с допущенной в нем опиской в периоде: правильно считать период как «август и сентябрь 2019 года».

В судебном заседании установлено, что за разъяснениями по поводу необходимости предоставления справки за август и сентябрь 2020 истец к ответчику не обращалась. Из пояснений истца и ее представителя следует, что после получения решения ответчика об отказе в предоставлении субсидии они обратились в Следственный комитет Вологодской области.

Вопреки утверждению истца решение КУ ВО «Центр социальных выплат» от 05.03.2020 содержит основания, послужившие причиной отказа в предоставлении субсидии, а именно отсутствие справки о выплаченной ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до трех лет за август и сентябрь 2020 года, что согласуется с пунктом 13(4) Правил. Требований на указание конкретной нормы нормативно-правового акта при вынесении решения об отказе в предоставлении субсидии Правила не содержат.

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).

Таким образом, при подаче заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Кузнецова Н.С. должна была представить документы, подтверждающие доходы ее и членов ее семьи за период с 01.08.2019 по 31.01.2020.

Пунктом 34 Правил установлено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», с учетом, в том числе: а) видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512; б) денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; и) ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В соответствии с подп. «д», п.1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Из заявления Кузнецовой Н.С. от 19.02.2020, в котором она просит учесть определенные обстоятельства, следует, что в период с 01.08.2019 по 19.09.2019 она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и приступила к работе 20.09.2019, до 02.12.2019 находилась на работе.

Как следует из письма Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 25.05.2020 Кузнецовой Н.С. в период с 01.08.2019 по 31.01.2020 выплачена компенсационная выплата по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в размере 93 рубля 92 копейки, из них 57 рублей 50 копеек за август 2019 года, 36 рублей 42 копейки за сентябрь 2019 года.

В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Кузнецова Н.С. в нарушение требований п. 8 Правил не представила в уполномоченный орган в полном объеме сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, применительно к положениям п. 34 Правил, а именно о выплаченной ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до трех лет за август и сентябрь 2019 года

Обязанность предоставления сведений о данном виде дохода лежит на Кузнецовой Н.С., как на лице, обратившемся за получением субсидии.

Ссылка истца на то обстоятельство, что ответчик должен был самостоятельно запросить данные сведения безосновательна ввиду следующего.

     Действительно, пунктом 8.1. Правил предусмотрено, что уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии.

Указанный пункт Правил в редакции, действующей в период с 07.08.2018 до 02.04.2020, то есть в период, когда Кузнецова Н.С. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, предусматривал получение уполномоченными органами только таких сведений как:

- копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (подп. «а»);

- копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (подп. «б»);

- копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации (подп. «в»);

- документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства (подп. «г»).

Подпункт «е», предусматривающий возможность получения уполномоченными органами сведений о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 420, то есть после рассмотрения заявления истца ответчиком и принятием по нему решения 05.03.2020.

Довод истца о том, что Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» не содержит конкретного требования о предоставлении справки о выплаченной ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до трех лет, суд не принимает во внимание как основанный на неправильном толковании закона.

Как было указано ранее пункт 34 Правил, утвержденных указанным Постановлением определяет виды доходов, которые составляют совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии.

Подп. «а» пункта 34 Правил содержит отсылочную норму на Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512.

В соответствии с пунктом 1 указанного Перечня при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Таким образом, законом предусмотрена прямая обязанность заявителя представить сведения о выплаченной ежемесячной компенсации по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за август и сентябрь 2019 года.

Также суд отмечает, что Кузнецова Н.С. ранее уже обращалась с заявлениями на получение субсидии, то есть была информирована о том какой пакет документов необходимо представить при подаче заявления о предоставлении субсидии.

Подлежит отклонению и довод истца о том, что ответчик был обязан приостановить рассмотрение заявления о предоставлении субсидии по следующим причинам.

Пунктом 13 Правил, предусмотрено, что документы, предусмотренные пунктами 8, 8(1), 9, 27 и 48 настоящих Правил, могут представляться в уполномоченные органы в письменном виде лично или почтовым отправлением либо в виде электронного документа (пакета документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» и Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (в случае, если в субъекте Российской Федерации создан такой портал) или федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе.

Рассмотрение уполномоченным органом заявления о предоставлении субсидии приостанавливается не более чем на один месяц, в случае если по истечении 10 дней со дня получения заявления или документов в виде электронного документа (пакета документов) заявитель не представил всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, в уполномоченный орган. Уполномоченный орган уведомляет заявителя о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием оснований приостановления (пункт 13(2) Правил).

Таким образом, обязанность уполномоченного органа по приостановлению рассмотрения заявления предусмотрена только в случае подачи заявления в электронном виде.

Заявление Кузнецовой Н.С. о предоставлении субсидии поступило в КУ ВО «Центр социальных выплат» 20.02.2020, решение принято ответчиком 05.03.2020, то есть в установленный законом 10-дневный срок (рабочие дни).

При этом суд считает, что наличие в решении от 05.03.2020 технической ошибки, связанной с указанием на непредоставление истцом справки за август и сентябрь 2020 года не влечет по умолчанию признание данного решения неправомерным, данная техническая ошибка не привела к принятию неправильного решения и на его законность не влияет.

С учетом уровня образования истца, следуя логике, а также учитывая, что она ранее являлась работником Департамента социальной защиты населения Вологодской области, истец самостоятельно могла прийти к выводу, что в решении от 05.03.2020 содержится техническая ошибка, а также самостоятельно изучить требования законодательства, в котором прямо указано на перечень документов подлежащих предоставлению для рассмотрения вопроса о назначении субсидии.

Кроме того, ответчиком в адрес истца повторно направлялось решение с указанием на наличие описки.

Доводы истца о том, что из телефонного разговора со специалистом КУ ВО «Центр социальных выплат» ей стало известно о том, что будет отказано в назначении субсидии по тому основанию, что неверно составлено соглашение об оплате задолженности по коммунальным услугам, суд не принимает во внимание, поскольку из пояснений представителя ответчика, данных в ходе судебного заседания, форма составления соглашения не влияет на решение в назначении либо в отказе в назначении субсидии. Также требование о какой-либо форме заключения соглашения не установлено и действующим законодательством.

При таких установленных обстоятельствах по делу требование истца об отмене решения КУ ВО «Центр социальных выплат» от 05.03.2020 подлежит отклонению.

В связи с тем, что судом не установлено нарушений прав Кузнецовой Н.С. следовательно оснований для взыскания компенсации морального вреда и почтовых расходов у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кузнецовой Н. С. к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» (филиал по г. Вологде) об отмене решения, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья           Н.Н. Лебедева

    Мотивированное решение изготовлено 19.06.2020

2-3628/2020 ~ М-2529/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецова Наталья Сергеевна
Ответчики
КУ ВО "Центр социальных выплат"
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Лебедева Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
vologodskygor--vld.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2020Судебное заседание
03.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2020Дело оформлено
31.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее