Решение по делу № 2-359/2015 (2-5133/2014;) ~ М-3466/2014 от 03.07.2014

    Гражданское дело

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    <адрес>                                 ДД.ММ.ГГГГ

    Федеральный суд <адрес>

    В составе председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,

    При секретаре ФИО3,

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения Департамента градостроительства администрации <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка,

    УСТАНОВИЛ:

    ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства администрации <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, севернее земельного участка с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства, и о возложении (с учетом уточнений) на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу обязанности по утверждении схемы расположения указанного земельного участка площадью кв.м на кадастровом плане территории и обязанности по принятию в течение одной недели после постановки указанного земельного участка на кадастровый учет решения о его предоставлении ФИО2 в аренду для ИЖС.

    Требования мотивировал тем, что он обратился ДД.ММ.ГГГГ в Департамент градостроительства с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, в чем ему было отказано со ссылкой на отсутствие у него права на льготное представление участка и расположение участка в двух территориальных зонах: жилой и рекреационной лесопарковой. Полагает, отказ в предоставлении земельного участка незаконным, поскольку Департамент градостроительства обязан был рассмотреть вопрос о возможности формирования в указанном заявителем районе земельного участка в зоне Ж.1. Заявитель обязан указать только предполагаемое место расположения земельного участка и его размеры. Обязанности по определению возможных границ формирования участков в зоне Ж.1 с учетом красных линий является обязанностью департамента. В силу положений п.п. 9,10 ст. 30 ЗК РФ при признании отказа в предосалвении земельного участка незаконным суд обязывает орган местного самоуправления предоставить участок заявителю с указанием условий и сроков его предоставления.

    В судебное заседание заявитель ФИО2 не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, его представитель ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно суду пояснила, что Департамент градостроительства обязан был рассмотреть вопрос о возможности формирования участка в указанном заявителе районе и непосредственно в зоне Ж.1 и впоследствии в рамках положений земельного законодательства опубликовать об этом сведения и только при наличии заявлений от других лиц, имеющих преимущественное право, Департамент был бы вправе отказать в его предосалвении заявителю. Между тем Департаментом градостроительства не была соблюдена предусмотренная законом процедура. В связи с передачей полномочий по рассмотрению данных заявлений ДМИЗО администрации <адрес>, просил обязать ДМИЗО утвердит схему расположения испрашиваемого земельного участка и предоставить его заявителю.

        Представитель Департамента градостроительства администрации <адрес> ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, суду пояснила, что Департамент рассматривает заявления граждан в соответствии с приложенной схемой границ испрашиваемого земельного участка и его места расположения. У Департамента отсутствует обязанность самостоятельно определять варианты размещения земельных участков. Кроме того, в связи с наличием очередности в льготном предоставлении участков, оснований для его предоставления заявителю, не относящемуся к данной категории, не имелось. Вопрос о возможности формирования участка в зоне Ж.1 и предоставления его льготной категории лиц Департаментом также не рассматривался.

        Представитель ДМИЗО администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении процесса не просил.

    В силу ч. 1 ст. 257 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о судебном заседании надлежащим образом.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

    Исходя из ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

    Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду…(ч. 1)

Частью 4 данной статьи предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных случаев.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта (ч. 1).

Исходя из ч. 3 указанной статьи предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Порядок рассмотрения заявления граждан (физических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в том числе инвалидов, семьей, имеющих в своем составе инвалида, а также иных льготных категории граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное) право на получение земельных участков в соответствии с действующим законодательством (далее - заявители) о предоставлении земельных участков под ИЖС регламентирован Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 218-р, которым утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее – Административный регламент) (п. 1, п. 2 Административного регламента).

Исходя из п. 17 Административного регламента в заявлении о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства указываются:

данные о заявителе;

предполагаемое место размещения индивидуального жилого дома;

обоснование примерного размера земельного участка;

испрашиваемое право на земельный участок.

Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги согласно п. 2 данного регламента являются в том числе 1) несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам.

В силу п. 27 Административного регламента муниципальная услуга включает в себя следующие административные процедуры:

1) регистрация заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства;

2) проведение градостроительного анализа заявления с приложенными к нему документами;

3) рассмотрение заявлений градостроительной комиссией департамента градостроительства администрации города (далее - Градостроительная комиссия);

4) направление необходимых запросов в уполномоченные организации;

5) проведение анализа заявлений, поступивших в Департамент, на испрашиваемый заявителем земельный участок после публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов;

6) рассмотрение заявлений, поступивших в Департамент, на испрашиваемый заявителем земельный участок после публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов Градостроительной комиссией;

7) направление уведомления об утверждении схемы кадастрового плана территории заявителю;

8) прием и регистрация заявления о подготовке распоряжения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства;

9) издание распоряжения администрации города о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства заявителю;

10) выдача копии распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

При этом п. 29 Административного регламента предусмотрено, что:

1) основанием для начала административной процедуры градостроительного анализа заявления с приложенными к нему документами является поступление заявления о предоставлении муниципальной услуги к уполномоченному специалисту земельного отдела Департамента;

3) уполномоченный специалист земельного отдела Департамента осуществляет градостроительный анализ заявления, выносит его на заседание Градостроительной комиссии;

4) градостроительный анализ заявления о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства включает в себя:

рассмотрение вопроса о соответствии предполагаемого размещения индивидуального жилого дома действующим градостроительным нормам и правилам;

рассмотрение вопроса о соответствии функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение;

изучение градостроительной ситуации на местности и установление фактов наличия на предполагаемом к размещению объекта земельном участке объектов недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, а также временных объектов;

определение вида разрешенного использования земельного участка;

проведение анализа всех ранее поступивших обращений граждан и юридических лиц по испрашиваемому земельному участку и ответов на данные обращения;

получение информации и документов от государственных, муниципальных органов (при необходимости). С целью получения информации и документов, необходимых для осуществления градостроительного анализа, специалист земельного отдела Департамента в двухдневный срок со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов формирует и направляет межведомственные запросы;

оценку количества поступивших заявлений на испрашиваемый земельный участок и наличия у заявителей льгот на предоставление земельного участка;

Процедура же рассмотрения заявлений Градостроительной комиссией регламентирована п. 30 данного Регламента. Так:

1) основанием для начала административной процедуры является поступление заявления с приложенными документами и информации, полученной в результате осуществления градостроительного анализа, на рассмотрение Градостроительной комиссии;

4) результатом осуществления административной процедуры по рассмотрению заявления Градостроительной комиссией является принятие одного из следующих решений:

о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства;

об отказе в предоставлении муниципальной услуги;

о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства;

о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в газете "Городские новости" и размещении на официальном сайте администрации города;

6) уполномоченный специалист земельного отдела Департамента в двухнедельный срок со дня поступления заявления в случае принятия решения, предусмотренного абзацем пятым подпункта 4 настоящего пункта, обеспечивает публикацию сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в газете "Городские новости" и размещение на официальном сайте администрации города….

    В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 обратился ДД.ММ.ГГГГ в Департамент градостроительства администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью кв.м, расположенного в <адрес> (зона Ж.1) севернее земельного участка с кадастровым номером согласно прилагаемой схеме, для индивидуального жилищного строительства. Каких-либо документов, свидетельствующих о наличии у него права на предоставление земельного участка по льготным основанием, им приложено не было.

    По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом градостроительства принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении данного участка, поскольку к заявлению не были приложены копии документов, подтверждающие право на первоочередное (внеочередное) предоставление земельного участка, а также указано, что испрашиваемый участок расположен в двух территориальных зонах: в зоне жилой усадебной застройки (Ж.1) и рекреационной лесопарковой зоне (Р.2).

    Суд находит данный отказ в предоставлении земельного участка незаконным.

    Так, из представленной Департаментом градостроительства схемы расположения испрашиваемого земельного участка усматривается, что он расположен в территориальной зоне (Ж.1) и имеет частичное наложение на территориальную зону (Р.2).

    Исходя же из представленных Департаментом сведений из ИСОГД следует, что зон с особыми условиями использования территорий и красных линий в его районе отсутствуют.

    Между тем в соответствии с положениями п. 17 Административного регламента гражданин при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка указывает предполагаемые размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка, тогда как Департамент обязан рассмотреть вопрос о возможности формирования на данной территории земельных участков (с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков, в частности непосредственно в зоне Ж.1) в порядке, прямом предусмотренном п. 27 Административного регламента.

    Земельный кодекс РФ также не возлагает на граждан при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка обязанности указывать конкретные границ испрашиваемого земельного участка.

Между тем в ходе судебного разбирательства представителем Департамента градостроительства не были представлены доказательства соблюдения процедуры рассмотрения заявления ФИО2, закрепленной Административным регламентов, в том числе проведения градостроительного анализа, рассмотрения заявления градостроительной комиссией, проведения анализа заявлений, поступивших в Департамент, на испрашиваемый заявителем земельный участок после публикации сообщения.

    Таким образом, суд находит, что в нарушение указанных положений правовых актов Департамент не рассмотрел должным образом вопрос о возможности формирования по заявлению ФИО2 земельного участка в пределах одной территориальной зоны (Ж.1) с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков, в связи с чем при предоставлении отказа нарушил права и законные интересы заявителя. При рассмотрении дела в суде уполномоченными органами местного самоуправления также не было представлено доказательств невозможности формирования земельного участка в указанном месте.

    Приведенные в отказе доводы о том, что при обращении он не указал на наличие у него льготного права на предоставление земельного участка, не состоятельны, поскольку как положениями ЗК РФ, так и Административного регламента не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствие льготного права на его предоставление.

При таких обстоятельствах, отказ Департамента градостроительства администрации <адрес> в предоставлении ФИО2 земельного участка является незаконным.

Исходя из полномочий ДМИЗО администрации <адрес>, возложенных на него Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, утвержденным распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , (в том числе п. 25, 67.1, 67.3, 67.8) с учетом изменений, внесенных распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, - к компетенции ДМИЗО с ДД.ММ.ГГГГ относятся вопросы по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении земельных участков.

    Поскольку отказ Департамента градостроительства является незаконным, то в с соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ в порядке восстановления нарушенного права на уполномоченный орган местного самоуправления (ДМИЗО администрации <адрес>) подлежит возложению обязанность по повторному рассмотрению в течение десяти дней заявления ФИО2 в соответствии с процедурой, предусмотренной Административным регламентом..

    Требование же заявителя о возложении на Департамент обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка и его предоставлению выходит за рамки восстановления нарушенных прав, так как данный вопрос относится непосредственно к компетенции Департамента и ранее не был рассмотрен данным уполномоченным органом, в связи с чем он подлежит разрешению с учетом требований градостроительного регламента в соответствии с установленной административной процедурой, а также с учетом соблюдения прав и законных интересов иных лиц, изъявивших желание на получение земельных участков.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Признать решение Департамента градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в предоставлении земельного участка – незаконным.

    Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> рассмотреть в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка в районе: севернее земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес>, с учетом разрешения вопроса о возможности формирования земельного участка в указанном районе в пределах зоны Ж.1.

    В удовлетворении остальной части требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам <адрес> через Центральный районный суд <адрес>.

    Председательствующий:     подпись

    Копия верна:

    Судья                                 Т.В. Ковалева

2-359/2015 (2-5133/2014;) ~ М-3466/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Куликов Сергей Владимирович
Другие
Голенцова Елена Александровна
ДМИЗО администрации г. Красноярска
Департамент градостроительства администрации г. Красноярска
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Ковалева Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
centr--krk.sudrf.ru
03.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2014Передача материалов судье
08.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2014Судебное заседание
23.10.2014Судебное заседание
16.12.2014Судебное заседание
24.02.2015Судебное заседание
17.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2018Дело оформлено
15.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее