Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный суд <адрес>
В составе председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
При секретаре ФИО3,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения Департамента градостроительства администрации <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства администрации <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, севернее земельного участка с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства, и о возложении (с учетом уточнений) на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу обязанности по утверждении схемы расположения указанного земельного участка площадью № кв.м на кадастровом плане территории и обязанности по принятию в течение одной недели после постановки указанного земельного участка на кадастровый учет решения о его предоставлении ФИО2 в аренду для ИЖС.
Требования мотивировал тем, что он обратился ДД.ММ.ГГГГ в Департамент градостроительства с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, в чем ему было отказано со ссылкой на отсутствие у него права на льготное представление участка и расположение участка в двух территориальных зонах: жилой и рекреационной лесопарковой. Полагает, отказ в предоставлении земельного участка незаконным, поскольку Департамент градостроительства обязан был рассмотреть вопрос о возможности формирования в указанном заявителем районе земельного участка в зоне Ж.1. Заявитель обязан указать только предполагаемое место расположения земельного участка и его размеры. Обязанности по определению возможных границ формирования участков в зоне Ж.1 с учетом красных линий является обязанностью департамента. В силу положений п.п. 9,10 ст. 30 ЗК РФ при признании отказа в предосалвении земельного участка незаконным суд обязывает орган местного самоуправления предоставить участок заявителю с указанием условий и сроков его предоставления.
В судебное заседание заявитель ФИО2 не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, его представитель ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно суду пояснила, что Департамент градостроительства обязан был рассмотреть вопрос о возможности формирования участка в указанном заявителе районе и непосредственно в зоне Ж.1 и впоследствии в рамках положений земельного законодательства опубликовать об этом сведения и только при наличии заявлений от других лиц, имеющих преимущественное право, Департамент был бы вправе отказать в его предосалвении заявителю. Между тем Департаментом градостроительства не была соблюдена предусмотренная законом процедура. В связи с передачей полномочий по рассмотрению данных заявлений ДМИЗО администрации <адрес>, просил обязать ДМИЗО утвердит схему расположения испрашиваемого земельного участка и предоставить его заявителю.
Представитель Департамента градостроительства администрации <адрес> ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, суду пояснила, что Департамент рассматривает заявления граждан в соответствии с приложенной схемой границ испрашиваемого земельного участка и его места расположения. У Департамента отсутствует обязанность самостоятельно определять варианты размещения земельных участков. Кроме того, в связи с наличием очередности в льготном предоставлении участков, оснований для его предоставления заявителю, не относящемуся к данной категории, не имелось. Вопрос о возможности формирования участка в зоне Ж.1 и предоставления его льготной категории лиц Департаментом также не рассматривался.
Представитель ДМИЗО администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении процесса не просил.
В силу ч. 1 ст. 257 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о судебном заседании надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Исходя из ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду…(ч. 1)
Частью 4 данной статьи предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных случаев.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта (ч. 1).
Исходя из ч. 3 указанной статьи предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Порядок рассмотрения заявления граждан (физических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в том числе инвалидов, семьей, имеющих в своем составе инвалида, а также иных льготных категории граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное) право на получение земельных участков в соответствии с действующим законодательством (далее - заявители) о предоставлении земельных участков под ИЖС регламентирован Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 218-р, которым утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее – Административный регламент) (п. 1, п. 2 Административного регламента).
Исходя из п. 17 Административного регламента в заявлении о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства указываются:
данные о заявителе;
предполагаемое место размещения индивидуального жилого дома;
обоснование примерного размера земельного участка;
испрашиваемое право на земельный участок.
Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги согласно п. 2 данного регламента являются в том числе 1) несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам.
В силу п. 27 Административного регламента муниципальная услуга включает в себя следующие административные процедуры:
1) регистрация заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства;
2) проведение градостроительного анализа заявления с приложенными к нему документами;
3) рассмотрение заявлений градостроительной комиссией департамента градостроительства администрации города (далее - Градостроительная комиссия);
4) направление необходимых запросов в уполномоченные организации;
5) проведение анализа заявлений, поступивших в Департамент, на испрашиваемый заявителем земельный участок после публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов;
6) рассмотрение заявлений, поступивших в Департамент, на испрашиваемый заявителем земельный участок после публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов Градостроительной комиссией;
7) направление уведомления об утверждении схемы кадастрового плана территории заявителю;
8) прием и регистрация заявления о подготовке распоряжения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства;
9) издание распоряжения администрации города о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства заявителю;
10) выдача копии распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
При этом п. 29 Административного регламента предусмотрено, что:
1) основанием для начала административной процедуры градостроительного анализа заявления с приложенными к нему документами является поступление заявления о предоставлении муниципальной услуги к уполномоченному специалисту земельного отдела Департамента;
3) уполномоченный специалист земельного отдела Департамента осуществляет градостроительный анализ заявления, выносит его на заседание Градостроительной комиссии;
4) градостроительный анализ заявления о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства включает в себя:
рассмотрение вопроса о соответствии предполагаемого размещения индивидуального жилого дома действующим градостроительным нормам и правилам;
рассмотрение вопроса о соответствии функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение;
изучение градостроительной ситуации на местности и установление фактов наличия на предполагаемом к размещению объекта земельном участке объектов недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, а также временных объектов;
определение вида разрешенного использования земельного участка;
проведение анализа всех ранее поступивших обращений граждан и юридических лиц по испрашиваемому земельному участку и ответов на данные обращения;
получение информации и документов от государственных, муниципальных органов (при необходимости). С целью получения информации и документов, необходимых для осуществления градостроительного анализа, специалист земельного отдела Департамента в двухдневный срок со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов формирует и направляет межведомственные запросы;
оценку количества поступивших заявлений на испрашиваемый земельный участок и наличия у заявителей льгот на предоставление земельного участка;
Процедура же рассмотрения заявлений Градостроительной комиссией регламентирована п. 30 данного Регламента. Так:
1) основанием для начала административной процедуры является поступление заявления с приложенными документами и информации, полученной в результате осуществления градостроительного анализа, на рассмотрение Градостроительной комиссии;
4) результатом осуществления административной процедуры по рассмотрению заявления Градостроительной комиссией является принятие одного из следующих решений:
о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства;
об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства;
о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в газете "Городские новости" и размещении на официальном сайте администрации города;
6) уполномоченный специалист земельного отдела Департамента в двухнедельный срок со дня поступления заявления в случае принятия решения, предусмотренного абзацем пятым подпункта 4 настоящего пункта, обеспечивает публикацию сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в газете "Городские новости" и размещение на официальном сайте администрации города….
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 обратился ДД.ММ.ГГГГ в Департамент градостроительства администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью № кв.м, расположенного в <адрес> (зона Ж.1) севернее земельного участка с кадастровым номером № согласно прилагаемой схеме, для индивидуального жилищного строительства. Каких-либо документов, свидетельствующих о наличии у него права на предоставление земельного участка по льготным основанием, им приложено не было.
По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом градостроительства принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении данного участка, поскольку к заявлению не были приложены копии документов, подтверждающие право на первоочередное (внеочередное) предоставление земельного участка, а также указано, что испрашиваемый участок расположен в двух территориальных зонах: в зоне жилой усадебной застройки (Ж.1) и рекреационной лесопарковой зоне (Р.2).
Суд находит данный отказ в предоставлении земельного участка незаконным.
Так, из представленной Департаментом градостроительства схемы расположения испрашиваемого земельного участка усматривается, что он расположен в территориальной зоне (Ж.1) и имеет частичное наложение на территориальную зону (Р.2).
Исходя же из представленных Департаментом сведений из ИСОГД следует, что зон с особыми условиями использования территорий и красных линий в его районе отсутствуют.
Между тем в соответствии с положениями п. 17 Административного регламента гражданин при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка указывает предполагаемые размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка, тогда как Департамент обязан рассмотреть вопрос о возможности формирования на данной территории земельных участков (с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков, в частности непосредственно в зоне Ж.1) в порядке, прямом предусмотренном п. 27 Административного регламента.
Земельный кодекс РФ также не возлагает на граждан при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка обязанности указывать конкретные границ испрашиваемого земельного участка.
Между тем в ходе судебного разбирательства представителем Департамента градостроительства не были представлены доказательства соблюдения процедуры рассмотрения заявления ФИО2, закрепленной Административным регламентов, в том числе проведения градостроительного анализа, рассмотрения заявления градостроительной комиссией, проведения анализа заявлений, поступивших в Департамент, на испрашиваемый заявителем земельный участок после публикации сообщения.
Таким образом, суд находит, что в нарушение указанных положений правовых актов Департамент не рассмотрел должным образом вопрос о возможности формирования по заявлению ФИО2 земельного участка в пределах одной территориальной зоны (Ж.1) с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков, в связи с чем при предоставлении отказа нарушил права и законные интересы заявителя. При рассмотрении дела в суде уполномоченными органами местного самоуправления также не было представлено доказательств невозможности формирования земельного участка в указанном месте.
Приведенные в отказе доводы о том, что при обращении он не указал на наличие у него льготного права на предоставление земельного участка, не состоятельны, поскольку как положениями ЗК РФ, так и Административного регламента не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствие льготного права на его предоставление.
При таких обстоятельствах, отказ Департамента градостроительства администрации <адрес> в предоставлении ФИО2 земельного участка является незаконным.
Исходя из полномочий ДМИЗО администрации <адрес>, возложенных на него Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, утвержденным распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, (в том числе п. 25, 67.1, 67.3, 67.8) с учетом изменений, внесенных распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, - к компетенции ДМИЗО с ДД.ММ.ГГГГ относятся вопросы по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении земельных участков.
Поскольку отказ Департамента градостроительства является незаконным, то в с соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ в порядке восстановления нарушенного права на уполномоченный орган местного самоуправления (ДМИЗО администрации <адрес>) подлежит возложению обязанность по повторному рассмотрению в течение десяти дней заявления ФИО2 в соответствии с процедурой, предусмотренной Административным регламентом..
Требование же заявителя о возложении на Департамент обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка и его предоставлению выходит за рамки восстановления нарушенных прав, так как данный вопрос относится непосредственно к компетенции Департамента и ранее не был рассмотрен данным уполномоченным органом, в связи с чем он подлежит разрешению с учетом требований градостроительного регламента в соответствии с установленной административной процедурой, а также с учетом соблюдения прав и законных интересов иных лиц, изъявивших желание на получение земельных участков.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Департамента градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в предоставлении земельного участка – незаконным.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> рассмотреть в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка в районе: севернее земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, с учетом разрешения вопроса о возможности формирования земельного участка в указанном районе в пределах зоны Ж.1.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам <адрес> через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева